Дмитрий Иванович Яворницкий (1855 – 1940)

Ученый необычайно широкого диапазона: историк, археолог, этнограф, фольклорист, лексикограф, писатель, родился 7 ноября (25 октября по старому стилю) 1855 года в селе Сосновка Харьковского уезда (в настоящее время село Борисовка Дергачевского района Харьковской области) в семье сельского диакона.

Начальное образование получил дома. После овладения «домашней наукой» поехал в Харьков получать среднее образование. Окончив уездную школу в 1874 году, Яворницкий три года учился в Харьковской духовной семинарии. В 1877 году успешно сдал экзамены на историко-филологический факультет Харьковского университета. Будучи студентом высшего заведения, молодой исследователь сразу включился в активный научный поиск: начал собирать и изучать специальную литературу, прорабатывать источники по истории запорожских казаков.

В 1881 году Яворницкий с успехом окончил университет и получил возможность остаться в нем для подготовки к преподавательской работе на кафедре российской истории.

. Непревзойденный исследователь истории запорожского казачества, Д. И. Яворницкий опубликовал около 150 научных работ. Среди них такие фундаментальные труды, как трехтомная «История запорожских казаков» (первый том вышел в 1892 г., второй в 1894 г. и третий в 1897 г.), двухтомный труд «Запорожье в остатках старины и преданиях народа» (1888г.), «Очерки по истории запорожских казаков и Новороссийского края» (1889 г.), «Вольности запорожских казаков», «Историко-топографический очерк» (1890 г.), «Иван Дмитриевич Сирко, славный кошевой атаман войска запорожского низовых казаков» (1894 г.), «По следам запорожцев» (1898 г.), двухтомник «Источники для истории запорожских казаков» (1903 г.), «Запорожцы в поэзии Т. Г. Шевченко» (1912 г.), «До Історії степовоїУкраїни» (1929 г.). Д. И. Яворницкий читал лекции по русской истории в Варшавском (в 1895 – 1896 годах) и Московском (в 1896 – 1905) университетах.

В 1901 году за труд «История Запорожских козаков» том 1 Дмитрию Ивановичу Казанским университетом была присуждена ученая степень магистра российской истории. В 1902 году на базе коллекций Фабра и Поля в Екатеринославе был основан Областной музей первым директором которого стал Д. И. Яворницкий. В декабре 1910 года в пригороде Екатеринослава – в Мануйловке открылся дом «Просвиты». Д. И. Яворницкий был центральной фигурой в деятельности «Просвиты». Значительная заслуга Д. И. Яворницкого как археолога, который первым провел систематические раскопки и изучение археологических памятников Приднепровья, в частности, на днепровских порогах.

За значительные достижения в деле развития исторической науки в Украине в 1924 году Яворницкий был избран членом-корреспондентом, а 16 апреля 1929 года — академиком АН УССР.

Умер ученый 5 августа 1940 года в Днепропетровске, где и был похоронен на городском кладбище. В 1961 году его останки перенесены на территорию Днепропетровского исторического музея. Согласно Указу Президиума Верховного Совета УССР, Днепропетровскому Историческому музею присвоено имя Д.И. Яворницкого.

Д.И.Яворницький написал большее двухсот научных работ, большая часть которых посвященная историиі украинского запорожского казачества, собрал большее 60 тысяч слов, записал большее трех тысяч украинских народных песен, как археолог раскопал большее 1 000 могил. В поисках исторических материалов Яворницький много странствовал (и притом пешком), за собственные средства обошел всю Украину. Он писал о своем материальном затруднении: "Мне приходилось возвращаться из мест своих поисков не только без денег в карманах, а и едва не без одежды..." Не будет ошибкой если назовем, что больше всего Яворницький любил путешествия на Никопольщину, где были расположены пять Запорожских Сечей. Начинал он своиі путешествия еще в молодые года, и продолжал на склоне жизни. Он посетил Городище, Красногригорьевку, Капуловку, Покровское, Грушевку, Никополь - населенные пункты, которые строилось на местах бывших Запорожских Сеч.

Здесь Яворницький находил исторические материалы, встречался еще с живыми запорожцами или прямыми іих потомками, от которых записывал воспоминания, пересказы, песни, изучал их быт и духовную жизнь.

Так например, возле села Красногригорьевка в Чернышевой балке, Яворницький встретился с 116-годовым Иваном Игнатовичем Росолодою, сыном казака Недоступа, что "прекрасно сохранил воспоминания в жизни запорожских козаков" выделяет Яворницький. Такие старожилы, знатоки старины были и в Капуловке, Покровском, Никополе, Грушевке. Это - Иван Саламоха, Никита Явтушенко, Назар Бутуз, Дмитрий Сокура, Денис Грошовий, Савка Самарпак, Дмитрий Биковськийй, Мокий Лось и прочие.

В селе Покровский Дмитрий Иванович записал известную песню про кошевого атамана Ивана Сирка:

"…Ой не вiтер в полi грав

Не орел лiтав

Ото х Сiрко з товариством

На Сiчi гуляв…"

Было у Яворницкого много друзей и помощников на Никопольщине среди учителей, врачей, священнический. К ним можно отнести никопольчан Ивана Иларионовича Карелина, Ивана Никифоровича Костюка, Николая Федоровича Кандаева, Владимира Моисеевича Коппа и его сына Павла Владимировича Коппа (врачей), которые со временем написали интересные воспоминания о прошлом Никополя и про Д.И.Яворницкого.

В период 1928-1932 гг.Д.И.Яворницкий, как руководитель Днепропетровской археологической экспедиции, пригласил к своим поисковым работам заведующего Никопольским краеведческим музеем, археолога Теодосия (Феодосия) Николаевича Киронова.

Еще в 1909 г. Д.И.Яворницкий в селе Капуловка, по собственной инициативе, купил участок земли у крестьянки Э.Ю.Мазевой на территории которой был похоронен кошевой атаман Ивана Сирко, чтобы соорудить там музей-светлицу.

На протяжении всей жизни Д.И.Яворницкий поддерживал тесные творческие и дружественные связи с украинскими и российскими деятелями науки, литературы, искусства: И.Лысенко, М.Коцюбинским, М.Струнниковим, М.Самокишем, М.Крапивницким, П.Саксаганским, Б.Гринченко, В.Пляровским, Д.Красицким, Остапом Вишней, М.Старочицким, И.Нечуй-Левицким. Он был хорошо знакомый с Лесей Украинкой, В.Стасовым, М.Миксашним, Львом Толстым, М.Тенешевим.

Вдохновлял и помогал своему побратиму Илье Репину в творческом отображении героического прошлого украинского народа. Именно Репин назвал Яворницкого как человека "бессмертной души запорожца..."

Признательная общественность всегда будет интересоваться жизнью, творческим заделом Яворницкого.

Украинский народ проявляет неподдельное уважение и общую любовь к Д.И.Яворницкому. В честь его названа улицы, установленные мемориальные доски, пишутся книги, создаются портреты, картины.

Один из наилучших музеев Украины - Днепропетровский государственный исторический музей носит имя Д.И.Яворницкого.

В ноябре 1995 г. возле исторического музея, где могила академика Д.И.Яворницкого, открыт бронзовый памятник известному ученому.

Д.И.Яворницкий запечатлел в своих трудах посещение Никопольщины и Никополя. Это подтверждается приложением к его двухтомнику «Истории запорожских казаков»: «Предания о кошевом атамане Иване Сирке, записанные в поездку по Запорожью летом 1896года.

Про того Cіpкa — слава, слава і прослава... Сірко на три части захований: перша его часть лежить отут саме, де Чортомлицька Січ; друга — під Кривим Рогом, а третя — під Полтавою. Він як умирав, так дав таку заповідь: "Як я помру, то отберіть у мене правую руку i носіть її cім год; хто буде мою руку носить сім год, то владітиме нею усе равно, як я й сам владію; а де случитця вам яка пригода — де вас нещасна волна спобіжить, чи на воді, то бросайте руку у воду — волна утішитця, чи на землі — не буде вам неякого случаю (несчастья); а с сіми год уже поховайте в могилу. І хто буде мою могилу штить, братиме навкруги землю та буде могилу обсипать, то я єго сам своею силою буду дарить. А на семому году хай мене жде, і хто вийде до могили або на Різдво, або на Великдень, або на Зелену неділю, так нехай мене дожида. Не бойся, шо я неправославний хрестиянин, — я єсть православний хрестиянин, Сиреньтій Іоаннович!.." От таку він, той Сірко, дав заповідь! Як я був ще молодим, то і я носив землю до могили Cірка. Раз против Великодня, в суботу, увечері, набрав я землі у платочек та й пішов обсипать. Як обсипав, так у велику силу з могили спустивсь: такий на мене страх навалився, що я як вискочив на шлях та як дременув, так не счувсь, як i за слободою опинивсь... А раз пішов я якось до могили з дівчиною. Я тут, бачьте, якраз недалечко жив коло могили Cіpкa. От пішов я з дівкою — звісно молодий був! — та й ліг коло могили, трошки й полежав; коли так як у половині ночі як вискоче із могили жеребець та як зарже, так аж уся слобода затрусилась; а лона (= луна) по плавням тілько: го-го-го-го!... так i покотиласъ. А воно було так тихо-тихо та місяшно. Так ми так і розкотились як ті жуки... Та с тих пір уже шкода ходити до тієї могили Cіркa.

Записано от семидесятилетнего старика, крестьянина Кондрата Дывныченка, в деревне Капуливке Екатеринославского уезда.

Він такий був, що знав де — що. Оце було гука на своєго хлопця: "А, ну, хлопче, возьми пістоль, стань отам та стріляй мені в руку!". Той хлопець возьме пістоль та тілько бух! єму в руку. А Сірко візьме в руку кулю, здаве її та назад і кине. Вони, ті запорожці, всі були знайовиті.

Сірко три рази умирав у семидесяти годах, а всій єго жисті було 210 годов. Він як умира, то каже було: "Оце вам три пузирьки з водою, — першим пузирьком сприсните — оживу; другим сприсните — стану дивитьця, а третім сприсните — устану і піду у тридцяти годах". Тоді трави такі сильні були, — ото і вода та зроблена була із таких трав. Так як умре, то єго кладуть в гной, на треті сутки отгрібають i сприскують водою. Як із першого пузирька сприснули — ожив; із другого сприснули — став дивитьця, а с третєго сприснули — встав i пішов. — До трєх раз отак він робив. А в третій раз як умер, то вел[і]в себе спалить і попіл геть пустить, а руку велів одрубать і носить три годи, а потім того положить у могилу. Ото та могила і єсть у Капулівці.

Записано от вольного матроса Грицька Тарана, по-уличному Слабого, около 60 лет, в местечке Никополь Екатеринославского уезда.

Сірко великий воїн був. Той знав, хто що й подумає. Ото там, по тім боці (то есть, по левому берегу) Дніпра, були татари, Магомет жив; так як задумають вони було воювать, то Сірко і каже козакам: собирайтесь докупи, бо на нас уже орда піднімаєтця. Він сильний такий був, шо єго як ударить хто шаблею по руці, так і не розрубає руки, — тілько синє буде. Не то шо кулею, а шаблею. Уже татари які тілько міри протів нєго робили, так нічого не зробили. Вони его шайтаном так і прозвали. Він як ото умирав, так сказав так: "Як будете ротом до сход соньця із річки, що коло Січі, воду носить і як обмочете тією водою усю мою могилу, так будете знать те, що и я знаю". Так ніхто не зміг — дуже велика могила. "А як буде велика потуга на Poccію, то розкопайте мою могилу, одріжте мою руку, то буде вам защита". Так ото як хранцуз найшов на Москву, то руку Сірка взяли і повезли у Москву, а потім привезли і впьять закопали на місто. Був у запорожцев ще кошовий Чалий, добрий воїн був, та тілько протів Сірка не було. Цей як брань (=война), так він сам там постоянно; там уже і кладе; без нєго ніякой стички не було. Він такі молитви знав; він по-божому, не то що які чари. Не знаю, чи він уже з гори де взявся, чи з другого якого міста, жінки і дітей у него не було — один як єсть. Ото у нас у церкві (В старой церкви местечка Никополя) i кружка Сіркова єсть, — півкварти як єсть улазе. Так Сірко кошовий пив натощак горілку з тієї кружки. Там i карбованьці позаливані на чотирє сторони. Мабуть при нєму на заказ і зроблена.

Записано от вольного матроса местечка Никополя Дмитрия Степановича Барановского, 82 лет; Барановский запорожского происхождения, в чем удостоверяет имеющийся у него на руках паспорт за подписью князя Потемкина, выданный за № 731 деду Димитрия Степановича Барановского. Сергею Барановскому (Этот любопытный документ будет в свое время напечатан).

Як Сірко помирав, то сказав: "Одніміте у мене руку, i де у вас буде стичка з непріятелем, то ви махніть навхрест моєю рукою, то іще помочь буде".

Записано от крестьянина деревни Капуливки Трофима Лысого, около 65 лет.

Могила кошевого Ивана Дмитриевича Сирка находится в деревне Капуливке (Капыловке тож), стоящей у места бывшей Чортомлыцкой Сичи, в небольшом садике восьмидесятилетней старушки Зиновии Ивановны, Нелипы. На могиле поднят небольшой, утвержденный на низком пьедестале, высоты по грудь высокого роста человеку, памятник и на том памятнике, с западной стороны, высечена надпись. В первый раз я прочитал эту надпись в 1887 году и с тех пор, хотя и бывал не раз на могиле славного Сирка, но читал всегда надпись так, как прочел ее впервые. Такова уже сила традиции, заставляющая нас невольно идти по раз проложенному пути. Но прошло с тех пор много времени, и я от памятников, оставшихся в разных местах бывшего Запорожья, обратился к архивным материалам. Сравнивая надпись, сделанную на памятнике Сирка, указывающую на время его смерти, с архивными документами, я нашел в том и в другом разницу: на памятнике я прочел, что Сирко умер 1680 года, мая 4-го дня, а из официального донесения преемника Сирка, кошевого Стягайла, я узнал, что он скончался 1680 года, августа 1-го числа. На этот же месяц и число, т. е. первого августа, указывал и летописец Величко. Уже в то время я отдал предпочтение официальным донесениям, тем более, что 29-го мая Сирко извещал коломацкого сотника Подерню о намерении татар учинить с запорожцами мир. Что касается надписи, сделанной на памятнике, то я предположил, что памятник этот был поставлен уже после возвращения запорожцев из-под власти Крыма в Россию в 1734 году и что вырезанная на нем надпись сделана по памяти, оттого и не вполне согласна с действительностью. В настоящее время, просидев довольно продолжительное время в деревне Капуливке, я имел возможность внимательно присмотреться к каждой букве на памятнике Сирка и потом вывести заключение о том, что раньше того я неверно истолковал последние буквы первой строки надписи, хотя прочел и правильно. Дело в том, что все слова первой строчки сделаны под титлами, что и ввело меня в некоторое заблуждение. Вот эта надпись в таком виде, как я ее прочел в последнюю поездку. Она скопирована теперь буква в букву и точка в точку.

Первая строчка прочитана у меня была так: Р == року, Б = божого,

Такое чтение я нахожу теперь безошибочным, так как оно совершенно совпадает с официальным донесением из Сичи в Москву о том, что Сирко умер в 1680 году, августа 1-го числа. В некоторых местах буквы памятника кем-то уничтожены, и в таком случае вместо букв стоят одни пятна в виде больших точек.

Из вышеизложенного материала ясно,, что, бывая в Никополе, Яворницкий.Д.И. останавливался в доме доктора Коппа.. В 1990 г., в день 50-летия смерти ученого, на улице Сирка, на стене дома ранеее принадлежавшего Коппу, была установлена мемориальная доска с содержанием: «В этом доме часто останавливался известный историк Украины, летописец Запорожского казачества Дмитрий Иванович Яворницкий».

Незадолго перед смертью, П.М.Богуш написал книгу «Записная книга Яворницкого», которая была написана на основании материалов оригинала. После смерти П.М.Богуша оригинал записной книги Д.И.Яворницкого бесследно исчез.

Литература:

1. Богуш П. Нікополь – столиця п`яти запорозьких січей. – Днепропетровск: Пороги, 1994.

2. Д.И.Яворницкий.Исторія запорозьких козаків.– Київ, “Наукова думка”, 1990.

3. Я.П.Новицький, А.Л.Сокульский, В.І.Шевченко. Народна пам`ять про козацтво.– Запоріжжя, “Интербук”, 1991.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: