Речь и характер её порождения

Язык является общим для всех его носителей – это одна общая система, – в то время как речь у каждого из них – своя, т.е. разная. Но именно она выступает в качестве индивидуального способа выражения личного мышления, способа самовыражения и эффективного воздействия на людей. Так что изучение речи – это изучение способов, приёмов и особенностей вербального воздействия на людей.

Если задаться вопросом, как появляется (порождается, составляется) речь, возможны два распространённых в лингвистической науке ответа.

Насколько они научны и объективно состоятельны, в этом каждый интересующийся данной проблемой должен разобраться самостоятельно. Его решение данного вопроса может стать для него надёжным средством ориентации в необъятном лингвистическом поле, но может стать и тяжёлой телегой заблуждений и ошибок, которую ему придётся тащить за собой и затруднять движение для других. Напомним эти решения.

1. Речь появляется (даже строится) из номинативных единиц, отдельных слов (или слов и словосочетаний – как вариант данной концепции), которые распространяют ту или иную структурную схему предложения как минимальной коммуникативной единицы, заполняют те или иные его типичные синтаксические позиции.

Далее по мере необходимости мы неоднократно будем обращаться к этой концепции. Сейчас отметим: этогосподствующая и весьма распространённая нынче концепция. Однако странно, что её сторонники не замечают в ней противоречий. Данная концепция порождения речи путём распространения структурных схем предложения предполагает изначальность не речи как объективной природной деятельности человеческой психики, а структурных схем предложения и бесконечного перечня синтаксических позиций.

Если предложения (т.е. речь) строятся на основе структурных схем, то никакого иного вывода и не может быть: они первичны по отношению к речи. Но откуда появились эти схемы и позиции, когда и почему они стали исходными атрибутами порождения речи?

К тому же если структура предложения и его содержание в большинстве своём имеют составной характер, что подтверждается, например, актуальным его членением, то вряд ли правомерно считать предложение минимальной коммуникативной единицей.

2. Речь в родном языке порождается непринуждённо, автоматически, спонтанно как естественная, свойственная человеку от природы психоречевая реакция на окружающую действительность, на события, факты, конкретную речевую ситуацию. При этом не речь строится из слов, а наоборот, “из речи появляются слова” (так считал В. фон Гумбольдт, а Л.В. Щерба утверждал, что синтагмы как минимальные речевые структуры возникают в сознании субъекта речи – учёный использовал глагол возникают, а не строятся).

Причём появляются из речи не только те слова, которые существуют в языке и закрепились в сознания каждого его носителя, но и те, которые легко создаются носителями языка в процессе их речевой деятельности в той или иной речевой ситуации.

Отдельные сомнения относительно первого решения вопроса,мы найдём у А.А. Потебни, А.А. Шахматова, А.М. Пешковского. Этим лингвистам уже сама мысль, которая начиналась тем, что, дескать, речь (предложение) строится из… внушала сомнение. Любое строительство предполагает сознательные, тщательно продуманные действия, в то время как речь появляется спонтанно как один из видов психической деятельности человека.

В процессе речи люди обычно контролируют только передаваемое содержание, которое выливается в конкретные (индивидуальные) речевые структуры. В сознании субъекта речи не возникает никаких мыслей о структурных схемах, синтаксических позициях и их компонентах. Он всецело поглощён передаваемым содержанием.

Таким образом, глагол строить как-то плохо соотносится с речью. Она порождается, составляется, но если мы действительно начнём строить свою речь, то вряд ли кого-либо сможем ею заинтересовать, о чём свидетельствует речь любого человека, испытывающего психологический дискомфорт (например, когда говорящий чрезмерно опасается ошибиться при употреблении той или иной грамматической структуры и начинает в ущерб содержанию болезненно следить за всеми употребляемыми формами).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: