Основная функция науки – выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Можно сказать, что наука есть познание истины, обособившееся в самостоятельную форму культуры. Наука предстает как технология добычи истинного знания.
Поэтому можно сказать, что цель научной деятельности – получение нового знания. Но наука нужна обществу, в конечном счете, потому, что добываемые наукой знания приносит пользу, помогают решить возникающие перед людьми задачи.
Наука основывается на знаниях, которые передаются от поколения к поколения. Поэтому важной составляющей науки является система образования. Цель образования – передача нового знания новым поколениям людей, то есть молодежи. Если нет первого, то не будет и второго. И в этом смысле наука важнее образования. Но в большинстве европейских стран два процесса – получение знаний и распространение знания – стараются не разрывать. Поэтому западные университеты выполняют обе функции, как научную, так и педагогическую. Университетский профессор там является одновременно и исследователем, и ученым, и педагогом. В Украине сложилась иная традиция. Здесь науку делают одни люди, а образование – другие. Большой наукой занимается Академия наук, а образованием занимается Министерство среднего и высшего образования.
|
|
Под наукой в наше время понимается:
-во-первых, особая совокупность знаний;
-во-вторых, особый вид деятельности;
-в-третьих, особая отрасль общественного труда.
Рассмотрим особенности современной науки в этих трех аспектах.
Научное знание и его особенности заключаются в следующем.
1. Рациональности всех положений и выводов. Все положения науки должны быть доступны пониманию разумом, а не верой.
2. Объективности, безличности. Истина не зависит от убеждений и предубеждений.
3. Воспроизводимости и повторяемости результата любым исследователем в аналогичных исследованных условиях.
4. Логической строгости, точности, однозначности.
5. Логической взаимосвязи различных элементов научного знания. Наука – логически упорядоченная система.
Особенности научной деятельности заключаются в следующем.
1. Главный вид – исследовательская деятельность. Другие виды: сбор информации по теме исследования, подготовка необходимого оборудования, оформление результатов исследования и т.п.
2. Средства научной деятельности: приборы, инструменты, экспериментальные установки, обоснования и доказательства и т.п.
3. Этика научной деятельности. Самостоятельность исследования, ссылки на используемые труды и т.п.
Наука как отрасль общественного труда включат в себя следующее.
|
|
1. Различные учреждения и организации (институты, академии, лаборатории)
2. Систему научных коммуникаций – научных изданий, конференций, патентных служб и т.п.
3. Дифференциацию профессий и специальностей.
Вопросы для самостоятельной работы
1. Перечислите основные периоды развития науки.
2. Определите смысл и цель научной деятельности.
3. Объясните, почему наука непосредственно связана с системой образования?
4. Объясните, в чем состоят особенности научной деятельности?
5. Классифицируйте основные направления современного научного знания.