Нар уй

На углу проспекта Достык (бывшая Большая Михайловская) и улицы Кирова (ранее Мостовая), выделялась над всей городской застройкой и размерами почти весь квартал, и высотой – в три необычайно поднятых этажа, находится дом Карева. Казахи, приезжавшие в город, называли его Нар уй.

Это здание принадлежало Александру Александровичу Кареву и прежде называлось Большим Каревским домом, в отличие от Малого, что на углу проспекта и улицы Маметовой (до переименования Форштадской) рядом с бывшим магазином Карева, где ныне филиал Народного банка.

Здание возведено, как обозначено на козырьке его фасада, в 1900 году.

Карев изначально предназначал здание не для жилья, а как доходный торговый дом. В нем находилась гостиница, офицерское собрание, библиотека, открытая в 1817 году. Внизу были магазины. В разные годы здесь бывали магазины, мужская гимназия, универсальный магазин «Торговый дом Шмидт и сын» и «Парижский кинематограф».

Будучи в Уральске в 1923 г. здесь жил Сакен Сейфуллин, в разные годы останавливались известные писатели Т. Жароков, Н. Рыленков, Г. Мусрепов, Х. Есенжанов.

И сейчас возвышается дом Карева, являясь своеобразной эмблемой нашего города.

Задание 17. Закончите предложение.

Дом Карева расположен (где?)......

Здание возведено (когда?).......

В начале века в этом здании находились (что?)...

В этом доме останавливались (кто?)...

Сейчас там расположены (что?)...

Задание 18. Подготовьте экскурсию по городу. Используйте дополнительный материал о родном городе.

Слова и словосочетания для использования:

Начнем осмотр с......., поедем по.... (прямо), проезжаем мимо....., слева (справа) от вас....., обратите внимание....., свернем направо (налево)....., остановимся ненадолго у....., вернемся назад.....,

там, где стоит......., туда, куда поворачивается дорога.....,

там, откуда выезжает автобус....,

туда, где возвышается....,

везде, где стоят...., везде, где бы вы не находились......, памятник (кому?)..., сооружен в.... году, воздвигнут в связи..., в ознаменовании (чего?)......, в память (о ком?)......., в честь (кого?)......., представляет собой.....

Задание 19. Спишите бессоюзные сложные предложения, расставляя знаки препинания, в следующем порядке:

1) Предложения, в которых перечисляются явления, происходящие одновременно;

2) Предложения, в которых перечисляются действия или явления, совершающиеся последовательно.

За селом синел далекий лес рожь качалась колос созревал. Желтые листья роняет осень красные листья летят по лесам. Иртыш кипел в крутых берегах вздымались седые волны. На этом берегу стоит тесно несколько елок под ними я сел отдохнуть. На летном поле тяжело катился гул моторов в небо то и дело поднимались со взлетной полосы самолеты. Устало никла трава пахло горячей сосновой корой и земляникой. Пели зяблики щебетали чижи тихо чирикали воробьи.

Задание 20. Подберите пословицы и поговорки о Родине, родном крае.

Задание 21. Напишите сочинение на тему «Какой я представляю Республику Казахстан в будущем»

Задание 22. Подготовьте доклад на тему «Казахстан в современном мире».

■ Тема № 8. В мире искусства

■ Цель занятия:

1. Рассказать о роли искусства в жизни человека, ознакомить студентов с творчеством выдающихся деятелей искусства нашего края

2. Развивать устную речь, творческие способности студентов.

3. Привить любовь к разным видам искусства, вызвать интерес к художественной литературе, музыке.

■ Содержание занятия

Задание 1. Подберите прилагательные к существительным.

Слово, борьба, герой, искусство, творчество, акын, юмор, пословица, праздник, человек.

Задание 2. Образуйте прилагательные от существительных с суффиксами:

-н-: почет, народ, смех, культура, истина, образ, литература, идеал, труд,

интерес, простор, место;

-ск-:казах, новатор, раб, город, Пушкин, араб;

-ическ-: демократия, поэт, лирика, проза, история, гуманист.

Задание 3. Прочитайте слова и словосочетания. Согласуйте прилагательные с существительными. Запомните правописание трудных слов.

(художественный) совершенство, (средневековый) отсталость, (казахский) степь, (национальный) культура, (правовой) проблема, (почетный) место, (феодальный) среда, (демократический) интеллигенция, (передовой) литература, (социальный) угнетение, (глубокий) мысль, (гражданский) долг, (эстетический) взгляды, (бесценный) знания.

Задание 4. Выделите суффиксы причастий. Определите, от каких глаголов они образованы.

Образец: потерявший – потерять.

Сосланные, переложенные, отмеченные, отличающиеся, составляющий, обвинявший, ощущавший, находивший, говорящий.

Задание 5. В предложениях замените причастные обороты придаточными предложениями со словом который.

М.Ауэзов родился в конце прошлого столетия, названного веком науки.

В 1956 году М.Ауэзов завершает свой гигантский труд, удостоенный ленинской премии.

В далекой степи был поставлен спектакль по его первой пьесе «Енлик-Кебек», ставший шедевром национальной драматургии.

М.Ауэзов, воскресивший могучий образ Абая, оказался на вершине казахской культуры.

Задание 6. Трансформируйте данные простые предложения в сложные, заменив причастный оборот придаточными определительными.

Олжас Сулейменов – сын своего времени, остро чувствующий его радости и боли, победы и неудачи человечества. Он первый среди поэтов откликнулся на полет в космос Ю.Гагарина поэмой «Земля, поклонись человеку!», написанной молниеносно, по горячим следам событий, в течение нескольких дней.

«Глиняная книга» – это большая поэма безудержной фантазии и неограниченного воображения, имеющая в основе глубокие знания по истории и лингвистике.

Задание 7. Подберите определения к именам существительным.

Студия, пейзаж, акварель, портрет, галерея, живопись, серия, музей, выставка, картина.

Задание 8. Прочитайте текст, составьте план и подготовьте пересказ по плану.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: