Антиинфляционная политика экономического роста требует проведения поэтапных мер, направленных на подавление инфляции.
Комбинация различных способов подавления инфляции зависит от конкретных экономических условий той или иной страны. Становление рынка в нашей стране, в частности, в значительной мере зависит от интенсивности инфляционных процессов. Борьба же с этим явлением методами значительного административного контроля над ценами и доходами, как это практиковалось раньше, без устранения их причин, негативно сказывается на развитии рыночных отношений и стабильности экономики.
Антиинфляционная политика является составной частью экономической политики. Поскольку инфляция стала одним из элементов воспроизводства, антиинфляционная политика направлена на регулирование ее темпа в пределах, не вызывающих отрицательных социально-экономических последствий.
Как свидетельствует мировой опыт, набор основных антиинфляционных мер типичен для большинства государств. Их специфика в отдельных странах определяется темпом инфляции, состоянием экономики, экономической политикой государства, теоретической концепцией, на которой она основана.
Антиинфляционная политика России в 2007г. связана с причинами ускорения темпов инфляции. Основными факторами, обуславливающими ускорение инфляции в тот период были:
|
|
образование дефицита отдельных продовольственных товаров (молоко и молочной продукции, сливочного масла, сыра) вследствие резкого сокращения импорта и увеличения экспорта (например, подсолнечного масла);
влияние роста мировых цен на зерно и продовольствие на цены внутреннего рынка (молоко и молочная продукция, пшеница и ячмень, подсолнечное масло);
ослабление конкуренции со стороны импорта.
На ряду с основными факторами существенными инфляционными причинами являются: быстрый рост денежных доходов населения, особенно зарплаты в номинальном выражении (за январь-сентябрь 2007г. на 21,7% и 25,7% соответственно к соответствующему периоду 2006г.), низкая склонность населения к сбережениям вследствие отрицательной доходности наиболее популярных сберегательных институтов (депозиты, валюта) и недоступности вложений в недвижимость для основной части населения из-за невысокого уровня доходов.
С немонетарной точки зрения, высокий рост цен во втором полугодии 2007 года обусловлен издержками производителей и наценками посредников, административно бороться с которыми бессмысленно. С монетарной же стороны столь же бессмысленно использовать меры курсовой и денежной политики. Это было бы малоэффективно. Если же задействовать мощные, но примитивные другие рычаги, то это выйдет себе дороже, поскольку больно ударит по внутреннему спросу, производству и инвестициям.
|
|
Возможно повышение ввозных пошлин на зерно (пшеницу и ячмень) и снижение пошлин на молоко и молочную продукцию.
Антиинфляционные меры должны подкрепляться мероприятиями в области антимонопольной политики. Здесь есть поле деятельности для антимонопольной службы.
Законопроект о продовольственной безопасности, законодательно закрепить перечень продуктов первой необходимости, по которым будет установлено государственное регулирование цен.
Сохранение банком России ставки рефинансирования на запретительном уровне, то есть выше инфляции, и привлечение денег на депозиты ЦБ и выпуск его ценных бумаг.
Укрепление номинального курса рубля.
Последние дни показали, что борьба российских властей с инфляцией не носит планомерного характера. У власти нет внятной и эффективной антиинфляционной политики. Кроме того, совершенно не прописаны механизмы, с помощью которых будет снижаться инфляция.