Урок 2

ЛЕОН ВАЛЬРАС

ЭЛЕМЕНТЫ ЧИСТОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ ИЛИ ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО БОГАТСТВА

(…)

Урок 2.

(…)

16. Нам необходимо разграничить науку, искусство и мораль. Иными словами, речь идет о том, чтобы обратиться к философии науки вообще с тем, чтобы придти к философии политической и общественной экономии в частности.

Является истиной, давно высказанной в философии Платона, что наука изучает не тела, а факты, чьим театром действия являются тела. Тела уходят, а факты остаются. Факты, их отношения и законы – таков предмет любого научного исследования. Впрочем, науки могут различаться лишь в силу различия их предмета, или изучаемых ими фактов. Таким образом, чтобы различать науки, надо различать факты.

17. …Факты, имеющие место в нашем мире, могут рассматриваться как факты двух видов: одни порождаются игрой сил природы, сил слепых и фатальных; другие имеют своим источником проявление воли человека, что является силой проницательной и свободной. Факты первого рода имеют своим театром действия природу, поэтому мы будем называть их естественными фактами. Факты второго рода имеют своим театром действия человечество, поэтому мы будем называть их гуманитарными. …Во Вселенной есть сила, которая сознает себя и управляет собою: это воля человека. (…) Последствия сил природы составят, …предмет исследования, которое можно назвать чистой естественной наукой, или наукой в собственном смысле слова. Последствия человеческой воли будут сначала предметом исследования, которое можно назвать чистой наукой о морали или историей, а затем исследованием, которое можно назвать иначе – либо искусством, либо моралью, как мы увидим ниже.

18 (…) Факт проницательности и свободы человеческой воли разделяет все существа Вселенной на два крупных класса: людей и вещей. Всякое существо, не знающее себя и не владеющее собой, является вещью. Всякое существо, которое знает себя и владеет собою, является человеком. (…)

Цель вещей рациональным образом подчинена цели людей. (…) Человеческая личность, напротив, уже по одному тому, что она знает себя и владеет собой, несет на себе бремя по самостоятельному достижению цели, она ответственна за исполнение своей судьбы, она будет достойна похвалы, если исполнит ее, или осуждения в противном случае. Она, следовательно, обладает полной способностью, полной свободой действий в том, чтобы подчинить цель вещей своей собственной цели. Эта способность, эта свобода действий носит особый характер: это – моральная власть, это – право. Таково основание права людей по отношению к вещам.

…Если цель всех вещей подчинена цели всех людей, то, напротив, цель какого-либо одного человека не подчинена цели какого-либо другого человека. Если бы на Земле был всего один человек, он был бы хозяином всех вещей. Но дело обстоит не так, и поэтому все те, кто находится на ней, будучи в равной степени людьми, равно ответственны за достижение своей цели, за исполнение своей судьбы. Все эти цели, все эти судьбы должны координироваться между собой. Именно в этом источник взаимности права и долга в отношениях между людьми.

19. Исходя из этого, мы видим, что есть основание для проведения глубокого различия в гуманитарных фактах. Надо различать, с одной стороны, факты, проистекающие из воли, из деятельности человека, осуществляющейся по отношению к пещам, иными словами, отношения между людьми и вещами. Надо различать, с другой стороны, факты, проистекающие из воли, из деятельности человека по отношению к воле, к деятельности других людей, – иными словами отношения между людьми. Законы этих двух категорий фактов по сути различны. Задача воли человека, осуществляющейся по отношению к силам природы, цель отношений между людьми и вещами – это подчинение цели вещей цели человека. Задача воли человека, проявляющейся по отношению к воле других людей, задача отношений между людьми – это координация судеб людей между собой.

Итак, закрепляя, как это положено, данное различие с помощью определений, я называю индустрией совокупность фактов первой категории и нравами совокупность фактов второй категории. Теория индустрии будет называться прикладной наукой, или искусством; теория нравов – наукой о морали или моралью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: