ИТАК, ГЛАВНАЯ РОЛЬ В ПОМОЩИ ДЕТЯМ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ ПРИНАДЛЕЖИТ РОДИТЕЛЯМ.
Родители, имеющие ребенка с моторной алалией, должны знать, что судьба ребенка в их руках.
Если малыш будет расти в благоприятных условиях, то он может стать здоровым человеком и займет достойное место в жизни.
Помощь детям с моторной алалией оказывают ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ САДЫ; ЛОГОПЕДЫ, ДЕФЕКТОЛОГИ И НЕВРОПАТОЛОГИ в поликлиниках.
Некоторые дети успевают в дошкольном возрасте настолько продвинуться в речи, что идут в массовую школу, где все-таки не так легко обучаться, особенно первый год. А другие дети с моторной алалией идут в речевую школу.
Сенсорная алалия и нарушения слуха
С. Н. Шаховская (1998) выделила некоторые И нарушения диагностические показатели для разграниченияребенка с сенсорной алалией (трудности понимания обращенной речи) и ребенка с нарушением слуха (трудности различения обращенной речи). В их числе следующие:
* слабослышащий имеет постоянный порог восприятия (в разное время суток в различных условиях он слышит одинаково), а у ребенка с сенсорной алалией отмечается мерцающее непостоянство слуховой функции: то он слышит и понимает более тихое звучание, то не воспринимает более громкого звучания; + непостоянство показателей аудиометрического исследования ребенка с алалией свидетельствует о нарушенной работоспособности, повышенной утомляемости, дисгармоничности процессов возбуждения и торможения, что отрицательно сказывается на возможностях высшего акустического анализа и синтеза;» усиление громкости звучания улучшает восприятие слабослышащего ребенка. Его голос лишен звучности, он тих, глуховат, а при сенсорной алалии голос сохраняет нормальную громкость и звонкость;
* со слабослышащим ребенком легче наладить контакт, чем с ребенком, страдающим сенсорной алалией;
* ребенок с сенсорной алалией на громкие, затем на свсрхгромкпе звуки не реагирует; более тихое, спокойное звучание ребенок воспринимает лучше, чем звуки повышенной громкости, которые могут вызвать запредельное охранительное торможение, мозг как бы сам щадит себя, выключаясь из работы;
* слабослышащий лучше слышит при пользовании слуховым аппаратом, а ребенок с сенсорной алалией пользоваться слуховым аппаратом не может: жалуется на боль в ушах, в голове; усиление звуков становится для него неприятным раздражителем;
* при сенсорной алалии в ряде случаев наблюдается повышенная чувствительность к тихим звукам, безразличным для окружающих (шелест перелистываемых страниц, капающая из крана вода и др.), чСХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ
Фамилия, имя ребенка
Дата рождения
Дата обследования
Возраст
Домашний адрес, телефон
Из какого детского сада прибыл (номер детского сада, район)
Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от какого числа)
Диагноз районной медико-психолого-педагогической комиссии
Сведения о семье
Мать
Отец
Жалобы родителей
Речь родителей
Наследственные заболевания
Общий анамнез
От какой беременности ребенок
Характер беременности: падения, травмы, психозы, хронические заболевания, инфекционные заболевания
Роды: досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные
Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция
Крик: был, нет
Асфиксия: белая, синяя
Резус-фактор: отрицательный, совместимость
Вес и рост ребенка при рождении
Вскармливание: когда принесли кормить, грудь взял активно, не взял, с помощью. Сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивания, поперхивания. Вскармливание грудью до... Последующее вскармливание: смешанное, искусственное
Выписка из родильного дома на... день
Дополнительное прибывание в роддоме, причины
Раннее психомоторное развитие
Держит голову с...мес.
Сидит с...мес.
Стоит с...мес.
Ходит с...мес.
Первые зубы с...мес.
К 1 году зубов...
Перенесенные заболевания
До 1 года
После 1 года
До 3 лет
Инфекции
Ушибы головы
Травмы головы
Судороги при высокой температуре
Речевое развитие
Гуление с...мес, характер гуления
Лепет с..мес, характер лепета
Первые слова, их характеристика
Речь в настоящее время: использование жестов, речевая активность, понимание речи окружающихто подчеркивает сохранность у них слуха.
Отношение к своей речи
Речевая среда
Занимался с логопедом, где, сколько, результат, не занимался
Исследование импрессивной речи
1. Понимание связной речи: ответы на вопросы по прослушанному рассказу.
2. Понимание распространенных предложений по сюжетным картинкам: "Покажи девочку, которая ловит бабочку", "Покажи девочку, которая держит мяч'", "Покажи девочку, которая подметает пол".
3. Понимание различных грамматических форм:
а) понимание конструкций с различными падежными формами: "Чем девочка ловит бабочку?", "Кого ловит девочка?". "Кто ловит бабочку?";
б) понимание предложных конструкций с предлогами НА, В, ПОД. ЗА. НАД, ОКОЛО и т.д. Выполнить задания: "Положи мяч под стол", "Нарисуй дерево около дома";
в) дифференциация единственного и множественного числа существительных: "Покажи, где на картинке мяч. где мячи"' и т.д..
г) дифференциация глаголов с различными приставками. Показать на картинках, где мальчик вышел из дома, перешел через улицу, подошел к дому, вошел в дом и т.д.
4. Понимание сложно-подчиненных предложений.
Показать на картинках: ''Лена потеряла карандаш, который был у Вовы. Чей это был карандаш?" Ответить на вопрос: "Дети пошли в лес за грибами после того, как прошел дождь. Когда дети пошли за грибами: до дождя или после дождя?"
5. Пассивный словарь:
а) понимание обобщающих слов с деталями: для детей 5 лет: части тела, детали одежды; для детей 6 лет: детали мебели, транспорта;
б) понимание названий детенышей домашних и диких животных (для подготовительной группы): у кошки - котенок, у лошади - жеребенок, у собаки - щенок, у коровы - теленок, у белки - бельчонок, у тигра - тигренок и т.д.
в) понимание слов с противоположным значением (для подготовительной группы): входит – выходит высокий - низкий
открывает - закрывает большой - маленький
влетает - вылетает длинный - короткий
подходит – отходит широкий - узкий
Исследование экспрессивной речи. Общая характеристика речи: есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами или фразовая.
2. Исследование звукопроизношения. Гласные звуки: А, О, У, Ы, И, Э Свистящие: С, С, 3, 3' Шипящие: Ш, Ж
Аффрикаты: Ц, Ч, Щ
Сонорные звуки: Л, Л', Р, Р', М, М', Н, Н' Йотированные звуки: Я, Е, Ё, Ю, Й Звонкие и глухие звуки: Т-Т' К-К' Г-Г, В-В', Ф-Ф,П-П и др.
Отметить состояние звукопроизношения в отраженной и самостоятельной речи
3. Исследование активного словаря:
а) объём словаря:соответствует ли возрастной норме.
Назвать предметы, картинки по темам: игрушки, посуда, мебель, одежда, обувь, части тела, животные, растения, люди разных профессий, картины природы.
Назвать предметы по описанию: "Как называется предмет, которым расчесывают волосы?"
Назвать действие по предъявленному предмету: ручкой пишут, ножом режут и т.д. Или кто как передвигается или в каком состоянии находится: щука плавает, ласточка -..., кузнечик -..., змея —
Подобрать определения к словам: туча, небо, город, книга и т.д.
Подобрать антонимы к следующим словам: холодный, ловкий, ленивый, толстый, твердый, острый, робкий, мокрый, просторный и т.д.
Подобрать родственные однокоренные слова к следующим словам: земля, радость, скорость, след, красить;
б) характеристика активного словаря: звукоподражания, лепетные слова, наличие глаголов, наречий, прилагательных, местоимений, существительных;
в) точность употребления слов.
4. Воспроизведение:
а) слоговой структуры слова, звуконаполняемость:
пуговица -простокваша -лекарство -помидоры — сквозняк -телевизор -
сковорода -температура — свисток -скворечник -милиционер — аквариум -
б) предложений: Ребята слепили снеговика. Водопроводчик чинит водопровод. Волосы подстригают и парикмахерской. Милиционер едет на мотоцикле.
Исследование грамматического строя речи
I. Состояние функции словоизменения:
а) изменение по падежам:
У меня есть карандаш.
У меня нет... (карандаша).
Я рисую... (карандашом),
б) преобразование имени существительного в именительном падеже единственного числа во множественное число: стол – столы кукла - куклы
дерево - деревья ухо —уши
рот - рты рукав - рукав А
лист – листья глаз - глаза
окно - окна пень - пни
стул стулья воробей - воробьи
и) образование форм имен существительных родительного падежа единственного и множественного числа:
шар - шара - шаров
окно - окна - окон
мяч -…-…
дом -…-…
дерево…-…
улица-…-…
О согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде:
шар голубой глаз чашка голубая ведро платье голубое машина
в) образование глаголов движения с помощью приставок ПРИ, У, ДО, ПЕРЕ, ВЫ (подготовительная группа): ходить -бежать -летать -
3. Характер употребления предложных конструкций.
Спросить ребенка, где лежит карандаш (на столе, в коробке, под книгой).
Вставить предлоги в предложения:
Лампа висит... столом.
Мяч упал... пол.
Яблоко упало... ветки.
Строение артикулярного аппарата: губ, зубов, челюстей, неба, языка.
Исследование общей моторики
Выполнить задания: пройти по начерченной на полу линии, попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперед; попрыгать попеременно на одной ноге и на другой'; ударить ладонью по мячу об пол; перебра-сывать мяч из одной руки в другую и т.д.
Отметить: нарушение силы движений, их точности, объема, темпа, координации, переключения от одного движения к другому.
Состояние речевой моторики
Выполнить движения губами: вытянуть вперед, растянуть в улыбке, хоботок влево-вправо. Языком: показать широкий, узкий язык, поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю; коснуться кончиком языка углов рта.
Мягким небом, нижней челюстью: широко открыть рот, покашлять с открытым ртом, осторожно подвигать челюстью вправо-влево.
Отметить: наличие или отсутствие движения, замену заданного движения другим, тонус, объем движений, активность, длительность удержания органов в заданном положениии, темп движения, лишние движения при выполнении заданного.
Состояние слуха, слуховых дифференцировок и внимания
Данные о состоянии биологического слуха взять из медицинской карты.
Показать, какая игрушка звучала: барабан, погремушка, бубен, дудочка, металлофон, гармошка.
Состояние оптико-пространственного гнозиса и праксиса
Выполнить следующие задания:
а) назвать предметы или их четкие изображения, контурные изображения, перечеркнутые, наложенные друг на друга;
б) вытянуть (по образцу) 2-й и 3-й, 2-й и 5-й пальцы, сложить пальцы рук в кольцо попеременно, одновременно; выложить фигуру из спичек, мозаики; поставить стрелки на игрушечных часах по заданию логопеда.
Состояние слухо-произносительной дифференциации фонем
Фонетически резко различающихся: Р-С, Л-П, 3-Т. Фонетически близких: М-Н, П-Б, Т-Д, К-Г.
Состояние фонематического анализа, синтеза, представлений
1. Анализ:
а) выделение звука на фоне слова по картинкам и на слух (после показа логопеда);
б) выделение на слух ударного гласного в началеслова: удочка, Оля, искры, иней, апельсин, Аня, елка;
в) определение количества, последовательности и места звуков в слове (подготовительная группа).
2. Синтез.
Составить слово из звуков, произнесенных логопедом в ненарушенной последовательности: Н, О, С; О, С, А; С, Ы, Р; Л, А, П, А.
3. Фонематические представления:
а) отложить картинки, в названиях которых есть звук С или другой заданный логопедом звук;
из 61
Предыдущая Следующаяб) придумать слово с каким-либо звуком.
Уровень представлений об окружающем и состояние интеллекта
Состояние зрительного восприятия и внимания: назвать, что изменилось в ряду из 5 игрушек, какие игрушки поменялись местами, какой (каких) игрушки не стало.
Проверить знание цветов по названию. Подобрать картинки к данному цветовому фону (лото "Цветные фоны").
Состояние интеллекта: разложить 3, затем 4 картинки в последовательности изображенных на них событий.
Речевая активность
Отметить: самостоятельно вступает в контакт, с помощью, стремится к общению, негативен.
Другие дефекты устной речи
Дислалия, дизартрия, заикание, ринолалия.
Педагогическая характеристика связной речи: только при изменении диагноза.
Уточненный диагноз.
Дата. Логопед.