Системами радиотеленаведения называются системы наведения в радиолуче. Пункт управления формирует электромагнитное поле, параметры которого функционально связаны с координатными точками пространства. Частным случаем такого поля является радиолуч, имеющий равносигнальное направление, указывающее точку прицеливания. Параметры поля измеряются на управляемом объекте и по результатам измерения вырабатываются команды управления, заставляющие управляемый объект двигаться вдоль равносигнального направления.
В общем случае контур наведения состоит из:
- измерительного звена;
- звена выработки команд;
-звена управляемый объект-автопилот;
-кинематического звена.
Измерительное звено и звено выработки команд в системе РТН находятся на борту УО. Кинематическое звено является чисто модельным звеном, связывающим параметры движения УО с направлением радиолуча.
Структурная схема контура РТН может быть представлена в виде рис.2.1.
Передаточная функция измерительного звена может быть представлена инерционным звеном. Основную инерционность составляет фазовый детектор, обрабатывающий низкочастотный сигнал. Его постоянная времени соизмерима с периодом частоты сканирования антенны, формирующей радиолуч. Если принять частоту сканирования fск = 10 Гц, то постоянная времени измерительного звена составит 0,1 с. Таким образом
|
|
(2.1)
Kiz – статический коэффициент передачи измерительного звена.
Передаточная функция звена управляемый объект-автопилот рассмотрена в работе №1. Входным сигналом здесь является угол отклонения рулей d, а выходным – угол курса g. Для ограничения перегрузки введем в состав звена УО-АП ограничитель. Для упрощения модели оставлена только одна обратная связь – через скоростной гироскоп, как наиболее эффективная.
Передаточную функцию кинематического звена выведем из геометрических соотношений рис.2.2.
Радиолуч соединяет ПУ с точкой прицеливания (ТП). Будем рассматривать движение УО в стартовой системе координат, в которой ось ОХ совпадает с направлением пуска. Здесь qл - угол между осью ОХ и направлением луча, qуо – угол между осью ОХ и направлением на УО (линией дальности), g - угол вектора скорости УО относительно линии линия дальности. Кинематическое звено связывает между собой углы qуо и g. Угол qуо образуется путем интегрирования угловой скорости линии дальности w.
.
Угловая скорость определяется через нормальную составляющую вектора скорости Vн (т.е. перпендикулярную линии дальности)
w = Vн /r = Vуоsing /r» Vуоg /r.
где r – текущая дальность ПУ-УО.
Дальность r является переменной величиной и определяется относительной скоростью ПУ-УО: r = Vот t,
|
|
где t – текущее время от момента пуска.
Vотн – относительная скорость УО-ПУ (Vотн = Vуо – Vпу);
Тогда
.
Перейдя через преобразование Лапласа к операторной форме, получим
Тогда
, (2.2)
Как видно из выражения (2.2), кинематическое звено нестационарное, т.к. его параметр зависит от текущей дальности r.
Для компенсации нестационарности кинематического звена в звено формирования команд введено умножение на текущую дальность r. Необходимость данной операции иллюстрируется рис.2.2. С увеличением дальности ПУ-УО при одном и том же угле рассогласования e увеличивается текущий промах l. Следовательно, для стабилизации контура наведения коэффициент передачи ЗВК должен постоянно возрастать. Звено выработки команд может быть представлено безынерционным нестационарным звеном с коэффициентом передачи
Кзвк = Кzvk r = Кzvk Vотн t. (2.3)
Где Кzvk – статический коэффициент передачи. Поскольку в системах РТН расстояние между ПУ и УО не измеряется, оно заменяется оценкой Vотн×t в предположении, что Vотн = const. Поскольку моделируемая система имеет астатизм второго порядка и без дополнительных мер будет неустойчивой, в состав ЗВК включена корректирующая цепь с передаточной функцией
Ккор= (1+Кк р) (2.4)
Общая схема моделирования представлена на рис.2.3.
В данной схеме измерительное звено представлено сумматором и передаточной функцией Transfer Fcn2. Звено выработки команд моделируется блоками Derivative1, Gain4, Product1, Gain6, сумматором. Силовой привод моделируется блоком Saturation, ограничивающим угол отклонения рулей с целью непревышения располагаемой перегрузки. В состав модели УО входят блоки Transfer Fcn1, Transfer Fcn, Derivative, Gain1 и два сумматора. В состав кинематического звена входят блоки Product, Integrator2. Блок Product2 совместно с сумматором формирует текущий промах в картинной плоскости (т.е. плоскости, нормальной направлению луча). Блоки Product4, Gain2, Derivative2 формируют перегрузку УО. Блоки Product3, Clock, Constant1 производят оценку текущей дальности ПУ-УО. Блок Constant задает скорость УО.
Входное воздействие формируется блоками Step, Ramp, Band-Limited White Noise.
Фиксация результатов моделирования осуществляется трехлучевым осциллографом Scope. Первым лучом регистрируется угол курса g, вторым – промах, третьим – перегрузка УО.