Устройство и принцип действия шлюпочной лебедки


Рис.5.1 Схема шлюпочной лебёдки:

1 – трехступенчатый цилиндрический редуктор;

2 – промежуточный вал;

3 – рукоятка;

4,7, 10, 27 – шестерни;

5 – винт для фиксации вала;

6 – вал ручного привода;

8 – выключатель электродвигателя;

9 – ведущий вал;

11 – корпус наружной полумуфты;

12 – колодки;

13 – полумуфта;

14 – электродвигатель;

15 – пружина;

16 – рычаг;

17 – ограничитель рычага 16;

18 – конечный выключатель электродвигателя;

19, 23 – колодки;

20, 22 – полумуфты;

24 – барабан;

21 – тормозная коробка;

25 – ролики;

26 – ленточный тормоз.


Принцип действия. Барабан 24 приводится во вращение от электродвигателя 14 через трехступенчатый редуктор 1. При работе электродвигателя колодки 12 под действиями центробежных сил входят в зацепление с корпусом 11 полумуфты 13 и шестерня 10 вращается вместе с ведущим валом 9. Через трехступенчатый редуктор получают вращение промежуточный вал 2, шестерня 7, барабан 24.

При выключении электродвигателя корпус наружной полумуфты 11 с шестерней 10 могут свободно поворачиваться вокруг вала 9. На консольной части промежуточного вала 2 смонтирована тормозная коробка 21 с полумуфтами 20, 22, ленточным тормозом 26 и колодками 19, 23 скоростного тормоза.

При подъеме шлюпки рычагом 16 через пружину 15 включается ленточный тормоз 26. Полумуфта 22 вращается относительно неподвижной полумуфты 20.

Опускание шлюпки под действием собственного веса идет при расторможенной полумуфте20, когда рычаг 16 опущен до ограничителя 17 и цепь электродвигателя разомкнута конечным выключателем 18. Барабан 24 вращает шестерни трехступенчатого редуктора лебедки.

При спуске с валом 2 через ролики 25 вращаются полумуфты 20, 22 и колодки 19, 23, ограничивающие скорость опускания шлюпки. При возрастании скорости под действием центробежных сил тормозные колодки 19, 23 прижимаются к корпусу тормозной коробки 21, стопорят полумуфту 20 и притормаживают промежуточный вал 2.

Спуск при помощи электропривода производится при заторможенной полумуфте 20, когда рычаг 16 смещен до верхнего ограничителя 17.

Ручной привод лебедки осуществляется перемещением вала 6 до зацепления шестерен 7 и 4. Выключатель 8 блокирует при этом пуск электродвигателя. Вал ручного привода в крайних положениях фиксируется винтом 5.

5.3. Устройство и принцип действия электрической грузовой лебедки



Рис.5.2 Схема электрической грузовой лебёдки:


1 – турачка;

2, 12, 18 – кулачковые муфты;

4, 11, 15 – барабаны;

5, 6, 9, 13, 16, 19 – шестерни;

3, 10 – ленточные тормоза;

14 – стопор;

8, 20 – валы;

21 – электродвигатель;

7, 17 – звездочки.


Принцип действия. Грузовой барабан 4 используется для подъема до 3т, барабан 11- до 10т, а топенантный барабан 15– для изменения вылета стрелы. От вала 20 электродвигателя 21 барабаны получают вращение через шестерни 19, 5, 16, 6, 13, 9 и цепную передачу со звездочками 7 и 17. Для включения в работу грузового барабана 4 его соединяют с грузовым валом 8 посредством кулачковой муфты 2 и растормаживают ленточный тормоз3. Муфта 12 и 18 разъединяют с шестерней 13 и звездочкой 17 цепной передачи. Грузовой барабан 11 вращается при включенной муфте 12, когда ленточный тормоз 10 отпущен, а муфты 2 и 18 разъединены.

Топенантный барабан 15 приводится во вращение от вала 8 через цепную передачу при включенной муфте 18.От проворачивания, когда муфта 18 разъединена со звездочкой 17, барабан удерживается стопором 14. На грузовом валу 8 неподвижно закреплена турачка 1, с помощью которой выбирают топенант и оттягивают легкие не механизированные стрелы, а так же транспортируют грузы по палубе, открывают и закрывают крышки грузовых люков.

По типу привода грузовые лебедки подразделяют на электрические и гидравлические. Наибольшее распространение на судах получили электрические грузовые лебедки.

Погрузоразгрузочные работы допускаются только на одном барабане или только на турачке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: