ПРИНЦИП МЕТОДА:
Свободные α-аминокислоты образуют с нингидрином фиолетовое окрашивание, интенсивность которого прямо пропорциональна количеству свободных аминокислот.
ХОД РАБОТЫ:
В центрифужную пробирку отмеривают 1 мл сыворотки и 1 мл 1Н СН3СООН, хорошо перемешивают, закрывают пробкой и кипятят 20 мин в водяной бане. Центрифугируют 20 мин 1500 об/мин. 0,4 мл центрифугата помещают в мерные пробирки, затем прибавляют 4 мл фосфатного буфера (рН=6,8) и 0,5 мл 1% водного раствора нингидрина. Содержимое пробирки перемешивают и ставят в кипящую водяную баню. Окраска развивается в течение 40 мин, переходя от буровато-грязного цвета к лиловому и дальше к фиолетовому. Пробирки охлаждают и доводят объем дистил. водой до 7 мл. Колориметрируют при зеленом светофильтре в кювете шириной слоя 5 мл. Количество аминного азота находят по прилагаемой таблице. Норма составляет 2,96 ± 0,1 мг%.
Практическое занятие №11.
Задание к занятию №11.
Тема: Обмен и функции аминокислот.
Учебные и воспитательные цели:
-Общая цель занятия: научить использовать знания о различных процессах, в ходе которых может
образовываться аммиак, о механизмах его обезвреживания, знать биосинтез и роль креатина, креатин-
фосфата в синтезе АТФ, а также уметь использовать эти знания в практической деятельности врача.
- Частные цели:
уметь определять количество мочевины в сыворотке крови, креатинина в моче и выделять
креатин из мышечной ткани.
1. Входной контроль знаний:
1.1. Тесты.
1.2. Устный опрос.
1.3. Реферативные сообщения.
2. Основные вопросы темы:
2.1. Образование аммиака в организме и пути его обезвреживания. Гипераммониемия.
2.2. Биосинтез мочевины как основной механизм предотвращения накопления аммиака. Клиническое
значение определения мочевины.
2.3. Синтез креатина, креатин-фосфата, значение этого синтеза для организма. Клиническое
значение определения креатинина.
2.4. Особенности обмена отдельных аминокислот (глицин, метионин, глутаминовая и аспарагиновая
кислоты, триптофан, фенилаланин).
2.5. Нарушения в обмене отдельных аминокислот.
2.6. Патология азотистого обмена.
3. Лабораторно-практические работы:
3.1. Определить количество мочевины в сыворотке крови.
3.2. Определить количество креатинина в моче.
3.3. Выделить креатинин из мышечной ткани.
Выходной контроль
4.1. Ситуационные задачи.
5. Литература:
5.1. Материал лекций.
5.2. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. М.: «Медицина», 1990г., с. 350-354, 364-368.
5.3. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. М.: «Медицина», 2004г., с. 447-464.