Язык является общим для всех его носителей – это одна общая система, – в то время как речь у каждого из них – своя, т.е. разная. Но именно она выступает в качестве индивидуального способа выражения личного мышления, способа самовыражения и эффективного воздействия на людей. Так что изучение речи – это изучение способов, приёмов и особенностей вербального воздействия на людей.
Если задаться вопросом, как появляется (порождается, составляется) речь, возможны два распространённых в лингвистической науке ответа.
Насколько они научны и объективно состоятельны, в этом каждый интересующийся данной проблемой должен разобраться самостоятельно. Его решение данного вопроса может стать для него надёжным средством ориентации в необъятном лингвистическом поле, но может стать и тяжёлой телегой заблуждений и ошибок, которую ему придётся тащить за собой и затруднять движение для других. Напомним эти решения.
1. Речь появляется (даже строится) из номинативных единиц, отдельных слов (или слов и словосочетаний – как вариант данной концепции), которые распространяют ту или иную структурную схему предложения как минимальной коммуникативной единицы, заполняют те или иные его типичные синтаксические позиции.
|
|
Далее по мере необходимости мы неоднократно будем обращаться к этой концепции. Сейчас отметим: этогосподствующая и весьма распространённая нынче концепция. Однако странно, что её сторонники не замечают в ней противоречий. Данная концепция порождения речи путём распространения структурных схем предложения предполагает изначальность не речи как объективной природной деятельности человеческой психики, а структурных схем предложения и бесконечного перечня синтаксических позиций.
Если предложения (т.е. речь) строятся на основе структурных схем, то никакого иного вывода и не может быть: они первичны по отношению к речи. Но откуда появились эти схемы и позиции, когда и почему они стали исходными атрибутами порождения речи?
К тому же если структура предложения и его содержание в большинстве своём имеют составной характер, что подтверждается, например, актуальным его членением, то вряд ли правомерно считать предложение минимальной коммуникативной единицей.
2. Речь в родном языке порождается непринуждённо, автоматически, спонтанно как естественная, свойственная человеку от природы психоречевая реакция на окружающую действительность, на события, факты, конкретную речевую ситуацию. При этом не речь строится из слов, а наоборот, “из речи появляются слова” (так считал В. фон Гумбольдт, а Л.В. Щерба утверждал, что синтагмы как минимальные речевые структуры возникают в сознании субъекта речи – учёный использовал глагол возникают, а не строятся).
|
|
Причём появляются из речи не только те слова, которые существуют в языке и закрепились в сознания каждого его носителя, но и те, которые легко создаются носителями языка в процессе их речевой деятельности в той или иной речевой ситуации.
Отдельные сомнения относительно первого решения вопроса,мы найдём у А.А. Потебни, А.А. Шахматова, А.М. Пешковского. Этим лингвистам уже сама мысль, которая начиналась тем, что, дескать, речь (предложение) строится из… внушала сомнение. Любое строительство предполагает сознательные, тщательно продуманные действия, в то время как речь появляется спонтанно как один из видов психической деятельности человека.
В процессе речи люди обычно контролируют только передаваемое содержание, которое выливается в конкретные (индивидуальные) речевые структуры. В сознании субъекта речи не возникает никаких мыслей о структурных схемах, синтаксических позициях и их компонентах. Он всецело поглощён передаваемым содержанием.
Таким образом, глагол строить как-то плохо соотносится с речью. Она порождается, составляется, но если мы действительно начнём строить свою речь, то вряд ли кого-либо сможем ею заинтересовать, о чём свидетельствует речь любого человека, испытывающего психологический дискомфорт (например, когда говорящий чрезмерно опасается ошибиться при употреблении той или иной грамматической структуры и начинает в ущерб содержанию болезненно следить за всеми употребляемыми формами).