Промысл – попечение Бога о спасении человека.
Мф. 10:26;
Мф. 6:25-32;
А где тогда проявляется свободная воля человека и совместима ли она с промыслом?
Чел не подчинен закону причинности, что делает его первопричиной, то есть его поступки не извне определены. Они определяются его волей. Поэтому человек и несет ответственность за все свои поступки. (пример - грехопадение)
Грехопадение приводит человека к рабству, к потере свободы, так как грех не совместим с понятием свободы и искупление Спасителя это уничтожение власти греха.
1Кор 7:23;
Галл 5:1;
Неверие человека это отказ от свободы и признание внутреннего рабства. Такой человек ставит себя в один ряд с животными.
Рим 6:16;
Иак 1:25;
Поскольку человек не поддается греху постольку его воя совпадает с волей Божьей. И истинная свобода – выполнение воли Божьей при согласии своей воли.
Если человек избирает путь зла то это не является проявлением активной воли Божьей, тут попущение. В каждом поступке участвует воля Бога, либо активно либо попущением.
|
|
Зло попускается для спасения души, зло становится источником нравственного совершенства. И Бог активно помогает человеку пережить попущенное зло.
А если человек не сможет пережить это зло?
Бог не дает непосильных искушений.
Кор. 10:13;
Хула на Духа – сознательное противление воли Божьей.
11) Свобода воли человека и Промысел Божий. Воспитание реальной (нравственной) свободы и приобретение нравственного характера.
Промысел –попечение Бога о нашем спасении. Человеческая жизнь всецело находится в Божественной воле.
Человек свободен, но за эту «свободу» надо нести ответственность. Мф.10:26 «… нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано». Мф.25:30-32 «а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов».
- Совмещен ли Промысел с Божественной волей?
Человек не подчинен, в отличие от всего вещественного мира закону причинности. У него есть дар свободы, и он первопричина своих поступков, которые определяются его волей.
Первородный грех - акт свободной воли. Он не совмещен с Волей Божией и привел к рабству. Ведь грех не совмещен с настоящей свободой. Воссоединение человеческой природы с Богом происходит через Христа. 1Кор.7:23 «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков».
Человек и сейчас или верует или не верует во Христа. Неверие здесь – внутреннее рабство; оно приравнивает человека к обычным вещам. Рим. 6:16 «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?»
|
|
Так как человек сохраняет свободу, то и воля его в таком случае, совпадает с Волей Божией. В этом есть истинная свобода: исполнение Воли Божией со своим свободным волеизъявлением.
Господь не мешает проявлению нашей воли. Господь попускает отхождение человека, не пресекает Своей высшей Волей «злого выбора человека». Здесь «пассивна» Воля Божия.
- В чем же заключается Промысел Божий?
Его воля - Промыслительна. Попустив злые поступки, Господь уже совершает Промыслительный акт. Он дает человеку пережить отхождение (зло), чтобы превратить его в добро. Это духовное устроение человека.
- А если зло заходит далеко, человеку Промысел Божий позволит погибнуть?
1 Кор. 10:13 «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести». В этом отношении Воля Божия «активна».
12) Понятие о нравственности (нравственная потребность и нравственное чувство). Нравственный закон и закон физический, их сходство и отличие.