Как учат чтению в вальдорфской школе?

Программа вальдорфской школы начинается с устной традиции - самой первой формы сохранения знаний человечества. Устный подход используется на протяжении всего обучения. Особенно усилена устная традиция в детском саду и в первом классе. Чтению уделяется меньше внимания часто даже и во втором классе. На самом деле чтение в вальдорфской школе следует за усвоением основ письма - так же точно, как это сделало человечество - придумало письменность прежде, чем начало читать. Когда начинаем преподносить основы письменности в первом классе, этим мы помогаем детям открыть каждую букву примерно так же, как это делали древние люди, выводя форму буквы из пиктограммы. Письмо возникает из художественных работ детей, и их способность к чтению появляется вполне естественно, без усилий как ступень овладения лингвистическим общением. Напечатанные учебники не появляются в вальдорфской школе так рано, как в других школах. Тем не менее дети создают свои собственные красочные учебники по каждому предмету. В первом классе такие учебники в основном состоят из рисунков, которыми дети иллюстрируют услышанную сказку. На самом деле они фиксируют самые первые свои шаги по направлению к миру формального образования, овладевая понятиями системы письма, ведущей к самому письму, а затем и к чтению. Сначала дети читают с доски, а затем они читают то, что они записали с большой осторожностью в тетрадях на главном уроке. Большинство детей овладевает чтением в третьем классе, хотя уже во втором многие дети успешно справляются с чтением.

Какую роль играет искусство в учебном плане?

Искусство - это фундамент вальдорфского учебного плана. Это иллюстрирует следующий афоризм: "Ребенок, который учится работать руками, становится исполнителем. Ребенок, который учится работать руками и головой, становится создателем. Ребенок, который учится работать руками, головой и сердцем, становится творцом." Самые глубокие привычки ребенка и его стиль поведения формируются очень рано, когда он находится на "копирующей" стадии развития. В это время художественное самовыражение наиболее подходяще, чем всякая другая форма деятельности, для культивирования положительных привычек и манер ребенка, особенно для обеспечения того, чтобы позднее в жизни он имел возможность интересоваться всем в окружающем мире. Художественная деятельность позволяет ребенку найти средство выражения в ответ на импульсы, приходящие из внешней среды. Этот процесс ставит внутреннее существо ребенка в соприкосновение с его физическим существом, и, таким образом, работа в искусстве производит важное влияние даже на физический рост и развитие. Эта неразрывная связь между телом и душой - характерная черта детства, и мы замечаем это в инстинкте ребенка выражать на физическом уровне свои чувства и эмоции. Чтобы действия ребенка не были бездумны и хаотичны, необходимо направить выражение его внутреннего порыва чувств на создание каких либо вещей, прибегая к помощи изобразительного искусства. Тем не менее, художественная деятельность не бывает только "выразительной" - в этом случае она имела бы мало отличий от вспышек раздражения или гнева. Она должна быть также и созидательной: как по отношению к развивающемуся взаимодействию ребенка с внешним миром, так и по отношению к внутреннему миру его души. Самое важное - еще со школьного возраста привить у ребенка любовь к искусству, т.к. оно является основной сутью его природы. Именно поэтому художественная деятельность и входит в учебную программу вальдорфской школы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: