Движений и организаций

Служа необходимым компонентом политической борьбы, мобилизуя волю и действия многих людей, политическая партия, однако, обладает рядом негативных качеств, которые нередко отсутствуют в других формах организованного представления интересов граждан в политике, в частности, в общественно-политичес­ких движениях и группах давления.

Общественно-политические движения - это динамичные сообщества больших масс людей, осознавших общность своих социальных, экономических, духовных и иных интересов и их отличие от интересов других классов, слоев или групп населения по одному или нескольким существенным для них признакам. Основные критерии: массовость, добровольность, отсутствие фиксированного членства, жестких и четких принципов руководства, однородной и комплексной программы, нестабильность, порой переходящая в стихийность. Цели движений часто формулируются в виде общих понятий: свобода, справедливость, национальное возрождение, мир, разоружение, экология и т.п. Многие движения не всегда имеют руководящие органы.

В движения включаются граждане, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя уставными нормами и программными целями политических партий, а также лица со спонтанными, неявно выраженными социально-политическими интересами. В отличие от политических партий социальная база общественно-поли-тических движений аморфная, пестрая и более широкая. К одному и тому же движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, этнических, региональных и других групп.

Чем же привлекают людей разнообразные политические движения? Какова их сущность и функции, состав и структура?

Политические движения существенно отличаются от партий. Во-первых, они не придерживаются определенной идейно-политической ориентации и в каждом из них могут участвовать люди самых разных ориентаций, не говоря уже об их принадлежности к разным социальным, этническим, конфессиональным, профессиональным и другим группам. Поэтому их общественная база шире, чем у партий, а состав - пестрее.

Возникающие иногда у тех или иных участников движения стремления связать его с одной идейно-теоретической ориентацией, угрожает движению распадом или ведет к его трансформации в партию.

Во-вторых, политические движения, как правило, придерживаются только одной политической концепции и добиваются решения лишь одной обычно крупной политической проблемы, имеют одну цель, а не комплекс проблем и целей, как партии. Достигнув этой цели, движения прекращаются. Так, например, произошло с движением за ликвидацию иностранных военных баз в Европе, активизировавшимся в 70-х годах и подтолкнувшим государства к решению этой важной проблемы.

Но общее количество движений в целом не уменьшилось, а возросло, т.к. новых появляется больше, чем распадается или трансформируется в партии.

В-третьих, политические движения стремятся воздействовать на власть, но сами, как правило, ее не добиваются. Если у какого-либо движения появляется желание обладать властью, это верный признак его трансформации в партию.

В-четвертых, все движения имеют ядро - инициативные группы: местные, в стране, регионе, глобальные. нередко в движениях участвуют разнообразные организации-клубы, союзы, общества и партии. Иногда они выступают в качестве инициативных групп на том или ином уровне. Но даже и в таком случае движения отличаются от партий отсутствием формальной внутренней иерархии, систематической организации и дисциплины. Они развиваются на основе солидарности и самостоятельности их добровольных участников.

Попытки партий полностью контролировать то или иное движение ведут к его разложению или, мешая самостоятельности, превращает в марионетку, теряющую влияние. Так произошло с некоторыми движениями за мир, которые различные партии, в том числе коммунистические, пытались подчинить своим целям.

Функции политических движений сводятся к концентрации максимальной политической силы - совместных выступлений всех так или иначе заинтересованных людей и организаций для решения одной из важнейших политических проблем посредством воздействия на власть в соответствующем направлении. Именно эта концентрация разнородных сил на одном направлении обеспечивает эффективность движений - позволяет, хотя не всегда, добиваться перевеса сил и успеха.

Движения широко используют все средства политической социализации и рекрутирования. Стремясь привлечь внимание общественности к выдвигаемой ими задаче, они не ограничиваются обычными средствами массовой информации. создают свои каналы, издают листовки, устраивают выставки. проводят митинги и демонстрации.

Их инициативные группы стремятся координировать такую деятельность и обеспечить ее материально. Однако в большинстве случаев единственным источником средств движений являются добровольные взносы самих его участников и спонсоров.

Разнообразие современных политических движений исключает возможность их одномерной классификации. К их типологии нужен комплексный подход.

Общественные политические движения можно дифференцировать по:

1. Классовому, партийно-политическому признаку (буржуазные - с различными оттенками; либерально-демокра­тические; право и лево радикальные; рабочие; социал-демократические; коммунистические; крестьянские). Исходя из классовых основ, можно в свою очередь выделить: движения, созданные на классовой основе; на классово-подобной основе; на межклассовой основе.

2. По методам и целям, помня о том, что каждое движение выдвигает только одну цель. В целом все цели можно отнести к одной из четырех групп проблем: социально-политических, культурных, этнополитических, политэкологических. Следовательно, движения тоже можно разделить по их целям на 4 соответствующие группы. Движения могут быть революционные, демократические, революционно-демократические, национально-освободи­тельные, антифашистские, антимонопольные, антивоенные и др.

3. По масштабам - многие из них являются местными -возникают, развиваются и бывают активны лишь в одном округе, городе. Например, движение против отравления предприятиями воды и воздуха в Уфе или за ликвидацию той или иной военной базы. Другие охватывают всю страну. Таким стало движение за ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы. Примерами могут быть национальные движения в Иране, Афганистане, Палестине и др.

Многие движения имеют региональный размах, охватывая ряд стран. К ним можно отнести движение за спасение Аральского моря, движение солидарности арабских народов и т.п. Немало различных движений действует в мировом масштабе. К уже названным выше «Международная амнистия» и «Зеленый мир» можно добавит деятельность и других - студенческих, молодежных, женских движений, движений солидарности журналистов, юристов, медиков, писателей, христиан, рабочих, ветеранов войны, противников ядерного оружия и т.д. Многие из них опираются на региональные центры и движения в отдельных странах.

4. По интересам - профессиональные, спортивные, культурно-просветительные

5. По социально-демографическому признаку - женские, молодежные, детские, ветеранов войны и труда.

6. По степени и форме организации: стихийные (лишенные организации), чаще всего кратковременные; слабо организованные (также кратковременные); с высокой степенью организации и продолжительности.

Политические движения имеют свою внутреннюю динамику, которую в общем виде можно охарактеризовать как прохождение через следующие стадии развития:

а) Создание предпосылок движения. На этой стадии происходит обмен идеалами и кристаллизуются общие взгляды и необходимости формирования движения (если оно создается снизу); либо путем пропагандистского воздействия его рекрутируют сторонники (если политическое движение формируется сверху).

б) Стадия артикуляции стремлений интересов. На данном этапе происходит выработка более или менее развернутой программы движения. Таким образом, можно уже говорить о появлении самого политического движения.

в) Стадия агитации. На этом этапе своего развития движение концентрируется, прежде всего, на привлечении участников и сторонников - другими словами, на политической агитации.

г) Стадия развитой политической деятельности. Здесь движение концентрирует свое внимание на попытках проведения своей программы в жизнь путем борьбы за власть или оказание влияния на правительство.

д) Стадия затухания политического движения. В нее входят политические движения, цели которых уже осуществлены или оказались неосуществленными.

Наряду с общественно-политическими движениями необходимо определить и существенные характеристики общественно-политических организаций. Они являются устойчивыми добровольными объединениями людей на основе общности социальных, экономических, политических, духовных интересов с целью их удовлетворения, развития общественно-политической активности, их защиты.

Отличительные критерии этих организаций: постоянная ориентация на определенные действия, относительная стабильность состава, структуры, принципов деятельности. Общественные организации могут объединяться между собой для совместных действий в блоки, союзы, организации как местного, так и международного уровня. Их общественный статус определяется государст­венным законом и собственными регламентирующими докумен­тами, наиболее распространенным из которых является Устав.

В отличие от политических партий общественно-полити­чес­кие организации занимаются политической деятельностью лишь по­с­тольку поскольку это необходимо для выполнения их задач, лежащих в иной сфере общественной деятельности или добиваются осуществления отдельных политических требований. Так, например, профсоюзы, хотя и выдвигают нередко политические требования, руководят в основном экономической борьбой рабочего класса. Они не стремятся взять в свои руки руководство государственными делами.

Общественно-политические организации также можно разделить на: организации с сильно разработанными системами идейно-политических и моральных связей, т.е. политические партии; организации, опирающиеся на принципы добровольного членства лиц, заинтересованных в реализации определенных целей и решении проблем, с такой реализацией связанных (профсоюзные, молодежные, кооперативные и т.д.); организации, создаваемые с целью поддержки определенных программ или даже отдельных лиц.

В свою очередь, ту или иную общественно-политическую организацию, исходя из ее роли в обществе, отношения к государству и другим общественным организациям, можно отнести к следующим типам:

а) Организации, оказывающие руководящее воздействие на государство путем политического управления его деятельностью в рамках, определенных Конституцией (политические партии).

б) Организации, которые координируют свои цели с деятельностью государственного аппарата на уровне партнерства и в рамках, определенных законом; государство создает им определенные условия деятельности, а они сотрудничают с ним в целях разрешения общих проблем (профсоюзы, комсомол).

в) Организации, на деятельность которых существенное воздействие оказывает государство, определяя условия и рамки их деятельности, координируя их начинания с собственной деятельностью и контролируя их (кооперативные, различного рода «чрезвычайные организации», либо организации локального характера).

г) Организации, которым государство предоставляет свободу деятельности, соответствующей их характеру и предназначению, заботясь при этом, чтобы их деятельность не вступала в противоречия с основными интересами государства (религиозные организации).

Все общественно-политические движения и организации в своей деятельности сохраняет ряд общественных функций: политической социализации личности, выявления и формирования общественного мнения различных групп общества, социального контроля за деятельностью различных структур государственной власти, партнерства с партиями и другими общественными институтами в выработке политических решений.

Структура всех общественно-политических движений очень разнообразна. При анализе общественно-политических движений мы не должны забывать о том, что у их участников нет жестких обязательств перед организацией, членом которой он себя считает, более широк выбор форм собственного участия или поддержки деятельности движения и его целей. Многие наиболее важные политические проблемы решаются за счет активных усилий именно движений (экологические проблемы, борьба за мир, демократизация общества).

В деятельности общественно-политических движений, как это не прискорбно, довольно часто доминируют частные интересы, которые ведут к разрыву с интересами целостности движения. В итоге довольно часто возникают группы давления.

К последним относятся различные лоббистские группы и организации, представляющие в государственных, правительственных органах интересы тех или иных групп (промышленных, финансовых, профсоюзных, религиозных). Группами давления можно считать и традиционно присутствующие в политике и политической деятельности тайные общества и организации, их типичным примером служат масоны или «триады» на Востоке.

Для осуществления политического давления используются различные формы подкупа, снабжения дозированной или искажен­ной информацией лиц, представляющих интерес. Предпринимаются усилия по целенаправленному формированию общественного мнения по тому или иному важному политическому вопросу, наконец, просто насильственные террористические действия.

Особую опасность для любой политической системы представляют мафиозные структуры, вырастающие в результате сращивания мира уголовной преступности с представителями власти и управления. Результатом действий мафиозных структур служит подрыв доверия членов общества к легальным средствам реализации назревших потребностей, провоцирование социального и политического кризиса.

Почти повсеместная политизация обществ обусловила вовлечение в поиски решения политических проблем различных общественных организаций, не выдвигающих политических целей. Среди них: профессиональные союзы трудящихся, защищающие их непосредственные интересы на производстве, уже с конца ХIХ века ориентировались на различные политические партии - либеральные, христианские, социалистические. Уже тогда некоторые профсоюзы стали опорой или составной частью рабочих партий (Англия, Бельгия, Австралия).

С 20-х годов профсоюзное движение в мировом масштабе оказалось расколотым не по своим непосредственным интересам, а по разным идейно-политическим направлениям. Несмотря на попытки преодолеть такой раскол, мешавший солидарности в решении профсоюзных проблем, он во второй половине 40-х годов под воздействием противоборствовавших сил углубился. Достаточно оснований утверждать, что такая идеологизация и политизация профсоюзов мешала им эффективно решать свои задачи и нанесла интересам трудящихся большой ущерб. Хотя между ранее враждовавшими объединениями профсоюзов теперь развиваются контакты, последствия раскола еще не преодолены.

Политизация профсоюзов в 80-90-х годах имеет иной характер. Она представляется следствием активизации профсоюзов в защите непосредственных интересов трудящихся, стремления добиться решения проблем, которые не удается решить на предприятиях. К ним относятся проблемы структурной и технологической безработицы, реализации программы занятости, смягчения последствий инфляции путем индексации заработной платы, гуманизации производства, производственной демократии и т.п.

В нашей стране по инициативе снизу возникли независимые профсоюзы, которые объединились в Ассоциацию советских профсоюзов СССР. В этом процессе проявилось, а затем приобрело организационные формы недоверие членов профсоюза к официальным профкомам, многие из которых были поражены бюрократизмом, невнимательны к нуждам человека труда, оказались в «кармане» командно-административной системы и «забыли» о своем главном предназначении. Новые профсоюзные центры провозгласили главной целью своей деятельности защиту на всех уровнях власти законных прав и интересов трудящихся. В октябре 1990 года был упразднен ВЦСПС, вместо которого была учреждена Всеобщая конфедерация независимых профсоюзов.

Значительная роль профсоюзов в поисках решения проблем рабочей силы в странах, стремящихся перейти к рыночному хозяйству. Защищая интересы трудящихся, они пытаются найти и поддержать наименее болезненный вариант такого перехода..

В связи с обострением некоторых проблем развития науки и культуры активнее стали выступать по некоторым политическим вопросам объединения ученых и деятелей культуры. Особенно значителен их вклад в поиск путей и средств предотвращения ядерной катастрофы, экологического катаклизма. В России они добиваются необходимой государственной поддержки науки и искусств в особенно трудный для них период перехода к рынку.

Все более заметную роль в политической жизни страны играют объединения и движения, возникшие для достижения целей, которые, казалось бы, далеки от политики: оздоровление окружающей среды, спасение исторических памятников, организация Досуга и т.д. Их представители выступают на политических митингах и появляются в объединениях избирателей, среди местных депутатов. В целях усиления своего социального потенциала и политического влияния они устанавливают контакты с политическими партиями, стремятся объединить своих сторонников в рамках страны.

Более чем прежде, озабочены некоторыми политическими проблемами производственно-промысловые кооперативы. Их, прежде всего, интересует совершенствование законодательства о кооперативной деятельности. Во многих странах оно очень несовершенно и сковывает развитие кооперативного движения. Так было до недавнего времени в России, где был принят закон «О кооперации», открывший простор для расширения кооперативного движения.

Значительно возросла активность различных союзов предпринимателей. Их внимание сосредоточено на законодательном обеспечении своих разнообразных интересов - системы финансов, кредита, налогов, условий найма рабочей силы и т. п. Ряд таких союзов возник и действует и в России, активно содействуя ее переходу к рыночному хозяйству.

Далеко не все социальные интересы разных групп предпринимателей могут учитывать и защищать партии. Поэтому уже давно во многих странах создаются группы представительства политических интересов различных корпораций или предпринимательских кругов. Они устанавливают контакты с депутатами и членами правительства, разъясняют свои интересы, добиваются соответствующих инициатив, не всегда ограничиваясь законными средствами. Подобные группы давления на законодательную и исполнительную власть действуют во многих странах.

Не выдвигая своих политических целей, разнообразные общественные организации по-разному участвуют в поисках решения политических проблем. Одни поддерживают те или иные политические организации и движения, другие выступают с отдельными инициативами, направленными на корректировку политики по волнующим их вопросам. В целом их участие в политике пропорционально степени политизации общества. Менее активны они там, где политизация ниже - жизненные проблемы решаются без особых трудностей.

Сегодня очевидно главное: партии по-прежнему остаются одним из субъектов политического процесса в России, хотя заметно избавление политической системы и в центре, и в регионах от значительного количества маловлиятельных образований. Ключевую роль в политической жизни все более начинают играть определившиеся системные силы — «партия власти» и оппозиция, на основе взаимодействия которых и происходит в последнее время формирование некоего подобия «двухпартийной системы», в орбиту которой оказываются вовлеченными не только партийные, но и корпоративные (отраслевые, региональные и прочие) интересы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: