Респонденты, предпочитающие данную партию всем остальным, негативно относятся к частному образованию (62,5%), выступают за наличие коммерческих банков в банковской системе России наряду с государственным (51,6%), считают, что национальная экономика должна взаимодействовать с мировой (75,8%), что отечественные товары должны быть конкурентоспособны (61,3%), а внешнеторговые операции могут вести государство, и частные лица (45,2%). В налоговой системе основными налогоплательщиками должны быть государственные предприятия и организации (66,1%), а основные налоги для населения – прямые (44,3%). Сторонники данной партии высказались за преобладание госсектора в российской экономике при максимальной социальной поддержке населения (44,3%), но при этом необходимо разнообразие форм собственности (54,1%), и должно быть частичное регулирование рыночной экономики (50%). Таким образом, яблочники несколько ближе к идеологии рыночной экономики, однако признают необходимость сильного влияние госсектора в экономике России.
|
|
СПС.
Сторонники данной партии больше, чем все остальные респонденты, поддерживают введение частного образования в России (34,6% - за. 52,1% - против). По их мнению, в России должна быть двухуровневая банковская система (50,8%), они в большей степени. Чем сторонники других партий поддерживают необходимость взаимодействия национальной и мировой экономики (86,2%), наличия возможности ведения внешнеторговых операций и для государства, и для частных лиц (60%). Основными налогоплательщиками могут быть и государственные предприятия (58,5%), и частные лица (48,4%), основные налоги для населения – прямые (46%). Сторонники данной партии единственные из всех считают необходимым преобладание частного сектора в экономике России при максимальной социальной поддержке населения (50%), признают разнообразие форм собственности (65,6%) и считают, что государство должно осуществлять частичное регулирование рыночной экономики (49,2%). В целом, сторонники СПС ближе всего к идеологии рыночной экономики.
Анализируя мнения сторонников ведущих политических партий по блоку идеология командно-административной системы – идеология рыночной экономики, можно построить следующую схему.
Идеология командно-административной системы | Идеология рыночной экономики | |||||||||||
Сторонники КПРФ | Сторонники АПР | Сторонники «Единой России» | Сторонники ЛДПР | Сторонники «Яблока» | Сторонники СПС | |||||||
Очередной задачей данного исследования было выявить, каково мнение жителей Ульяновской области о наиболее оптимальном для России политическом режиме, а также исследовать иерархию ценностей населения и место в этой иерархии либеральных ценностей. Были получены следующие результаты (распределение ответов см. в приложении). Опрошенные считают, что государство должно гарантировать людям реализацию следующих прав (указано среднее значение ранга):
|
|
1. Личные права (на жизнь, свободу, на невмешательство в частную жизнь, на неприкосновенность жилища, на тайну переписки и т.п.) – 2,1.
2. Гражданские права (на гражданство, на свободу передвижения и местожительства, на участие в управлении делами государства и т.п.) – 2,9.
3. Социальные права (на достойный уровень жизни, на образование, на охрану здоровья, на социальное обеспечение, на отдых и досуг) – 3,3.
4. Экономические права (быть собственником, на свободный и безопасный труд, на справедливое вознаграждение) – 4,3.
5. Юридические права (на судебную защиту, на равенство перед законом, не подвергаться произвольному обвинению) – 4,4.
6. Духовные права (на свободу мысли, убеждений, совести, слова, на свободу творчества, на защиту интеллектуальной собственности) – 4,9.
7. Политические права (избирать и быть избранным, на политические убеждения, на политические объединения, на митинги, демонстрации) – 5,1.
Нужно отметить, что для либерального сознания характерна следующая иерархия прав личности по степени важности:
1. Личные права.
2. Гражданские права.
3. Политические права.
4. Социальные права.
Таким образом, если объединить экономические, юридические, духовные права с личными, то можно говорить о том, что в России происходит формирование либерального сознания у населения. Однако люди ещё не осознали важности реализации политических прав и их первичности по отношению к социальным. Каковы особенности политического режима, необходимого в современной России, по мнению населения?
1. Необходимо наличие 5-6 ведущих политических партий (34,5%).
2. Взаимоотношения политических партий с органами власти должны состоять в том, что на государственные посты выбираются кандидаты от политических партий (36,2%).
3. В идеологической сфере должна быть обеспечена полная свобода мысли (42,4%).
4. В государстве могут существовать и государственные, и частные СМИ (36,6%), однако допускается полная свобода и независимость СМИ (35,6%).
5. Правовое равенство всех форм собственности (42,5%).
6. Допускается только правовое применение силы во внутренней политике для разрешения конфликтов (39,8%).
7. Исполнительная и законодательная власти должны иметь равные возможности влияния на принятие политических решений (45,8%).
8. Контроль обществом деятельности власти сводится к тому, что органы власти прислушиваются к общественному мнению (46,2%).
9. Законодательная, исполнительная и судебная власти должны быть равны, и взаимодействуют друг с другом (46,3%).
Следовательно, исходя из указанных респондентами особенностей политического режима современной России, можно говорить о подтверждении предположения о процессе формирования у населения Ульяновской области либерального сознания. Явно видно, что люди уже отошли от восприятия политического режима России как тоталитарно-демократического, однако пока либерально-демократический режим окончательно не сформирован. А на каком месте в иерархии ценностей населения стоят либеральные ценности? Ответы на вопрос, «Что могло бы сегодня объединить общество?», распределились следующим образом (таблица 11):
Таблица 11
№ | Ценности | % |
1. | Правовое государство | 51,9 |
2. | Достаток всех членов общества | 41,1 |
3. | Справедливость | |
4. | Безопасность членов общества | 39,2 |
5. | Социальная защищённость | 36,8 |
6. | Достойная жизнь | 33,6 |
7. | Стабильность | 33,3 |
8. | Семья (в традиционном понимании) | 32,4 |
9. | Социальное равенство | 31,8 |
10. | Свобода | 27,9 |
11. | Патриотизм | 18,7 |
12. | Духовность | 17,1 |
13. | Профессионализм | 15,8 |
14. | Демократия | 15,1 |
15. | Религия | 11,1 |
16. | Достоинство | 10,5 |
17. | Прогресс | 10,3 |
18. | Терпимость | 9,3 |
19. | Частная собственность | 7,9 |
20. | Державность | 6,6 |
21. | Коммунизм | 3,7 |
22. | Космополитизм | 0,9 |
Затрудняюсь ответить | 5,9 |
Итак, ведущими ценностями населения Ульяновской области являются: правовое государство, достаток всех членов общества, справедливость, безопасность членов общества, социальная защищённость, достойная жизнь, стабильность, семья (в традиционном понимании), социальное равенство, свобода.
|
|
Идеальный тип либерального сознания (6.) предполагает признание самоценности индивидуальной свободы, по разному реализуемой в различных сферах жизни: в отношениях внутри гражданского общества – свободы равны; в отношении личности и государства – равенство перед законом; в отношении к многообразию общественной жизни – терпимость ко всему, что не отрицает терпимость; в экономических отношениях – признание частной собственности на условиях свободного развития человека. По степени близости к идеальному типу либерального сознания можно выделить следующие типы сознания (6.):
1. Неприятие индивидуальной свободы как самоценности. Это нелиберальный, традиционно советский тип. Свобода отождествляется с равенством жизненного уклада (одинаковое положение людей по отношению к центру власти, распределение благ). Характеризуется развитым индивидуализмом (потребительски – приватным). Существует ориентация на коллективизм как форму уравнительной организации быта.
2. «Нелиберальный индивидуализм». Признание ценности индивидуальной свободы, которая понимается как свобода реализации собственного интереса, ограниченная силой других людей и обстоятельств. Это индивидуальный произвол.
3. Либеральный тип сознания:
- Экономически либеральный тип, т.е. главное – частная собственность. А уже потом реализация политических и гражданских свобод, толерантность и др. либеральные ценности.
|
|
- Социал-либеральный тип. Главная ценность – свобода.
Анализируя полученную нами иерархию ценностей, можно предположить, что у населения пока в некоторой степени сформировались такие либеральные ценности как, справедливость, равенство и свобода, однако осознания ценности терпимости и частной собственности пока нет. Однако важно и то, как жители Ульяновской области понимают свободу, равенство, толерантность, частную собственность и справедливость. Особенности восприятия данных ценностей тоже могут говорить о формировании у населения либерального сознания.
1. Свобода.
Либерализм предполагает ориентацию на свободное, в очерченных законом границах, коллективное действие. Большинство опрошенных жителей Ульяновской области понимает свободу следующим образом: одинаковые права всех членов общества (39,6%). А либеральное понимание свободы (свободное объединение с другими ради общего дела) свойственно только 5,1% опрошенных. 0,8% респондентов отметили, что свобода вообще не является для них ценностью.
2. Равенство.
Либерализм предполагает равенство перед законом и только по отношению к закону. При этом необходимо равенство возможностей для всех членов общества. 42,5% респондентов определяют равенство таким образом: все равны перед законом, и только 18,4% считает, что равенство – это равные стартовые возможности для всех (доступность образования, выбора профессии и т.п.). Для 2,5% опрошенных равенство в принципе не является ценностью
3. Толерантность.
Это условие реализации всех ценностей либерализма. Терпимость здесь понимается как активное взаимопризнание оппонентов, каждый из которых привержен не только своим собственным ценностям, но и общей для всех ценности свободы. Либеральное понимание терпимости присуще 16,9% опрошенных (терпимое отношение к любым мнениям, взглядам, кроме тех, которые ведут к ущемлению прав других людей) и 15,2% (терпимое отношение к любым мнениям, взгляда, кроме тех, которые покушаются на жизнь). Для большинства респондентов терпимость – терпимое отношение к любам мнениям, взглядам, кроме тех, которые моральным нормам и принципам (21,5%). Не воспринимают терпимость как ценность 4,4%.
4. Частная собственность.
Перед Россией стоят следующие задачи (6.): приватизация, обеспечение управляемости собственностью и создание общественных механизмов ограничения права частной собственности без отрицания его как такового. Большинству респондентов присуще либеральное восприятие ценности частной собственности: частная собственность в некоторых сферах жизни неуместна (наука, оборона и т.п.) и поэтому эти сферы должны быть защищены (25,8%), если частная собственность вступает в противоречие с другими правами и свободами, то она должна ограничиваться и регулироваться (22,6%). Частная собственность не является ценностью для 6,6% опрошенных жителей Ульяновской области.
5. Справедливость.
Можно говорить о том, что большинство населения понимает справедливость как равное распределение общественных благ (42,4%), т.е. это традиционно советское восприятие справедливости. А либеральное понимание данной ценности свойственно 20,9% опрошенных: люди получают общественные блага в зависимости от своих капиталов и деловых качеств, но при этом должны делиться со слабыми и бедными. Справедливость вообще не является ценностью для 1,9% респондентов.
Таким образом, анализируя полученные результаты, можно говорит о том, что либеральное сознание в нашем обществе ещё не сформировано, однако есть тенденции, позволяющие предположить, что общество готово принять либеральные ценности. А пока даже справедливость, которая в иерархии ценностей опрошенных занимает 3-е место, понимается большинством населения традиционно по-советски.
Есть ли различия во мнении различных социальных групп населения, а также сторонников ведущих политических партий по поводу оптимального для России политического режима?
1. Половозрастные группы.
Таблица 12
Всего | Мужчины | Женщины | |
Количество политических партий (%) | |||
Одна массовая политическая партия. | 19,7 | 22,2 | |
5-6 политический партий. | 34,5 | 37,2 | |
Количество партий не ограничено. | 27,6 | 29,1 | 26,1 |
Затрудняюсь ответить. | 16,8 | 13,8 | 19,6 |
Взаимоотношения политических партий и органов власти (%) | |||
Правящая партия назначает своих представителей на государственные посты. | 20,9 | 21,5 | 20,5 |
На государственные посты выбираются кандидаты от партий. | 36,2 | 35,7 | 36,7 |
На государственные посты выбираются люди без партийной принадлежности. | 21,6 | 23,8 | 19,3 |
Затрудняюсь ответить. | 21,3 | 23,5 | |
Наличие государственной идеологии (%) | |||
Одна идеология, пронизывающая все сферы общества. | 23,8 | 22,5 | |
Несколько идеологий в обществе. | 23,5 | 23,8 | 23,1 |
Полная свобода мысли. | 42,4 | 44,1 | 40,8 |
Затрудняюсь ответить. | 10,4 | 9,6 | 11,1 |
Положение СМИ в государстве (%) | |||
Наличие только государственных СМИ. | 17,3 | 18,5 | 16,1 |
Наличие и государственных, и частных СМИ. | 36,6 | 35,5 | 37,5 |
Полная свобода и независимость СМИ. | 35,6 | 38,5 | |
Затрудняюсь ответить. | 10,5 | 7,5 | 13,4 |
Форма собственности (%) | |||
Государство управляет всеми формами собственности. | 20,4 | 20,6 | |
Государство регулирует различные формы собственности. | 28,1 | 29,6 | 26,8 |
Правовое равенство всех форм собственности. | 42,5 | 42,8 | 42,3 |
Затрудняюсь ответить. | 7,6 | 10,3 | |
Методы внутренней политики по разрешению конфликтов (%) | |||
Применение силы как средство внутренней политики. | 10,8 | 13,5 | 8,2 |
Только правовое применение силы во внутренней политике. | 39,8 | 44,3 | 35,6 |
Неприменение силы как принцип существования государства (переговоры, компромисс). | 33,9 | 30,7 | 36,9 |
Затрудняюсь ответить. | 15,6 | 11,5 | 19,3 |
Всего | Мужчины | Женщины | |
Механизм принятия политических решений (%) | |||
Приоритет исполнительной власти при принятии политических решений. | 11,7 | 13,7 | 9,8 |
Равенство исполнительной и законодательной власти при принятии политических решений. | 45,8 | 44,2 | 47,4 |
Приоритет законодательной власти при принятии политических решений. | 17,1 | 18,8 | 15,5 |
Затрудняюсь ответить. | 25,4 | 23,3 | 27,3 |
Возможность контроля деятельности органов власти обществом (%) | |||
Органы власти не учитывают общественное мнение. | 11,9 | 11,4 | 12,2 |
Органы власти прислушиваются к общественному мнению. | 46,2 | 47,5 | 45,1 |
Деятельность органов власти контролируется обществом. | 35,3 | 35,7 | 34,8 |
Затрудняюсь ответить. | 6,7 | 5,4 | 7,9 |
Степень разделения законодательной, исполнительной и судебной власти (%) | |||
Доминирование исполнительной власти над законодательной и судебной. | 8,7 | 10,4 | 7,3 |
Все ветви власти равны и взаимодействуют друг с другом. | 46,3 | 46,7 | |
Полное разделение законодательной, исполнительной и судебной властей. | 24,5 | 25,2 | |
Затрудняюсь ответить. | 19,9 | 18,4 | 21,3 |
Нет различий в ранжировании прав личности мужчинами и женщинами, а также респондентами разного возраста. Кроме этого, и мужчины, и женщины считают, что в России должно быть 5-6 политических партий (соответственно 37,2%, 32%), необходимо правовое равенство всех форм собственности (42,8%, 42,3%), равенство исполнительной и законодательной власти при принятии политических решений (44,2%, 47,4%), все ветви власти равны и должны взаимодействовать друг с другом (46,7%, 46%), а также органы власти должны прислушиваться к общественному мнению (47,5%, 45,1%). Однако различаются мнения мужчин и женщин о взаимоотношениях политических партий и органов власти: 35,7% мужчин и 36,7% женщин считают, что лучше, если на государственные посты выбираются кандидаты от партий, но 23,8% мужчин уверены, что на государственные посты могут выбираться люди без партийной принадлежности, а 20,5% считают, что на государственные посты должна назначать своих представителей правящая партия. Кроме этого, если большинство респондентов высказалось за полную свободу мысли (44,1% и 40,8% соответственно по полу), то 25% женщин поддерживают наличие одной единой идеологии, пронизывающей все сферы общества, а 23,8% мужчин считают, что в обществе может быть несколько идеологий. Затем, большая часть опрошенных мужчин (38,5%) выступает за полную свободу и независимость СМИ, а женщины менее либеральны в этом вопросе и поддерживают наличие и государственных, и независимых СМИ (37,5%). Женщины менее склонны к насилию, поэтому 36,9% из них высказались за принципиальное неприменение силы государством, тогда как 44,3% мужчин допускают правовое применение силы во внутренней политике. Ведущими ценностями опрошенных мужчин и женщин являются (таблица 13):
Таблица 13
Мужчины | Женщины | |||
правовое государство | 54,3% | правовой государство | 49,6% | |
справедливость | 41,5% | социальная защищённость | 39,3% | |
достаток всех членов общества | 41,3% | справедливость | 38,8% | |
безопасность | 40,8% | безопасность | 37,7% | |
социальная защищённость | 34,4% | семья | 35,3% | |
стабильность | 32,3 | достойная жизнь | 34,7% | |
достойная жизнь | 32,3% | стабильность | 34,5% |
Таким образом, можно предположить, что в некоторых вопросах мужчины немногим более либеральны, чем женщины.
Кроме этого, уровень либерализма зависит от возраста респондентов: чем старше возрастная группа, тем менее либеральными становятся взгляды опрошенных (таблица 14).
Таблица 14
Всего | 18-24 | 25-34 | 35-44 | 45-54 | 55-65 | ||
Количество политических партий (%) | |||||||
Одна массовая политическая партия. | 9,9 | 12,9 | 23,1 | 34,3 | |||
5-6 политический партий. | 34,5 | 32,4 | 35,1 | 39,8 | 30,4 | ||
Количество партий не ограничено. | 27,6 | 36,3 | 33,5 | 28,1 | 22,7 | 18,6 | |
Затрудняюсь ответить. | 16,8 | 21,4 | 20,6 | 13,7 | 14,5 | 16,2 | |
Взаимоотношения политических партий и органов власти (%) | |||||||
Правящая партия назначает своих представителей на государственные посты. | 20,9 | 12,6 | 16,7 | 24,7 | 21,9 | 26,2 | |
На государственные посты выбираются кандидаты от партий. | 36,2 | 39,6 | 39,1 | 36,4 | 34,2 | ||
На государственные посты выбираются люди без партийной принадлежности. | 21,6 | 20,9 | 21,5 | 20,1 | 20,8 | ||
Затрудняюсь ответить. | 21,3 | 26,9 | 22,7 | 18,3 | 21,6 | 18,8 | |
Наличие государственной идеологии (%) | |||||||
Одна идеология, пронизывающая все сферы общества. | 23,8 | 19,4 | 21,6 | 38,2 | |||
Несколько идеологий в обществе. | 23,5 | 18,2 | 25,4 | 25,3 | 22,3 | ||
Полная свобода мысли. | 42,4 | 58,6 | 45,3 | 39,3 | 45,4 | ||
Затрудняюсь ответить. | 10,4 | 7,2 | 9,9 | 11,3 | 10,8 | 11,8 | |
Положение СМИ в государстве (%) | |||||||
Наличие только государственных СМИ. | 17,3 | 11,5 | 12,5 | 20,1 | 27,6 | ||
Наличие и государственных, и частных СМИ. | 36,6 | 29,7 | 37,5 | 44,3 | 33,8 | ||
Полная свобода и независимость СМИ. | 35,6 | 48,4 | 40,1 | 29,7 | 36,8 | 26,1 | |
Затрудняюсь ответить. | 10,5 | 10,4 | 9,9 | 9,3 | 12,3 | ||
Форма собственности (%) | |||||||
Государство управляет всеми формами собственности. | 20,4 | 23,8 | |||||
Государство регулирует различные формы собственности. | 28,1 | 23,6 | 28,3 | 29,4 | 29,1 | ||
Правовое равенство всех форм собственности. | 42,5 | 51,6 | 52,4 | 42,7 | 27,1 | ||
Затрудняюсь ответить. | 13,7 | 7,3 | 7,3 | 7,8 | 10,8 |
Всего | 18-24 | 25-34 | 35-44 | 45-54 | 55-65 | |||||
Методы внутренней политики по разрешению конфликтов (%) | ||||||||||
Применение силы как средство внутренней политики. | 10,8 | 12,1 | 10,3 | 9,3 | 13,3 | |||||
Только правовое применение силы во внутренней политике. | 39,8 | 37,9 | 38,6 | 42,7 | 42,6 | |||||
Неприменение силы как принцип существования государства (переговоры, компромисс). | 33,9 | 33,5 | 34,8 | 34,7 | ||||||
Затрудняюсь ответить. | 15,6 | 16,5 | 16,3 | 13,3 | 14,4 | 18,7 | ||||
Механизм принятия политических решений (%) | ||||||||||
Приоритет исполнительной власти при принятии политических решений. | 11,7 | 9,9 | 12,7 | 11,9 | 12,9 | |||||
Равенство исполнительной и законодательной власти при принятии политических решений. | 45,8 | 44,5 | 43,5 | 51,7 | 45,2 | 42,1 | ||||
Приоритет законодательной власти при принятии политических решений. | 17,1 | 15,4 | 19,4 | 16,3 | 21,3 | |||||
Затрудняюсь ответить. | 25,4 | 29,1 | 27,2 | 21,7 | 26,7 | 23,8 | ||||
Возможность контроля деятельности органов власти обществом (%) | ||||||||||
Органы власти не учитывают общественное мнение. | 11,9 | 11,5 | 12,9 | 10,7 | 12,6 | 11,9 | ||||
Органы власти прислушиваются к общественному мнению. | 46,2 | 43,1 | 50,5 | 46,7 | 39,3 | |||||
Деятельность органов власти контролируется обществом. | 35,3 | 29,7 | 37,1 | 32,1 | 34,4 | 43,8 | ||||
Затрудняюсь ответить. | 6,7 | 8,8 | 6,9 | 6,7 | 6,3 | |||||
Степень разделения законодательной, исполнительной и судебной власти (%) | ||||||||||
Доминирование исполнительной власти над законодательной и судебной. | 8,7 | 8,8 | 8,6 | 7,4 | 10,1 | |||||
Все ветви власти равны и взаимодействуют друг с другом. | 46,3 | 45,9 | 52,2 | 46,1 | 41,2 | |||||
Полное разделение законодательной, исполнительной и судебной властей. | 24,9 | 23,4 | 27,1 | 27,6 | ||||||
Затрудняюсь ответить. | 19,9 | 20,4 | 25,4 | 15,1 | 19,3 | 21,1 | ||||
Молодёжь 18-24 лет считает, что количество политических партий в России не должно быть ограничено (36,3%), с ними согласно 33,5% опрошенных 25-34 лет, а 33% из этой возрастной группы уверены, что нужно ограничить 5-6 партий. С ними согласны респонденты 35-54 лет (соответственно по группам 35,1% и 39,8%), а большинство в старшей возрастной группе (55-65 лет) придерживается точки зрения, что в России должна быть одна массовая политическая партия (34,3%). Также с возрастом растёт количество респондентов, которые уверены, что правящая партия должна назначать своих представителей в органы власти, и уменьшается процент опрошенных, которые считают, что на государственные посты выбираются кандидаты от политических партий. По вопросу о наличии государственной идеологии прослеживается такая же тенденция, причём молодёжь и люди среднего возраста (18-54 года) выступают за полную свободу мысли (соответственно по группам 58,6%, 45,3%, 39,3%, 45,4%), а опрошенные 55-65 лет поддерживают существование одной идеологии, пронизывающей все сферы общества (38,2%). За полную свободу и независимость СМИ высказывается молодёжь (18-34 года) (48,4%, 40,1%) и респонденты 45-54 лет (44,3%), а мнение в возрастных группах 35-44 года и 55-65 лет сводится к наличию и государственных, и частных СМИ (44,3%, 34%). Также люди старшего возраста (55-65 лет) по поводу формы собственности поддерживают государственное управление всеми формами собственности (33%), а остальные опрошенные считают, что должно быть правовое равенство всех форм собственности (51,6%, 52,4%, 42,7%, 39%). Однако старшее поколение приветствует контроль деятельности власти со стороны общества (43,8%), тогда как респонденты 18-54 лет единодушны в том, что органы власти должны прислушиваться к общественному мнению (50%, 43,1%, 50,5%, 46,7%). Нет существенных различий во мнениях респондентов разных возрастов по следующим вопросам: только правовое применение силы во внутренней политике, равенство исполнительной и законодательной власти при принятии политических решений, все ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная) равны и взаимодействуют друг с другом. Иерархия ценностей в зависимости от возраста респондентов представлена в таблице 15:
Таблица 15 (%)
18-24 года | 25-34 года | 35-44 года | 45-54 года | 55-65 лет | |||||
Достаток всех членов общества | 42,6 | Правовое государство | 51,3 | Правовое государство | 52,5 | Правовое государство | 59,5 | Правовое государство | 53,2 |
Безопасность членов общества | 39,9 | Достаток всех членов общества | 42,7 | Справедливость | 44,1 | Достаток всех членов общества | Справедливость | 45,8 | |
Правовое государство | 39,3 | Безопасность членов общества | 37,6 | Безопасность членов общества | 41,5 | Социальная защищённость | 41,3 | Семья | 41,9 |
Справедливость | 38,3 | Стабильность | 35,9 | Достаток всех членов общества | 38,8 | Справедливость | 39,4 | Безопасность членов общества | 40,4 |
Достойная жизнь | 37,2 | Социальная защищённость | 35,5 | Социальная защищённость | 36,8 | Безопасность членов общества | 36,8 | Достаток всех членов общества | 39,9 |
Семья | 33,3 | Справедливость | 32,1 | Стабильность | 33,1 | Социальное равенство | 35,3 | Социальная защищённость | 36,9 |
- Группы по уровню образования.
Таблица 16
Всего | Неполное среднее | Среднее общее | Среднее спец. | Высшее | ||
Количество политических партий (%) | ||||||
Одна массовая политическая партия. | 36,3 | 21,4 | 16,9 | |||
5-6 политический партий. | 34,5 | 29,6 | 32,3 | 32,9 | 38,3 | |
Количество партий не ограничено. | 27,6 | 12,7 | 26,4 | 27,1 | 31,2 | |
Затрудняюсь ответить. | 16,8 | 21,1 | 17,7 | 13,6 | ||
Взаимоотношения политических партий и органов власти (%) | ||||||
Правящая партия назначает своих представителей на государственные посты. | 20,9 | 23,9 | 22,2 | 20,6 | 19,8 | |
На государственные посты выбираются кандидаты от партий. | 36,2 | 23,9 | 31,7 | 36,8 | 40,1 | |
На государственные посты выбираются люди без партийной принадлежности. | 21,6 | 14,1 | 22,2 | 22,1 | ||
Затрудняюсь ответить. | 21,3 | 20,6 | 18,1 |
Всего | Неполное среднее | Среднее общее | Среднее спец. | Высшее | ||
Наличие государственной идеологии (%) | ||||||
Одна идеология, пронизывающая все сферы общества. | 23,8 | 20,4 | 23,3 | 25,2 | ||
Несколько идеологий в обществе. | 23,5 | 17,1 | 17,6 | 25,7 | ||
Полная свобода мысли. | 42,4 | 34,3 | 49,3 | 40,7 | 42,1 | |
Затрудняюсь ответить. | 10,4 | 18,6 | 12,7 | 10,3 | 7,6 | |
Положение СМИ в государстве (%) | ||||||
Наличие только государственных СМИ. | 17,3 | 17,6 | 18,2 | 13,8 | ||
Наличие и государственных, и частных СМИ. | 36,6 | 19,7 | 30,8 | 43,4 | ||
Полная свобода и независимость СМИ. | 35,6 | 29,6 | 39,8 | 34,5 | 35,8 | |
Затрудняюсь ответить. | 10,5 | 19,7 | 11,8 | 11,3 | 6,9 | |
Форма собственности (%) | ||||||
Государство управляет всеми формами собственности. | 20,4 | 39,4 | 27,1 | 20,8 | 12,8 | |
Государство регулирует различные формы собственности. | 28,1 | 25,4 | 22,6 | 30,9 | ||
Правовое равенство всех форм собственности. | 42,5 | 23,9 | 38,5 | 41,8 | 48,5 | |
Затрудняюсь ответить. | 11,3 | 11,8 | 8,4 | 7,8 | ||
Методы внутренней политики по разрешению конфликтов (%) | ||||||
Применение силы как средство внутренней политики. | 10,8 | 16,7 | 11,3 | 10,5 | ||
Только правовое применение силы во внутренней политике. | 39,8 | 31,9 | 37,7 | 45,3 | ||
Неприменение силы как принцип существования государства (переговоры, компромисс). | 33,9 | 26,4 | 29,7 | 36,8 | 34,1 | |
Затрудняюсь ответить. | 15,6 | 10,5 | ||||
Механизм принятия политических решений (%) | ||||||
Приоритет исполнительной власти при принятии политических решений. | 11,7 | 16,7 | 8,6 | 12,5 | 11,7 | |
Равенство исполнительной и законодательной власти при принятии политических решений. | 45,8 | 33,3 | 44,6 | 46,2 | 48,3 | |
Приоритет законодательной власти при принятии политических решений. | 17,1 | 9,7 | 12,2 | 15,9 | 22,1 | |
Затрудняюсь ответить. | 25,4 | 40,3 | 34,7 | 25,4 | 17,9 | |
Возможность контроля деятельности органов власти обществом (%) | ||||||
Органы власти не учитывают общественное мнение. | 11,9 | 15,7 | 9,5 | 11,6 | 12,6 | |
Органы власти прислушиваются к общественному мнению. | 46,2 | 37,1 | 49,8 | 49,2 | 42,1 | |
Деятельность органов власти контролируется обществом. | 35,3 | 38,6 | 31,7 | 32,7 | 39,8 | |
Затрудняюсь ответить. | 6,7 | 8,6 | 6,5 | 5,5 | ||
Степень разделения законодательной, исполнительной и судебной власти (%) | ||||||
Доминирование исполнительной власти над законодательной и судебной. | 8,7 | 13,9 | 6,9 | 9,2 | 8,4 | |
Все ветви власти равны и взаимодействуют друг с другом. | 46,3 | 33,3 | 39,9 | 48,4 | 49,6 | |
Полное разделение законодательной, исполнительной и судебной властей. | 20,8 | 27,5 | 22,8 | 26,4 | ||
Затрудняюсь ответить. | 19,9 | 31,9 | 25,7 | 19,4 | 15,6 |
Нет существенных различий в ранжировании прав личности респондентами разного уровня образования. Однако образование влияет на мнения людей об особенностях политического режима, благоприятного для современной России. Малообразованные люди (неполное среднее) считают, что в России должна быть одна массовая политическая партия (36,6%). Далее с ростом уровня образования растёт количество опрошенных, по мнению которых политических партий необходимо 5-6 (соответственно по группам 32,3%, 32,9%, 38,3%). Аналогичная тенденция замечена в распределении ответов на вопрос о взаимоотношениях политических партий и органов власти: респонденты с неполным средним образованием считают, что-либо правящая партия назначает своих представителей на государственные посты (23,9%), либо на государственные посты выбираются кандидаты от партий (23,9%); и с ростом уровня образования увеличивается процент опрошенных, согласных с последней точкой зрения (соответственно 31,7%, 36,8%, 40,1%). Респонденты всех возрастов поддерживают необходимость полной свободы мысли в России. Интересным является то, что мнения малообразованных людей разделились по вопросу о положении СМИ в государстве на полярно противоположные: 31% поддерживает наличие только государственных СМИ, а 29,6% - полную свободу и независимость СМИ. С мнением последних согласны 39,8% опрошенных с общим средним образованием, а более образованные люди склонны считать, что в России должны быть и государственные, и независимые СМИ (36%, 43,4%). Менее либеральной является точка зрения малообразованных людей по поводу формы собственности: 39,4% из них считают, что государство должно управлять всеми формами собственности. Остальные респонденты не согласны с ними; чем выше образование людей, тем большая часть их поддерживает правовое равенство всех форм собственности (38,5%, 41,8%, 48,5%). Подобная тенденция прослеживается по вопросу о методах разрешения конфликтов во внутренней политике: с ростом образования растёт число людей, согласных только с правовым применением силы (31,9%, 36%, 37,7%, 45,3%) и соответственно меньшее количество поддерживает применение силы как средство внутренней политики (16,7%, 11,3%, 10,5%, 10%). Нужно отметить, что много респондентов с невысоким уровнем образования затруднились ответить на вопросы о механизме принятия политических решений и степени разделения властей. Однако и здесь наблюдается небольшой рост либерализма с ростом уровня образования: увеличивается количество опрошенных, поддерживающих равенство исполнительной и законодательной власти при принятии политических решений (33,3%, 44,6%, 46,2%, 48,3%), а также мнение о том, что законодательная, исполнительная и судебная власти равны и взаимодействуют друг с другом (33,3%, 39,9%, 48,4%, 49,6%). Интересной является точка зрения респондентов разного возраста на возможности контроля деятельности органов власти обществом. Мнения малообразованных и высокообразованных людей разделились: 37,1% опрошенных с неполным средним образованием считают, что органы власти должны прислушиваться к общественному мнению, с ними согласны 42,1% опрошенных с высшим образованием; а 38,6% первых видят необходимость контроля органов власти обществом, аналогичное мнение имеют 39,8% вторых. А респонденты со средним общим и средним специальным образованием однозначно считают, что органы власти должны прислушиваться к общественному мнению (соответственно 49,8% и 49,2%). В целом можно предположить, что опрошенные с низким уровнем образования имеют несколько менее либеральные взгляды на политический режим, необходимый в России, чем более образованные люди.
А как влияет уровень образования на ценности населения? (Таблица 17)
Таблица 17
Неполное среднее образование | Общее среднее образование | Среднее специальное образование | Высшее образование | ||||
Социальная защищённость | 47,2 | Правовое государство | 46,4 | Правовое государство | Правовое государство | 55,7 | |
Справедливость | 43,1 | Безопасность членов общества | 43,2 | Справедливость | 45,4 | Достаток всех членов общества | 42,9 |
Семья | 38,9 | Справедливость | 42,3 | Достаток всех членов общества | 41,3 | Безопасность членов общества | 41,9 |
Безопасность членов общества | 36,1 | Достаток всех членов общества | 38,7 | Безопасность членов общества | 35,5 | Социальная защищённость | 38,8 |
Правовое государство | 34,7 | Социальная защищённость | 34,7 | Социальная защищённость | 34,9 | Достойная жизнь | 33,6 |
Достойная жизнь | 34,7 | Стабильность | 34,2 | Социальное равенство | 34,3 | Справедливость | 32,4 |
Социальное равенство | 34,7 | Достойная жизнь | 34,3 |
- Группы по роду занятий.
Таблица 18
Всего | Военнослужащие | Служащие | Фермеры | Учащиеся | Рабочие | Интеллигенция | Домохозяйки | Предприниматели | Пенсионеры | Руководители | Специалисты | Безработные | ||||||||||||||||||||||
Количество политических партий (%) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Одна массовая политическая партия. | 13,6 | 15,1 | 27,3 | 11,3 | 23,8 | 13,5 | 22,2 | 11,5 | 22,6 | 16,7 | ||||||||||||||||||||||||
5-6 политический партий. | 34,5 | 31,8 | 38,8 | 27,3 | 37,7 | 34,6 | 37,8 | 26,4 | 34,6 | 37,1 | 25,9 | |||||||||||||||||||||||
Количество партий не ограничено. | 27,6 | 40,9 | 36,4 | 28,3 | 23,8 | 32,4 | 30,6 | 40,4 | 18,3 | 40,7 | ||||||||||||||||||||||||
Затрудняюсь ответить. | 16,8 | 13,6 | 14,2 | 9,1 | 22,6 | 17,5 | 16,2 | 20,8 | 13,5 | 16,8 | 19,4 | 16,7 | ||||||||||||||||||||||
Взаимоотношения политических партий и органов власти (%) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Правящая партия назначает своих представителей на государственные посты. | 20,9 | 9,1 | 9,1 | 15,1 | 25,9 | 24,3 | 20,5 | 15,7 | 25,5 | 16,1 | 18,5 | |||||||||||||||||||||||
На государственные посты выбираются кандидаты от партий. | 36,2 | 45,5 | 37,9 | 36,4 | 43,4 | 35,8 | 40,5 | 27,4 | 39,2 | 34,7 | 32,3 | 35,2 | ||||||||||||||||||||||
На государственные посты выбираются люди без партийной принадлежности. | 21,6 | 36,4 | 27,3 | 17,5 | 10,8 | 23,3 | 25,5 | 18,9 | 30,6 | 22,2 | ||||||||||||||||||||||||
Затрудняюсь ответить. | 21,3 | 9,1 | 20,1 | 27,3 | 24,5 | 20,8 | 24,3 | 28,8 | 19,6 | 20,9 | 24,1 | |||||||||||||||||||||||
Наличие государственной идеологии (%) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Одна идеология, пронизывающая все сферы общества. | 23,8 | 13,6 | 19,2 | 36,4 | 16,2 | 21,9 | 13,5 | 37,1 | 24,2 | 24,1 | ||||||||||||||||||||||||
Несколько идеологий в обществе. | 23,5 | 40,9 | 24,7 | 27,3 | 17,1 | 27,2 | 32,4 | 19,2 | 21,2 | 21,3 | 17,7 | 14,8 | ||||||||||||||||||||||
Полная свобода мысли. | 42,4 | 31,8 | 47,9 | 36,4 | 57,1 | 40,5 | 32,4 | 49,3 | 28,9 | 41,9 | 51,9 | |||||||||||||||||||||||
Затрудняюсь ответить. | 10,4 | 13,6 | 8,2 | 9,5 | 9,4 | 8,1 | 9,6 | 15,4 | 12,7 | 16,1 | 9,3 | |||||||||||||||||||||||
Всего | Военнослужащие | Служащие | Фермеры | Учащиеся | Рабочие | Интеллигенция | Домохозяйки | Предприниматели | Пенсионеры | Руководители | Специалисты | Безработные | ||||||||||||||||||||||
Положение СМИ в государстве (%) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наличие только государственных СМИ. | 17,3 | 22,7 | 15,1 | 18,2 | 11,3 | 19,6 | 10,8 | 13,7 | 9,8 | 24,4 | 9,8 | 20,4 | ||||||||||||||||||||||
Наличие и государственных, и частных СМИ. | 36,6 | 40,9 | 47,5 | 63,6 | 27,4 | 30,7 | 51,4 | 32,9 | 41,2 | 44,3 | 27,8 | |||||||||||||||||||||||
Полная свобода и независимость СМИ. | 35,6 | 31,8 | 31,5 | 18,2 | 49,1 | 38,6 | 39,7 | 41,2 | 27,4 | 39,3 | ||||||||||||||||||||||||
Затрудняюсь ответить. | 10,5 | 4,5 | 5,9 | 12,3 | 11,1 | 10,8 | 13,7 | 7,8 | 15,2 | 6,6 | 14,8 | |||||||||||||||||||||||
Форма собственности (%) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Государство управляет всеми формами собственности. | 20,4 | 13,6 | 18,2 | 12,3 | 23,8 | 5,4 | 13,7 | 11,5 | 34,5 | 11,3 | 20,4 | |||||||||||||||||||||||
Государство регулирует различные формы собственности. | 28,1 | 27,3 | 30,7 | 18,2 | 25,5 | 25,6 | 35,1 | 23,3 | 28,8 | 35,5 | 22,2 | |||||||||||||||||||||||
Правовое равенство всех форм собственности. | 42,5 | 54,5 | 63,6 | 40,7 | 51,4 | 50,7 | 55,8 | 22,8 | 51,6 | 48,1 | ||||||||||||||||||||||||
Затрудняюсь ответить. | 4,5 | 7,3 | 12,3 | 9,9 | 8,1 | 12,3 | 3,8 | 11,7 | 1,6 | 9,3 | ||||||||||||||||||||||||
Методы внутренней политики по разрешению конфликтов (%) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Применение силы как средство внутренней политики. | 10,8 | 31,8 | 8,7 | 27,3 | 13,1 | 8,7 | 5,4 | 9,6 | 9,6 | 14,1 | 13,1 | 9,4 | ||||||||||||||||||||||
Только правовое применение силы во внутренней политике. | 39,8 | 31,8 | 38,4 | 45,5 | 38,3 | 43,4 | 48,6 | 32,9 | 44,2 | 31,8 | 52,5 | 28,3 | ||||||||||||||||||||||
Неприменение силы как принцип существования государства (переговоры, компромисс). | 33,9 | 36,4 | 37,4 | 27,3 | 33,6 | 31,6 | 35,1 | 35,6 | 30,8 | 35,4 | 27,9 | 45,3 | ||||||||||||||||||||||
Затрудняюсь ответить. | 15,6 | 15,5 | 16,3 | 10,8 | 21,9 | 15,4 | 18,7 | 6,6 | ||||||||||||||||||||||||||
Механизм принятия политических решений (%) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приоритет исполнительной власти при принятии политических решений. | 11,7 | 13,6 | 7,8 | 27,3 | 12,1 | 15,7 | 6,8 | 9,6 | 15,8 | 8,1 | 5,7 | |||||||||||||||||||||||
Равенство исполнительной и законодательной власти при принятии политических решений. | 45,8 | 45,5 | 55,7 | 18,2 | 49,5 | 43,2 | 48,6 | 42,5 | 48,1 | 39,8 | 65, | 40,3 | 43,4 | |||||||||||||||||||||
Приоритет законодательной власти при принятии политических решений. | 17,1 | 22,7 | 18,3 | 27,3 | 15,9 | 14,2 | 18,9 | 15,1 | 21,2 | 18,9 | 24,2 | 9,4 | ||||||||||||||||||||||
Затрудняюсь ответить. | 25,4 | 18,2 | 18,3 | 27,3 | 22,4 | 26,9 | 32,4 | 35,6 | 21,2 | 25,5 | 27,4 | 41,5 | ||||||||||||||||||||||
Возможность контроля деятельности органов власти обществом (%) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Органы власти не учитывают общественное мнение. | 11,9 | 9,1 | 10,1 | 9,1 | 11,2 | 10,8 | 9,6 | 14,8 | 9,7 | 11,8 | ||||||||||||||||||||||||
Органы власти прислушиваются к общественному мнению. | 46,2 | 40,9 | 53,2 | 36,4 | 47,7 | 50,3 | 21,6 | 45,2 | 48,1 | 41,3 | 35,5 | 37,3 | ||||||||||||||||||||||
Деятельность органов власти контролируется обществом. | 35,3 | 45,5 | 32,6 | 54,5 | 33,6 | 28,9 | 59,5 | 34,2 | 38,5 | 38,8 | 45,2 | 37,3 | ||||||||||||||||||||||
Затрудняюсь ответить. | 6,7 | 4,5 | 4,1 | 7,5 | 7,8 | 8,1 | 9,6 | 3,8 | 5,1 | 9,7 | 13,7 | |||||||||||||||||||||||
Всего | Военнослужащие | Служащие | Фермеры | Учащиеся | Рабочие | Интеллигенция | Домохозяйки | Предприниматели | Пенсионеры | Руководители | Специалисты | Безработные | ||
Степень разделения законодательной, исполнительной и судебной власти (%) | ||||||||||||||
Доминирование исполнительной власти над законодательной и судебной. | 8,7 | 9,5 | 9,6 | 9,1 | 8,4 | 8,1 | 4,2 | 9,8 | 9,2 | 6,6 | 5,8 | |||
Все ветви власти равны и взаимодействуют друг с другом. | 46,3 | 57,1 | 53,4 | 27,3 | 43,9 |