Правило 12 Парусные суда

(a) Когда два парусных судна сближаются так, что возникает опасность столкновения, то одно из них должно уступить дорогу другому следующим образом:

(i) когда суда идут разными галсами, то судно, идущее левым галсом, должно уступить дорогу другому судну;

(ii) когда оба судна идут одним и тем же галсом, то судно, находящееся на ветре, должно уступить дорогу судну, находящемуся под ветром;

(iii) если судно, идущее левым галсом, видит другое судно с наветренной стороны и не может точно определить, левым или правым галсом идет это другое судно, то оно должно уступить ему дорогу.

(b) По этому Правилу наветренной стороной считается сторона, противоположная той, на которой находится грот, а при прямом вооружении — сторона, противоположная той, на которой находится самый большой косой парус.

Комментарий:

Пункт (a)(iii) включен для того, чтобы привести это Правило в соответствие с международными Правилами проведения гонок яхт. Остальные пункты идентичны с Правилом 17 «Правил 1960 года».

Парусное судно, которое обязано уступить дорогу другому парусному судну, должно предпринять заблаговременные и решительные действия для расхождения на безопасном расстоянии, а другое судно должно пытаться идти прежним курсом и скоростью, однако изменения ветра могут сделать это затруднительным.

Рис 37. Правило расхождения парусных судов.

А – судно А уступает дорогу судам В, C и D; В – судно В уступает дорогу судну С и сохраняет курс и скорость относительно судов А и D; С – судно С сохраняет курс и скорость относительно судов А, В и D; D – судно D уступает дорогу судам В и С и сохраняет курс и скорость относительно судна А.

Исключения

Парусное судно, приближающееся к другому парусному судну с направления более 22,5° позади траверза, является обгоняющим судном и должно держаться на расстоянии независимо от направления ветра. Парусное судно также должно уступить дорогу всякому парусному судну, которое занято ловом рыбы или не управляется и показывает соответствующие огни или знаки.

Рис 38. Правило обгона парусных судов.

Суда А и С, приближающиеся к судну В с направления более двух румбов позади его траверза, являются обгоняющими и должны держаться в стороне от него.

Сомнительный случай

Пункт (a)(iii) включает вызывающий сомнения случай, когда парусное судно, идущее левым галсом, видит ночью зеленый огонь другого парусного судна с наветренной стороны и не может определить, идет ли другое судно таким же галсом и обязано уступить дорогу или же оно идет правым галсом и обязано сохранять свой курс и скорость. В таких обстоятельствах оно обязано держаться на расстоянии, предпочтительно по ветру, принимая во внимание тот факт, что другое судно может предпринять действия для избежания столкновения (рис 39).

Рис 39. Правила расхождения судов в сомнительных ситуациях.

Судно А уступает дорогу судну С и сохраняет курс и скорость относительно судна В. В сомнительных случаях судно А должно уступить дорогу судам С и В.

Парусное судно, которое идет правым галсом и видит ночью красный огонь другого парусного судна с наветренной стороны, может быть также не в состоянии определить, идет ли другое судно левым или правым галсом. Однако другое судно обязано уступить дорогу в любом случае, поэтому следует сохранять курс и скорость (рис 40).

Рис 40. Правила расхождения с судами, идущими с наветренной стороны.

Судно А сохраняет курс и скорость относительно судов В и С.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: