Дортский синод без прикрас

Многие среди тех, кого интересует вопрос спасения верующего, не имеют ни малейшего представления о решениях Дортского (Дортрехтского) синода, состоявшегося несколько сотен лет назад в Нидерландах. Как бы то ни было, этот синод, созванный Реформатской церковью, был исключительно важным событием, на котором надо остановиться по ряду причин. В частности, потому, что на него часто ссылаются в богословских дискуссиях, а его решения представляются конечным словом в кальвинистско-арминианской полемике о спасении верующего. Таким образом, Дортский синод до сих пор продолжает оказывать глубокое влияние на протестантский мир.

На Дортском синоде в 1618-1619 гг. взгляды ремонстрантов были отвергнуты как еретические (Ремонстрация - документ из пяти пунктов с выражением несогласия арминиан с позицией строгого кальвинизма (Funk & Wagnalls Standard Dictionary of the English Language. Vol. 2. New York: Funk & Wagnail Company. P. 1066). Под еретической позиций подразумевается позиция, отличающаяся от общепризнанной нормы). Синод провозгласил также истинность кальвинистского учения по пяти затронутым вопросам. Оно известно сейчас как пять пунктов кальвинизма. Название кальвинизм учение получило по имени Жана Кальвина, изложившего эти взгляды наряду со многими другими.

Пять пунктов кальвинизма, принятые синодом, заключаются в следующем: 1) полная греховность, 2) безусловное избрание, 3) ограниченное искупление, 4) неодолимая благодать или эффективность призыва Духа и 5) неотступность святых или вечная безопасность (Robert P. Lightner, Sin the Savior, and Salvation (Nashmille, TN: Thomas Nelson Publishers, 1991). P. 110. Обратите внимание: д-р Лайтнер не проводит различия между неотступностью святых и вечной безопасностью, как некоторые пытаются делать это сегодня).

Вот что говорят другие:

«Название кальвинизм пришло из XVII века, в значительной степени как противопоставление учению Арминия, осужденного Дортским синодом в 1618 году» (The New International Dictionary of the Christian Church. J.D. Douglas, General Editor (Grand Rapids, MI: Zonderman Publishing House, 1974). P. 179).

«... На прошедшем в 1618-1619 гг. Дортрехтском синоде ремонстрантские взгляды были осуждены как иноверие» (The Oxford Encyclopedia of the Reformation. Vol. 2. Hans J. Hillerbrand, Editor in Chief (New York: Oxford University Press, 1996). P. 198. Иноверие означает несогласие с ортодоксальной позицией).

«Наивысшей точки полемика между арминианами и кальвинистами достигла на Дортском синоде, на котором арминианство подверглось осуждению, а кальвинизм получил безоговорочное одобрение» (John F. Walvoord in Five Views on Sanci ificat ion (Grand Rapids, NL 7-ondervan Publishing House, 1987). P. 223).

«Эта богословская система [кальвинизм] на Дортском соборе в 1619 году получила признание как учение о спасении, основывающееся на Писании. В то время система сводилась к «пяти пунктам» (в противовес пяти пунктам, предложенным арминианами), которые в конечном счете получили известность как „пять пунктов кальвинизма"» (H. Wavne House. Charts ofCliristian Tlieologif and Doctrine (Grand Rapids, NI: Zondervan Publishing House, 1992). P. 100)).

«... Классические очертания кальвинизм принял в ходе горячих дискуссий, связанных с учением Якоба Арминия (1560-1609 гг.). Полемика проводилась в основном в Голландии и официально закончилась на Дортском синоде, принявшем хорошо известные „пять пунктов кальвинизма"» (Stanley J. Grenz. Theology for the Communilii of God (Nashville, TN: Broadman & Holman Publishers, 1994 ed.). P.585).

Эти цитаты, как и многие им подобные, отражают тот исторический факт, что в Дорте арминианство было отвергнуто как ересь и осуждено, а кальвинизм получил одобрение. Но они не показывают общего фона событий, то есть как, почему и на каком основании произошло это осуждение. Если вы подобны большинству простых людей, вы испытаете потрясение, узнав о подоплеке решений Дортского синода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: