Системный подход

Система — это набор устремленных к достижению общей цели и функционирующих как единое целое взаимосвязанных элементов или частей. Система получает некие ресурсы из внешней среды, трансформирует их и возвращает новые ресурсы во внешний мир. Под теорией систем понимают развивающуюся в рамках гуманистического менеджмента концепцию, в которой организации рассматриваются как открытые системы, характеризующиеся энтропией, синергизмом и взаимозависимостью подсистем. В соответствии с теорией деятельность организации описывается в терминах входящих ресурсов, процесса трансформации, выходящих ресурсов, обратной связи и внешней среды. Входящие ресурсы — это материалы, финансы, люди, информация и другие ресурсы, используемые в производстве товаров и услуг. Под процессом трансформации понимается использование менеджментом организации производственных технологий для превращения входящих ресурсов в выход, т. е. готовые товары и услуги. Обратная связь — это информация о полученных организацией результатах, во многом определяющая последующий выбор входящих ресурсов. Внешняя среда организации включает в себя социальные, политические и экономические силы. Функционирование открытой системы предполагает ее взаимодействие с внешней средой; закрытой системе этого не требуется.. Задача менеджмента заключается в организации кого взаимодействия компании и среды, которое позволяет уменьшить энтропию(свойство всех систем, отражающее их тенденцию к постепенному «истощению» и смерти), понятие синергизма означает, что система как единое целое дает больший выход, чем каждый ее элемент по отдельности. Организация предполагает появление новых функций — управления, производства, координации действий. Применение теории систем к управлению помогло руководителям увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром.

Типы систем и относящиеся к ним организации

1. Статические закрытые системы

взаимоотношения между выбранными факторами друг к другу неизменяемы. Факторы извне не влияют на факторы внутри системы.

2. Динамические закрытые системы

В такие системы включается временной фактор. Внутри такой системы факторы изменяются определенным путем. Пример: часы.

3. Статические открытые системы

Такие системы имеют вход и выход. Факторы приходят извне и внутри системы каким-то образом вступают в реакцию. Затем они покидают систему более или менее изменившись. Сама же система практически не претерпевает изменений. Пример: школа.

4. Динамические открытые системы

Этот тип систем отличается тем, что они во время процесса «вход-выход» сами подвергаются изменениям. Каждый живой организм, включая человека – пример динамичной открытой системы.

5. Динамические открытые системы, функционирующие в изменяющейся среде

Это также системы, которые во время процесса «вход-выход» сами подвергаются изменениям, но к тому же действуют в турбулентной среде.

Питер Друкер, концепция управления по целям (МВО). Менеджер должен заботиться о достижении экономических целей организации и заботиться о клиентах, а не о создании «радости для рабочих». Хотя при этом, он считал, что отношения должны строиться на базе взаимного уважения.

Идея самоуправляемого трудового коллектива (в организации создается демократически выбранный орган из рабочих и служащих, который призван решать вопросы, касающиеся социальных аспектов жизни компании)

Применение комплексного подхода к анализу деятельности организации

Теория «7S», разработанная двумя парами исследователей, работавших с консультационной фирмой McKinsey (эффективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых с необходимостью требует соответствующего изменения остальных шести).

Краткая характеристика ключевых составляющих модели:

Стратеги, структура, системы, состав персонала, стиль, сумма навыков персонала, совместно разделяемые ценности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: