Например, одна из девушек взяла такой этюд. Она вышла за город, в поле, чтобы собрать букет цветов для украшения стола. Собирая цветы, она наткнулась на солдатскую могилу. (По этим краям прошла война.) По надгробной надписи она узнала, что здесь похоронен ее школьный учитель, защищавший родной город. Как только она прочла надпись, цветы выпали из ее рук, слезы градом покатились из глаз, и она упала на могилу, простирая руки и крича. Конец этюда она провела на коленях, громко рыдая и поднимая руки к небу. Когда после этюда мы спросили ее, так ли она себя вела бы, если бы это случилось в действительности, она призналась, что об этом не думала, а старалась показать, какой у нее большой драматический темперамент.
Как только она стала проверять, так ли она вела себя, если бы с ней это случилось в действительности, ей стало ясно, что ее поведение было бы совсем другим.
Так актерское «играние чувств», наигрыш породили совсем неоправданную сцену, лишенную логики и подлинного действия.
|
|
«Нельзя выжимать из себя чувства, нельзя ревновать, любить, страдать ради самой ревности, любви, страдания. Нельзя насиловать чувства, так как это кончается самым отвратительным актерским наигрыванием. Поэтому при выборе действия
Стр. 159
оставьте чувство в покое. Оно явится само собой от чего-то предыдущего, что вызвало ревность, любовь, страдание. Вот об этом предыдущем думайте усердно и создавайте его вокруг себя. О результате же не заботьтесь»1,— пишет К. С. Станиславский.
У актера театра переживания, который отвергает изображение чувства и стремится к тому, чтобы живые человеческие чувства непроизвольно, сами собой возникали заново на каждом спектакле при верном создании предлагаемых обстоятельств, эти чувства сами рождаются в процессе действия, преодоления препятствий. Например: я прошу денег и сержусь, потому что мне отказывают; я прячусь от погони и боюсь, потому что меня преследуют; я объяснился с возлюбленной и радуюсь, потому что она ответила мне взаимностью, и т. д.
То чувство, которое возникло сегодня на спектакле, может несколько отличаться от того, которое родилось на прошлом, так как автору приходится сталкиваться со своим сегодняшним настроением и самочувствием партнеров, немного непохожим на вчерашние. Эти небольшие изменения делают чувство живым и остерегают от по-
1. К. С. Станиславский, Собр. соч., т. 2, стр. 51.