Тема 23. Психология воспитания

План.

1. Общее понятие о психологии воспитания.

2. Значение личности воспитателя в формировании личности воспитанника.

3. Психологические основы воспитательного воздействия труда.

4. Воспитание в коллективе.

5. Психологические особенности детей с асоциальным поведением.

1. Психология воспитания изучает закономерности формирования человека как личности в условиях педагогического процесса.

Отечественная психология воспитания исходит из того, что психика индивида развивается в процессе сложного взаимодействия социального и биологического факторов, причем решающими будут конкретные условия общественной жизни человека. Только общение с другими людьми в совместной деятельности является базой формирования личности.

На разных возрастных этапах для воспитания детей используются разные виды деятельности.

Так в дошкольном возрасте ведущей является игровая деятельность. В игре происходит познание ребенком жизни людей, их общих функций и отношений (ролевые игры), в игре развивается воображение.

В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность. Происходит усвоение научных знаний и их взаимосвязей, присутствует и игра.

У подростка ведущим видом деятельности является развернутая общественно-полезная деятельность (учеба, труд, общение). Эта деятельность соответствует основным потребностям подростка в широком общении.

У старших школьников ведущей становится особая форма учебной деятельности. Она, с одной стороны, приобретает элементы исследования, а с другой стороны – профориентационную направленность.

Учет закономерностей развития ребенка, своеобразие ведущих видов деятельности, их взаимосвязи позволяют значительно улучшить воспитательный процесс. При переходе из одного возрастного периода в другой должны изменяться обстановка и система отношений детей друг с другом и с взрослыми.

2. Значение личности воспитателя очень велико. Младшие школьники часто подражают учителю, но делают это неосознанно и подражают внешним манерам. Подросток, считая себя взрослым, старается подражать поступкам и действиям старших.

Взрослые иногда недооценивают влияние своего личного примера; часто то, что как они себя ведут имеет даже большее значение чем то, что они говорят и чему учат. Особенно это относимо к тем случаям, когда поведение воспитателя противоречит его словам.

3. Для того чтобы труд стал воспитывающим необходимы следующие факторы:

1. труд учащихся должен быть общественно полезным – человек должен осознавать, что его труд приносит конкретную пользу кому-либо;

2. коллективным – такой труд вырабатывает умение подчинять свое поведение воле коллектива, дает опыт взаимоконтроля, взаимопомощи; коллективный труд позволяет ставить и решать задачи, которые не под силу решить одному человеку;

3. инициативным и творческим, тогда он соответствует психологическим особенностям подростков и юношей, которых привлекает творческая сторона дела, стремление к новому, возможность проявить инициативу;

4. посильным – непосильный труд угнетающе действует на психику, порождает неуверенность в себе;

5. по возможности труд учащихся должен быть связан с учебной деятельностью;

6. недопустимо наказание трудом, иначе возникает отрицательное отношение к труду;

7. необходимо требовать от учащихся не формального, а тщательного, добросовестного выполнения работы, а также бережного отношения к оборудованию, материалам.

При соблюдении данных условий труд дает учащимся практический опыт правильного общественного поведения.

4. Только в коллективе учащийся приобретает опыт общественных взаимоотношений. Коллектив влияет на формирование таких положительных качеств, как честность, настойчивость, выдержка. Он же разоблачает лень и эгоизм, зависть и зазнайство. Коллектив помогает переносить трудности и неудачи. Коллектив обладает большим воспитательным влиянием, поэтому его действиями необходимо руководить.

5. В профессиональных училищах часто обучаются трудные подростки, которые совершают правонарушения и преступления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: