План.
1. Общее понятие о психологии воспитания.
2. Значение личности воспитателя в формировании личности воспитанника.
3. Психологические основы воспитательного воздействия труда.
4. Воспитание в коллективе.
5. Психологические особенности детей с асоциальным поведением.
1. Психология воспитания изучает закономерности формирования человека как личности в условиях педагогического процесса.
Отечественная психология воспитания исходит из того, что психика индивида развивается в процессе сложного взаимодействия социального и биологического факторов, причем решающими будут конкретные условия общественной жизни человека. Только общение с другими людьми в совместной деятельности является базой формирования личности.
На разных возрастных этапах для воспитания детей используются разные виды деятельности.
Так в дошкольном возрасте ведущей является игровая деятельность. В игре происходит познание ребенком жизни людей, их общих функций и отношений (ролевые игры), в игре развивается воображение.
В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность. Происходит усвоение научных знаний и их взаимосвязей, присутствует и игра.
У подростка ведущим видом деятельности является развернутая общественно-полезная деятельность (учеба, труд, общение). Эта деятельность соответствует основным потребностям подростка в широком общении.
У старших школьников ведущей становится особая форма учебной деятельности. Она, с одной стороны, приобретает элементы исследования, а с другой стороны – профориентационную направленность.
Учет закономерностей развития ребенка, своеобразие ведущих видов деятельности, их взаимосвязи позволяют значительно улучшить воспитательный процесс. При переходе из одного возрастного периода в другой должны изменяться обстановка и система отношений детей друг с другом и с взрослыми.
2. Значение личности воспитателя очень велико. Младшие школьники часто подражают учителю, но делают это неосознанно и подражают внешним манерам. Подросток, считая себя взрослым, старается подражать поступкам и действиям старших.
Взрослые иногда недооценивают влияние своего личного примера; часто то, что как они себя ведут имеет даже большее значение чем то, что они говорят и чему учат. Особенно это относимо к тем случаям, когда поведение воспитателя противоречит его словам.
3. Для того чтобы труд стал воспитывающим необходимы следующие факторы:
1. труд учащихся должен быть общественно полезным – человек должен осознавать, что его труд приносит конкретную пользу кому-либо;
2. коллективным – такой труд вырабатывает умение подчинять свое поведение воле коллектива, дает опыт взаимоконтроля, взаимопомощи; коллективный труд позволяет ставить и решать задачи, которые не под силу решить одному человеку;
3. инициативным и творческим, тогда он соответствует психологическим особенностям подростков и юношей, которых привлекает творческая сторона дела, стремление к новому, возможность проявить инициативу;
4. посильным – непосильный труд угнетающе действует на психику, порождает неуверенность в себе;
5. по возможности труд учащихся должен быть связан с учебной деятельностью;
6. недопустимо наказание трудом, иначе возникает отрицательное отношение к труду;
7. необходимо требовать от учащихся не формального, а тщательного, добросовестного выполнения работы, а также бережного отношения к оборудованию, материалам.
При соблюдении данных условий труд дает учащимся практический опыт правильного общественного поведения.
4. Только в коллективе учащийся приобретает опыт общественных взаимоотношений. Коллектив влияет на формирование таких положительных качеств, как честность, настойчивость, выдержка. Он же разоблачает лень и эгоизм, зависть и зазнайство. Коллектив помогает переносить трудности и неудачи. Коллектив обладает большим воспитательным влиянием, поэтому его действиями необходимо руководить.
5. В профессиональных училищах часто обучаются трудные подростки, которые совершают правонарушения и преступления.