Заключение

Все основные законы театрального искусства, все его основополагающие компоненты и признаки свойственны театру кукол, как и всякому другому виду театра. Театр кукол — это зрелище, которое не может существовать без зрителя; сценическое действие осуществляется актерами — перевоплощающимися, создающими художественные образы; в основе лежит драматургия, развивающаяся из драматического конфликта. Общность основных признаков определяет относительную подвижность границ театра кукол. Они меняются под воздействием других видов театрального искусства.

В свою очередь, множатся примеры влияния искусства театра кукол и проникновения его в смежные виды театрального и других искусств.

Однако основные, глубинные черты искусства театра кукол остаются незыблемыми. Пока существует театр кукол, его актер никогда не откажется от своего художественного инструмента — куклы. Театр кукол никогда не порвет органической связи с изобразительным искусством, не утратит своей музыкально-ритмической природы, всегда будет тяготеть к сказочной фантастичности, к гротеску, к иносказательной форме, метафоричности. От драматического и других видов театра театр кукол всегда будет отличать его искусственно-живая природа, потому что перед зрителями выступает не обычный актер, но аниматор, оживляющий произведение художника.

Театр кукол обладает таким многообразием технических форм и средств воплощения сценических образов, которое недоступно ни драматическому, ни какому либо другому виду театра.

В театре кукол никогда не затихнет процесс борьбы двух неразрывно связанных между собой начал — актерского и изобразительного искусства, — борьбы, порождающей бесконечную разнородность и многоликость театра.

Как бы сильно ни проявлялось влияние драматического и других видов театрального искусства на театр кукол, его актер всегда останется актером особым. Даже когда он на время выпустит из рук свою куклу и выйдет перед зрителем из-за скрывающей его ширмы. Как и его собратья — мастера других видов сценического искусства, он тоже должен обладать фантазией и воображением, быть наблюдательным, способным к перевоплощению, эмоционально возбудимым, — одним словом, одаренным от природы всеми способностями для сценического искусства, и кроме того специально обученным.

Актера-кукольника всегда отличает особый склад фантазии. Его воображение питается образами фантастическими, нереальными, не встречающимися в действительности, хотя по-своему ярко выражающими суть человеческой жизни и человеческих характеров.

Актер-кукольник всегда задумывает свои сценические создания в образе куклы со всеми ее изобразительными и техническими особенностями, — куклы, действиями которой он управляет со стороны.

Он не только вдохновляется стремлениями и борьбой своего героя, сопереживая с ним, но бдительно следит со стороны за всеми ракурсами, жестами, микродвижениями оживляемого образа. В каждом подлинном актере театра кукол открыто или потенциально заключен художник-изобразитель.

Настоящий актер-кукольник — рукодел, выдумщик, изобретатель, крайне внимательный к технике своего художественного инструмента и зависящий от его особенностей. По сравнению с драматическим актером кукольник действует на сцене в особом кругу внимания; его сконцентрированное внимание, особую психическую склонность к тщательности в создании микродвижений куклы можно было бы уподобить ювелирной работе часовых дел мастера.

Эти и другие особенности характеризуют искусство актера кукольной сцены. Но нельзя пройти мимо того факта, что современный актер европейского театра кукол значительно изменил, или, вернее сказать, дополнил свои специфические качества. Его квалификация значительно усложнилась, способности стали более разносторонними, и их развитие устремилось к синтетической универсальности.

Тенденция современного театра укрупнить внутренние и внешние масштабы своего искусства, сравниться в этом отношении или даже превзойти масштабы искусства драматического театра отражается и на изменениях в квалификации актера. Очень большие сценические площадки, которыми овладел кукольный театр, укрупненные куклы (иногда достигающие огромных размеров), применение всех систем кукол и их гибридизаций, выход актера из-за ширмы в маске или с открытым лицом значительно усложнили требования к современному актеру.

Если современный актер должен, скрываясь за ширмой, уметь играть почти всеми системами кукол, включая и вновь изобретенные, успевая при этом следить за ракурсами и жестами своей куклы как бы со стороны зрительного зала, если он должен в совершенстве словесно действовать и кроме того уметь подражать голосам животных и птиц, петь, танцевать, иногда жонглировать, играть перед ширмой в маске и, наконец, действовать подобно драматическому актеру, то возникает вопрос: какими же природными способностями должен обладать человек, решивший посвятить свою жизнь этому искусству?

Попробуем с относительной точностью перечислить эти способности.

Воля, смелость, непосредственность.

Любовь к детям и готовность скромно скрыться от зрителя за ширму.

Ум, интеллект, образованность.

Образное мышление.

Острая наблюдательность и память.

Цепкое, многоплоскостное внимание.

Воображение, склонное к фантастичности.

Способность к перевоплощению.

Звучный голос в большом диапазоне.

Хорошая дикция.

Музыкальность и певческий голос.

Способность к голосовой имитации.

Ритмичность и способность к выразительному движению.

Чувство юмора.

Чувство правды и наивная вера.

Эмоциональная возбудимость и заразительность.

Физическая ловкость, сообразительность и быстрота реакций.

Достаточная физическая сила и выносливость, рост, не превышающий 170 см.

Терпеливость, склонность к скрупулезной, тонкой и точной работе.

Внешнее обаяние.

Не часто можно встретить молодых людей, обладающих всем этим перечнем свойств, необходимым для идеального актера театра кукол.

Какие же способности, чрезвычайно важные сами по себе для современного актера театра кукол, могут быть развиты впоследствии упорным трудом, систематическим тренингом? Где именно допустимы известные компромиссы, при которых возможно приобщить к нашему искусству человека, обладающего не всеми перечисленными актерскими данными?

Хорошо поддается развитию внимание. Достаточно упорные тренировки могут в относительно короткий срок воспитать быструю переключаемость внимания, выработать усложненное обстоятельствами сцены, многоплоскостное внимание кукольника.

Не может быть актера с плохим голосом, но упорный труд и повседневный тренаж помогут выработать профессиональную сценическую дикцию и вообще технику речи. Не может быть кукольника, не обладающего музыкальным слухом, но певческий голос не обязательно должен быть хорошо поставленным. Даже маленький певческий голос можно развить специальными занятиями. Следует учитывать, что пение в современном театре кукол (как и в драматическом театре) стало более интимным, более камерным, и в нем гораздо большее значение имеет чисто актерская выразительность.

Физическая ловкость и быстрота реакции, столь необходимые для кукольника, работающего в тесноте заширменного пространства при весьма энергичных темпоритмах действия, вполне могут быть развиты в том случае, если человек не выделяется крайне пониженной реактивностью.

Вполне возможно развить в себе волевые качества; творческая смелость придет к кукольнику после того, как он в совершенстве овладеет техникой своей профессии. И, наконец, если у актера отсутствуют внешние привлекательные физические данные, но он обладает всеми другими талантами, ну что ж, — значит, ему суждено всю жизнь работать с куклой за ширмой. Пусть перед ширмой выходят другие.

Всеми остальными природными способностями, необходимыми для профессии кукольника, он должен обладать непременно.

Если мы хотим, чтобы перед советским театром кукол открывались новые перспективы дальнейшего развития, мы должны при комплектовании актерских кадров руководствоваться не интуицией или случайными соображениями, но искать строго научные подходы к решению этой проблемы. При этом подразумевается, что актер ближайшего будущего должен обладать лучшими нравственными качествами советского человека. Он должен быть глубоко убежденным, искренним патриотом своей Родины, должен любить и уважать своих зрителей и посвятить жизнь служению своему искусству, за которое народ платит ему самой горячей благодарностью, должен быть страстным пропагандистом марксистско-ленинских идей.

Мы никогда не должны забыть тех кукольников, которые провели годы на фронтах Великой Отечественной войны, включались в борьбу с врагом средствами своего острого сатирического и агитационного оружия и даже пожертвовали своими жизнями. Мы должны быть достойными их, достойными их энтузиазма, отваги, неутомимости и при этом удивительной скромности.

Обнадеживающим фактором является развитие в последние годы в нашей стране системы специального образования для кукольников — актеров, режиссеров, художников (Москва, Ленинград, Горький, Свердловск, Иркутск, Саратов, Казань, Харьков, Тбилиси, Ереван, Новосибирск, Рига, Таллин, Оренбург). Институты и театральные училища, которые этим занимаются, несут наравне с театрами серьезную ответственность за судьбы нашего отечественного театра кукол, за повышение уровня культуры и квалификации будущих молодых специалистов.

Опыт театральных школ еще невелик, так как регулярное обучение кукольников началось лишь в 1959 году. С каждым годом опыт будет обогащаться, будет совершенствоваться система и методика воспитания актеров советского театра кукол.

Практика многих выпусков молодых специалистов кафедры театра кукол Ленинградского института театра, музыки и кинематографии показала: чем совершеннее воспитан молодой человек нравственно и политически, тем быстрее его творческий рост. Иными словами — чтобы воспитать артиста, нужно прежде всего воспитать в нем человека.

Залогом успеха в воспитании квалифицированных кадров для советского театра кукол является прежде всего воспитание мировоззрения будущего художника, творца сценических образов. Глубокое изучение марксистско-ленинской философии и других общественных наук формирует ум и душу артиста, помогает познать глубинные процессы общественной жизни и роль личности в жизни общества. В итоге артист обретает ясную идейную позицию, проникается страстной убежденностью, побуждающей его к творческой активности.

Стремление к высшей правде социалистического реализма является важнейшей отличительной чертой советского кукольника. Деятели советского театра кукол с самого момента его зарождения всегда были убеждены в его больших содержательных возможностях. Они доказывали это своими работами, развенчивая миф о развлекательной ограниченности кукольной сцены. Советский театр кукол никогда не забывает о высшем своем назначении, об идейно-воспитательной роли искусства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: