Каковы особенности вальдорфского образования? Чем отличаются вальдорфские школы от других альтернативных школ, систем образования?

Вальдорфская школа. Что это?

Более восьмиста вальдорфских школ в разных странах мира (Европа, Азия, Южная и Северная Америка, Африка) разделяют общий подход к образовательным идеям Рудольфа Штейнера (1861-1925), австрийца по происхождению, ученого, художника и философа. Штейнер основал первую вальдорфскую школу в1919 году в Штутгарте (Германия), где впервые был применен практический подход к образованию, основанный на глубоком понимании существа ребенка: кто он такой, как он развивается, каким образом откликается на воздействие. Вальдорфские школы представляют собой самую большую и, по всей видимости, самую быстро растущую группу среди независимых частных школ мира. В вальдорфских школах нет централизованного административного управления; каждая школа административно независима. Но существуют ассоциации, которые готовят педагогов, публикуют методические и другие материалы, проводят конференции и работают в поддержку движения.

Каковы особенности вальдорфского образования? Чем отличаются вальдорфские школы от других альтернативных школ, систем образования?

Отличие в самой цели обучения - формирование личностей, способных в себе и из себя наделять свою жизнь смыслом. Задача вальдорфского образования - обучение ребенка в целом: головы, сердца, рук. Программа вальдорфских школ широка и сочетает академические предметы с художественно-практическими навыками. Вальдорфские учителя настроены на поощрение в каждом ребенке искренней любви к учению. Для изучения академических предметов широко используются игры и художественные приемы, таким образом в учениках формируется внутренняя потребность к учению, что позволяет покончить с системой соревновательных оценок и показателей.

Некоторые характерные особенности вальдорфского обучения:

· На начальной стадии академическим предметам уделяется немного внимания. Программа первого класса предусматривает их в минимальном объеме. Чтению не учат до второго класса, хотя детей знакомят с буквами (в 1 и 2 классах). В средней школе (1-8 классы) у учеников есть классный учитель (основной), который обучает, наблюдает и опекает детей и остается с классом (идеальный случай) на все восемь лет школы.

· Первые восемь лет обучения все предметы одинаково важны для ребенка. Определенные занятия, которые в обычных школах часто считают второстепенными, в вальдорфских школах являются основными: искусство, музыка, садоводство, иностранные языки (обычно 2 в средней школе) и т. д. В младшей школе предметы вводятся постепенно из художественной среды, поскольку дети лучше реагируют на эту среду, чем на сухие лекции и зубрежку. Все дети учатся игре на флейте и вязанию.

· Как таковых учебников не существует: у всех детей есть рабочая тетрадь, которая становится их рабочей книгой. Таким образом они сами пишут себе учебники, где отражают свой опыт и то, чему научились. Старшие классы используют учебники в дополнение к работе по основным урокам.

· Обучение в вальдорфской школе не является состязательным. В средней школе не выставляют оценок; в конце каждого года учитель пишет подробный детальный отчет-характеристику на каждого ученика. При переходе в другую школу могут быть выставлены оценки.

· Метод преподавания. Подача материала начинается с восприятия - увидеть, пережить, удивиться. Таким образом приобретается жизненный опыт, на основе которого делаются выводы, строятся теории. Восприятие, чувство, мысль, - вот три ступени в процессе обучения, таком процессе, который находится в гармонии с природой ребенка и отвечает его нуждам. Ученики вальдорфских школ обучаются в согласии с их собственными духовными силами и в ритме с их собственным духовным, физическим, умственным и эмоциональным развитием. Уроки в вальдорфских школах живые и интересные, они бросают вызов и стимулируют воображение, так как к детям обращаются не только как к существам, способным только мыслить, но и как к существам, которые имеют еще руки и сердце.

Вальдорфское образование готовит учащихся войти во взрослую жизнь со способностями:

· самодисциплины;

· свободного, независимого, аналитического и критического мышления;

· благоговейного отношения к красоте и чудесам мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: