Августин Спасает человека Бог, сначала признавал участие человека, потом пришел к иным выводам.
В грехопадении люди проявили своеволие и с тех пор у человека свобода воли – свобода грешить, след. Необходимо истребить своеволие.
Позже – благодать дается без заслуг даром – начало развития теории предопределения.
После грехопадение свободной воли не существует. По своей воли люди могут только умножить зло, а спасение – только через благодать.
Пелагий (+ после 418)
Люди рождаются как и первые люди. Свобода по природе не получает удобопреклонности ни к добру ни ко злу. Смерть – естественное явление, это не наказание за грех. Адам бы умер согрешил бы или нет.
«Бог создал нас людьми, но нравственными ми станем сами».
Это логика тварного («все» творение не вечно). В принципе это правильно, т.к. бессмертие было условно(тело-древо жизни, души - заповеди), когда условие нарушено, то смерть уже телесная.
Ошибки Августина
- принял свой опыт как истинный
- был недалек от учения о предопределении, хотя не говорил о предопределении к погибели.
|
|
Потомство прародителей – безразличная масса растления и погибели, если бы люди были представлены себе они подлежали бы осуждению, но Бог одних предопределяет к спасению силой благодати.
Правосл:
У человека остались силы стремиться к благодати. Участие человека необходимо.
Посл вост патр «каждому человеку дается предваряющая благодать, но ни водном моменте спасения благодать не действует без желания человека, идет на встречу чел свободе»
1Кор 1:4-7
3 момента: благодать, человек потрудившийся, благодать действующая в человеке.
Свода воли – продолжение
Каждый нравственный поступок предполагает свободу и сознание законности.
Если нет этого то по необходимости и значет нет нр-ти
Арист – добродетель не в знаниях, а в доброй воле. (Сократ - наоборот)