Это, возможно, объясняется тем, что родители и врачи стали раньше обращать внимание на задержку речи и принимать меры для устранения этого дефекта

ИТАК, ГЛАВНАЯ РОЛЬ В ПОМОЩИ ДЕТЯМ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ ПРИНАДЛЕЖИТ РОДИТЕЛЯМ.

Родители, имеющие ребенка с моторной алалией, должны знать, что судьба ребенка в их руках.

Если малыш будет расти в благоприятных условиях, то он может стать здоровым человеком и займет достойное место в жизни.

Помощь детям с моторной алалией оказывают ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ САДЫ; ЛОГОПЕДЫ, ДЕФЕКТОЛОГИ И НЕВРОПАТОЛОГИ в поликлиниках.

Некоторые дети успевают в дошкольном возрасте настолько продвинуться в речи, что идут в массовую школу, где все-таки не так легко обучаться, особенно первый год. А другие дети с моторной алалией идут в речевую школу.

Сенсорная алалия и нарушения слуха

С. Н. Шаховская (1998) выделила некоторые И нарушения диагностические показатели для разграниченияребенка с сенсорной алалией (трудности понимания обращенной речи) и ребенка с нарушением слуха (трудности различения обращенной речи). В их числе следующие:

* слабослышащий имеет постоянный порог восприятия (в разное время суток в различных условиях он слышит одинаково), а у ребенка с сенсорной алалией отмечается мерцающее непостоянство слуховой функции: то он слышит и понимает более тихое звучание, то не воспринимает более громкого звучания; + непостоянство показателей аудиометрического исследования ребенка с алалией свидетельствует о нарушенной работоспособности, повышенной утомляемости, дисгармоничности процессов возбуждения и торможения, что отрицательно сказывается на возможностях высшего акустического анализа и синтеза;» усиление громкости звучания улучшает восприятие слабослышащего ребенка. Его голос лишен звучности, он тих, глуховат, а при сенсорной алалии голос сохраняет нормальную громкость и звонкость;

* со слабослышащим ребенком легче наладить контакт, чем с ребенком, страдающим сенсорной алалией;

* ребенок с сенсорной алалией на громкие, затем на свсрхгромкпе звуки не реагирует; более тихое, спокойное звучание ребенок воспринимает лучше, чем звуки повышенной громкости, которые могут вызвать запредельное охранительное торможение, мозг как бы сам щадит себя, выключаясь из работы;

* слабослышащий лучше слышит при пользовании слуховым аппаратом, а ребенок с сенсорной алалией пользоваться слуховым аппаратом не может: жалуется на боль в ушах, в голове; усиление звуков становится для него неприятным раздражителем;

* при сенсорной алалии в ряде случаев наблюдается повышенная чувствительность к тихим звукам, безразличным для окружающих (шелест перелистываемых страниц, капающая из крана вода и др.), чСХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ

Фамилия, имя ребенка

Дата рождения

Дата обследования

Возраст

Домашний адрес, телефон

Из какого детского сада прибыл (номер детского сада, район)

Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от какого числа)

Диагноз районной медико-психолого-педагогической комиссии

Сведения о семье

Мать

Отец

Жалобы родителей

Речь родителей

Наследственные заболевания

Общий анамнез

От какой беременности ребенок

Характер беременности: падения, травмы, психозы, хронические заболевания, инфекционные заболевания

Роды: досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные

Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция

Крик: был, нет

Асфиксия: белая, синяя

Резус-фактор: отрицательный, совместимость

Вес и рост ребенка при рождении

Вскармливание: когда принесли кормить, грудь взял активно, не взял, с помощью. Сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивания, поперхивания. Вскармливание грудью до... Последующее вскармливание: смешанное, искусственное

Выписка из родильного дома на... день

Дополнительное прибывание в роддоме, причины

Раннее психомоторное развитие

Держит голову с...мес.

Сидит с...мес.

Стоит с...мес.

Ходит с...мес.

Первые зубы с...мес.

К 1 году зубов...

Перенесенные заболевания

До 1 года

После 1 года

До 3 лет

Инфекции

Ушибы головы

Травмы головы

Судороги при высокой температуре

Речевое развитие

Гуление с...мес, характер гуления

Лепет с..мес, характер лепета

Первые слова, их характеристика

Речь в настоящее время: использование жестов, речевая активность, понимание речи окружающихто подчеркивает сохранность у них слуха.

Отношение к своей речи

Речевая среда

Занимался с логопедом, где, сколько, результат, не занимался

Исследование импрессивной речи

1. Понимание связной речи: ответы на вопросы по прослушанному рассказу.

2. Понимание распространенных предложений по сюжетным картинкам: "Покажи девочку, которая ловит бабочку", "Покажи девочку, которая держит мяч'", "Покажи девочку, которая подметает пол".

3. Понимание различных грамматических форм:

а) понимание конструкций с различными падежными формами: "Чем девочка ловит бабочку?", "Кого ловит девочка?". "Кто ловит бабочку?";

б) понимание предложных конструкций с предлогами НА, В, ПОД. ЗА. НАД, ОКОЛО и т.д. Выполнить задания: "Положи мяч под стол", "Нарисуй дерево около дома";

в) дифференциация единственного и множественного числа существительных: "Покажи, где на картинке мяч. где мячи"' и т.д..

г) дифференциация глаголов с различными приставками. Показать на картинках, где мальчик вышел из дома, перешел через улицу, подошел к дому, вошел в дом и т.д.

4. Понимание сложно-подчиненных предложений.

Показать на картинках: ''Лена потеряла карандаш, который был у Вовы. Чей это был карандаш?" Ответить на вопрос: "Дети пошли в лес за грибами после того, как прошел дождь. Когда дети пошли за грибами: до дождя или после дождя?"

5. Пассивный словарь:

а) понимание обобщающих слов с деталями: для детей 5 лет: части тела, детали одежды; для детей 6 лет: детали мебели, транспорта;

б) понимание названий детенышей домашних и диких животных (для подготовительной группы): у кошки - котенок, у лошади - жеребенок, у собаки - щенок, у коровы - теленок, у белки - бельчонок, у тигра - тигренок и т.д.

в) понимание слов с противоположным значением (для подготовительной группы): входит – выходит высокий - низкий

открывает - закрывает большой - маленький

влетает - вылетает длинный - короткий

подходит – отходит широкий - узкий

Исследование экспрессивной речи. Общая характеристика речи: есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами или фразовая.

2. Исследование звукопроизношения. Гласные звуки: А, О, У, Ы, И, Э Свистящие: С, С, 3, 3' Шипящие: Ш, Ж

Аффрикаты: Ц, Ч, Щ

Сонорные звуки: Л, Л', Р, Р', М, М', Н, Н' Йотированные звуки: Я, Е, Ё, Ю, Й Звонкие и глухие звуки: Т-Т' К-К' Г-Г, В-В', Ф-Ф,П-П и др.

Отметить состояние звукопроизношения в отраженной и самостоятельной речи

3. Исследование активного словаря:

а) объём словаря:соответствует ли возрастной норме.

Назвать предметы, картинки по темам: игрушки, посуда, мебель, одежда, обувь, части тела, животные, растения, люди разных профессий, картины природы.

Назвать предметы по описанию: "Как называется предмет, которым расчесывают волосы?"

Назвать действие по предъявленному предмету: ручкой пишут, ножом режут и т.д. Или кто как передвигается или в каком состоянии находится: щука плавает, ласточка -..., кузнечик -..., змея —

Подобрать определения к словам: туча, небо, город, книга и т.д.

Подобрать антонимы к следующим словам: холодный, ловкий, ленивый, толстый, твердый, острый, робкий, мокрый, просторный и т.д.

Подобрать родственные однокоренные слова к следующим словам: земля, радость, скорость, след, красить;

б) характеристика активного словаря: звукоподражания, лепетные слова, наличие глаголов, наречий, прилагательных, местоимений, существительных;

в) точность употребления слов.

4. Воспроизведение:

а) слоговой структуры слова, звуконаполняемость:

пуговица -простокваша -лекарство -помидоры — сквозняк -телевизор -

сковорода -температура — свисток -скворечник -милиционер — аквариум -

б) предложений: Ребята слепили снеговика. Водопроводчик чинит водопровод. Волосы подстригают и парикмахерской. Милиционер едет на мотоцикле.

Исследование грамматического строя речи

I. Состояние функции словоизменения:

а) изменение по падежам:

У меня есть карандаш.

У меня нет... (карандаша).

Я рисую... (карандашом),

б) преобразование имени существительного в именительном падеже единственного числа во множественное число: стол – столы кукла - куклы

дерево - деревья ухо —уши

рот - рты рукав - рукав А

лист – листья глаз - глаза

окно - окна пень - пни

стул стулья воробей - воробьи

и) образование форм имен существительных родительного падежа единственного и множественного числа:

шар - шара - шаров

окно - окна - окон

мяч -…-…

дом -…-…

дерево…-…

улица-…-…

О согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде:

шар голубой глаз чашка голубая ведро платье голубое машина

в) образование глаголов движения с помощью приставок ПРИ, У, ДО, ПЕРЕ, ВЫ (подготовительная группа): ходить -бежать -летать -

3. Характер употребления предложных конструкций.

Спросить ребенка, где лежит карандаш (на столе, в коробке, под книгой).

Вставить предлоги в предложения:

Лампа висит... столом.

Мяч упал... пол.

Яблоко упало... ветки.

Строение артикулярного аппарата: губ, зубов, челюстей, неба, языка.

Исследование общей моторики

Выполнить задания: пройти по начерченной на полу линии, попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперед; попрыгать попеременно на одной ноге и на другой'; ударить ладонью по мячу об пол; перебра-сывать мяч из одной руки в другую и т.д.

Отметить: нарушение силы движений, их точности, объема, темпа, координации, переключения от одного движения к другому.

Состояние речевой моторики

Выполнить движения губами: вытянуть вперед, растянуть в улыбке, хоботок влево-вправо. Языком: показать широкий, узкий язык, поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю; коснуться кончиком языка углов рта.

Мягким небом, нижней челюстью: широко открыть рот, покашлять с открытым ртом, осторожно подвигать челюстью вправо-влево.

Отметить: наличие или отсутствие движения, замену заданного движения другим, тонус, объем движений, активность, длительность удержания органов в заданном положениии, темп движения, лишние движения при выполнении заданного.

Состояние слуха, слуховых дифференцировок и внимания

Данные о состоянии биологического слуха взять из медицинской карты.

Показать, какая игрушка звучала: барабан, погремушка, бубен, дудочка, металлофон, гармошка.

Состояние оптико-пространственного гнозиса и праксиса

Выполнить следующие задания:

а) назвать предметы или их четкие изображения, контурные изображения, перечеркнутые, наложенные друг на друга;

б) вытянуть (по образцу) 2-й и 3-й, 2-й и 5-й пальцы, сложить пальцы рук в кольцо попеременно, одновременно; выложить фигуру из спичек, мозаики; поставить стрелки на игрушечных часах по заданию логопеда.

Состояние слухо-произносительной дифференциации фонем

Фонетически резко различающихся: Р-С, Л-П, 3-Т. Фонетически близких: М-Н, П-Б, Т-Д, К-Г.

Состояние фонематического анализа, синтеза, представлений

1. Анализ:

а) выделение звука на фоне слова по картинкам и на слух (после показа логопеда);

б) выделение на слух ударного гласного в началеслова: удочка, Оля, искры, иней, апельсин, Аня, елка;

в) определение количества, последовательности и места звуков в слове (подготовительная группа).

2. Синтез.

Составить слово из звуков, произнесенных логопедом в ненарушенной последовательности: Н, О, С; О, С, А; С, Ы, Р; Л, А, П, А.

3. Фонематические представления:

а) отложить картинки, в названиях которых есть звук С или другой заданный логопедом звук;

из 61

Предыдущая Следующаяб) придумать слово с каким-либо звуком.

Уровень представлений об окружающем и состояние интеллекта

Состояние зрительного восприятия и внимания: назвать, что изменилось в ряду из 5 игрушек, какие игрушки поменялись местами, какой (каких) игрушки не стало.

Проверить знание цветов по названию. Подобрать картинки к данному цветовому фону (лото "Цветные фоны").

Состояние интеллекта: разложить 3, затем 4 картинки в последовательности изображенных на них событий.

Речевая активность

Отметить: самостоятельно вступает в контакт, с помощью, стремится к общению, негативен.

Другие дефекты устной речи

Дислалия, дизартрия, заикание, ринолалия.

Педагогическая характеристика связной речи: только при изменении диагноза.

Уточненный диагноз.

Дата. Логопед.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: