Слова или звуки, которые ребенок произносит в одних условиях, он не способен произнести в других условиях. Это явление временное, и постепенно можно добиться исчезновения этих нарушений.
Относительно долго сохраняется затруднения в намеренной речи.
Ребенок, который по собственной инициативе и довольно свободно может рассказывать, затрудняется ответить на вопросы, кода его спрашивают?
«Что это такое?» «Назови предмет» и т.п. - ему трудно вызвать из памяти нужное слово.
При этом выявляется разница между частями речи: легче всего ребенку назвать существительное, сложнее — глаголы, еще сложнее — прилагательные и самое трудное — служебные слова (союзы, предлоги и.т.п.).
Произношение речевого звука так же зависит и от условий, в которых нужно его назвать.
Одни и те же звуки, которые ребенок произносит в сочетании с одними звуками, он не может произнести в сочетании с другими звуками.
Особенно трудно произнесение звуков при наличии их сочетания в одном слоге.
Один и тот же звук произноситься легко и свободно в стандартной фразе, но искажается его произношение в новом слове.
Относительно долго сохраняется нарушение структуры слова. От некоторых слов остается только контур, ритмический рисунок, например: РИСОВАТЬ — «А-А-А».
Речь у ребенка осуществляется легче в тех условиях, когда она возникает непроизвольно, т.е. внимание ребенка устремлено не на то, КАК надо говорить, а на предмет разговора.
Относительно долго у детей с моторной алалией может сохраняться трудности начать говорить. Они остаются молчаливыми.
В процессе школьного обучения у детей с моторной алалией, овладевших речью, может появиться нарушение письменной речи.
Чтение в слух обычно затрудненно в той же степени, как и устная речь, но иногда, звуки, которые легко произносятся в устной речи, нарушаются при чтении.
Иначе говоря, ребенок, легко повторяющий слово, тогда, когда ему нужно, не всегда может его произнести при чтении вслух, даже если он понял смысл слова.
У разных детей эта особенность выражена с различной яркостью.
Встречаются случаи, когда ребенок легко читает про себя, т.е понимает написанный текст, но грубо ошибается, когда начинает читать в слух.
Нарушение письма очень часто встречается при моторной алалии, но оно так, же может быть компенсировано.
Осложнением Моторной алалии может быть нарушение плавности речи — заикание.
Заикание иногда наступает очень рано, на самых первых стадиях овладения речью, а иногда появляется позже.
В последние годы заикание у детей с моторной алалией стало наблюдаться реже.