Студент получает у преподавателя задание для выполнения работы, в котором указывается наименования пищевого сырья или готового продукта. Из справочной литературы или таблиц 7.2, 7.3 студент должен найти полный химический состав этого продукта. Далее необходимо рассчитать энергетическую и пищевую ценность продукта.
Для расчета энергетической ценности продукта следует умножить содержание важнейших составных частей продукта: углеводов, белков, липидов, органических кислот, этилового спирта на соответствующий коэффициент пересчета энергетической ценности, см. формулу 1.1. Полученные результаты суммируются, и делается вывод о степени калорийности исследуемого объекта (высоко-, средне- или низкокалорийный продукт).
В понятие пищевой ценности входит также сравнение соотношения в продукте содержание белков, жиров и углеводов. Оптимальным считается соотношение 1: 1,2: 4. За единицу всегда принимается содержание в продукте белка. Делается вывод о соответствии исследуемого продукта оптимальному соотношению важнейших пищевых веществ по сравнению с суточной потребностью.
|
|
Для расчета пищевой ценности продуктов следует сравнить содержание в продукте минеральных веществ и витаминов с суточной потребностью человека в этих веществах. Полученные данные выражаются в процентах. Делается вывод о высоком или низком содержании каждого рассчитанного компонента в исследуемом продукте по сравнению с суточной потребностью.
Пример: при содержании в продукте 80 мг кальция можно рассчитать, что это составляет в % от суточного рациона:
800 мг --- 100 %
80 мг ------ Х %
Х = (80 х 100) / 800 = 10 %
Следовательно, продукт содержит незначительное количество кальция.
Анализ результатов работы
По результатам расчетов делается вывод о калорийности продукта и уровне его пищевой ценности.
Контрольные вопросы
1.Какие составные части пищевого сырья и продуктов питания определяют энергетическую ценность продуктов.
2.Какие составные части пищевого сырья и продуктов питания определяют пищевую ценность продуктов.
3.Приведите нормы суточного потребления пищевых веществ.
4.Каковы основные принципы рационального питания.
5.Как определяется оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов в продуктах.