Хороших экономистов не бывает много

Сейчас экономический рост достиг достаточных высот в нашей стране, но это все-таки не то желаемое состояние экономики, какое, по идее, должно быть. Те успехи, которых мы добились в нашей стране, целиком определяются состоянием внешнего рынка. Цены на нефть выросли – мы радуемся. А если бы было наоборот? Куда же пропали наши экономисты, управляющие национальной экономикой.

Невзирая на то, что масса экономических вузов ежегодно выпускает большое количество «дипломированных» экономистов, высококвалифицированными специалистами мы не обладаем. Экономистов у нас много, но наличие диплома, не подкрепленного пакетом знаний, – бутафория. Причина всех бед в нашей стране – отсутствие квалифицированного государственного управления национальной экономикой. Когда человек управляет каким-либо объектом экономики, он должен знать его свойства, функции и на этой основе вырабатывать управленческие решения. Мы этим похвастаться не можем.

Живя в эпоху переходной экономики, мы, к сожалению, не имеем опыта перехода от социализма к капитализму. Рыночная экономика отнюдь не панацея от всех бед; это объективная необходимость. Мы до сих пор не определили отличие развитой рыночной экономики от переходной. Я не уверен, что мы поступаем правильно, обучая казахстанских студентов по переводным учебникам зарубежных авторов. Они ведь написаны для развитой рыночной экономики, и армия экономистов, зная западные законы, совершенно не может воспользоваться ими для поднятия отечественной экономики.

В развитой рыночной экономике базисом общества является закон, а экономика – это надстройка, закон определяет правила игры между производителями и потребителями. Там действуют другие механизмы управления экономикой.

Вмешательство государства в экономику сведено до минимума. А в переходной экономике базисом общества служит сама экономика. Ради достижения определенных экономических сдвигов мы идем на все. Надо будет – закон перепишем, потому что нам нужны деньги. Получается, что закон «обслуживает» экономику, а не устанавливает единые правила игры на экономическом поле.

При развитой экономике во главе угла стоит поведенческая теория, т.е совокупное состояние экономики, которое определяется поведением каждого гражданина. При переходной экономике в условиях постоянно меняющейся среды применять поведенческую теорию невозможно, так как единых правил игры нет, да и менталитет населения не тот. Каждое государство развивает экономику по-своему. Возможно, наша страна достигнет положительных результатов не таким путем, как запад. Мы не можем утверждать, что завтра, если перевести Дойчебанк в Казахстан, он и здесь будет ведущим. В нашей стране другие экономические законы и процессы. И, следовательно, обучать своих специалистов мы должны соответственно нашим реалиям. А для начала нужно выяснить, кто же все-таки в нашей стране может считаться экономистом-профессионалом.

Им может быть только тот человек, который свои теоретические знания сможет применить к особенностям национальной экономики. На базе управленческой теории, позволяющей количественно оценить качественные параметры экономических явлении и на этой основе вырабатывать конкретные рекомендации по достижению необходимых целей.

Я считаю, что совсем не страшно, что в Казахстане много экономических вузов. Рынок сам выберет из них сильнейших. К сожалению, выпуская каждый год многотысячную армию экономистов, мы не думаем о том, что количественно план необходимого мы перевыполнили, а вот качество остается под вопросом.

Вузы не должны быть коммерческими ларьками, продающими дипломы. Высшее образование само по себе подразумевает профессионализм. К сожалению, я бы не рискнул утверждать, что на казахстанском образовательном рынке можно получить профессиональное экономическое образование. Ни в одной стране мира нет избытка профессиональных экономистов. А все потому, что хороших экономистов много не бывает.

Задание 2. Закончите предложения, используя изученные конструкции.

1. В вуз будущего студенты должны поступать…

2. В вузе будущего должно быть больше… студентов.

3. Отношения между преподавателями и студентами должны быть…

4. Студенческая жизнь должна быть…

Задание 3. Выскажите свое отношение к данным проблемам.

1. Нужно уже сейчас все обучение в вузе перевести на компьютерное обучение.

2. Экзаменационная сессия – это лишняя нагрузка для студента.

3. Беседы на вступительных экзаменах помогают лучше понять призвание студента.

Задание 4. Разделитесь на две группы: «консерваторов» и «новаторов» и проведите диспут на тему «Как я представляю себе будущее моей профессии».

Задание 5. Ответьте на вопросы, используя сведения, данные в скобках.

1. Вы, наверное, студент филологического факультета? (экономический, информационные системы;переводческое дело)

2. Вы, как мне кажется, любите изучать гуманитарные науки? (точные, естественные науки).

3. Вы, скорее всего, занимаетесь в свободное время физической культурой? (чтение специальной литературы, компьютерные игры, др.).

4. Вы, я думаю, предпочитаете заниматься в библиотеке? (дом, читальный зал).

5. Вы, как видно, уже вступили в общество книголюбов? (научное студенческое общество, художественная самодеятельность, спортивное общество).

6. Вы, я уверен, хотите работать в городе? (городское учреждение, предприятие, сельская местность).

Задание 6. Составить и записать словосочетания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: