Основные функции науки и ее смыслы

Основная функция науки – выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Можно сказать, что наука есть познание истины, обособившееся в самостоятельную форму культуры. Наука предстает как технология добычи истинного знания.

Поэтому можно сказать, что цель научной деятельности – получение нового знания. Но наука нужна обществу, в конечном счете, потому, что добываемые наукой знания приносит пользу, помогают решить возникающие перед людьми задачи.

Наука основывается на знаниях, которые передаются от поколения к поколения. Поэтому важной составляющей науки является система образования. Цель образования – передача нового знания новым поколениям людей, то есть молодежи. Если нет первого, то не будет и второго. И в этом смысле наука важнее образования. Но в большинстве европейских стран два процесса – получение знаний и распространение знания – стараются не разрывать. Поэтому западные университеты выполняют обе функции, как научную, так и педагогическую. Университетский профессор там является одновременно и исследователем, и ученым, и педагогом. В Украине сложилась иная традиция. Здесь науку делают одни люди, а образование – другие. Большой наукой занимается Академия наук, а образованием занимается Министерство среднего и высшего образования.

Под наукой в наше время понимается:

-во-первых, особая совокупность знаний;

-во-вторых, особый вид деятельности;

-в-третьих, особая отрасль общественного труда.

Рассмотрим особенности современной науки в этих трех аспектах.

Научное знание и его особенности заключаются в следующем.

1. Рациональности всех положений и выводов. Все положения науки должны быть доступны пониманию разумом, а не верой.

2. Объективности, безличности. Истина не зависит от убеждений и предубеждений.

3. Воспроизводимости и повторяемости результата любым исследователем в аналогичных исследованных условиях.

4. Логической строгости, точности, однозначности.

5. Логической взаимосвязи различных элементов научного знания. Наука – логически упорядоченная система.

Особенности научной деятельности заключаются в следующем.

1. Главный вид – исследовательская деятельность. Другие виды: сбор информации по теме исследования, подготовка необходимого оборудования, оформление результатов исследования и т.п.

2. Средства научной деятельности: приборы, инструменты, экспериментальные установки, обоснования и доказательства и т.п.

3. Этика научной деятельности. Самостоятельность исследования, ссылки на используемые труды и т.п.

Наука как отрасль общественного труда включат в себя следующее.

1. Различные учреждения и организации (институты, академии, лаборатории)

2. Систему научных коммуникаций – научных изданий, конференций, патентных служб и т.п.

3. Дифференциацию профессий и специальностей.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Перечислите основные периоды развития науки.

2. Определите смысл и цель научной деятельности.

3. Объясните, почему наука непосредственно связана с системой образования?

4. Объясните, в чем состоят особенности научной деятельности?

5. Классифицируйте основные направления современного научного знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: