Основная задача работы с трудными учащимися должна быть направлена на включение их в общественно-полезный образ жизни и освоение морально-этических норм общества:
1. Включение трудных подростков в жизнь учебно-производственного коллектива, училища и группы.
2. Серьезное внимание при работе с трудными учащимися должно быть обращено на их свободное время, их приобщение к сокровищам культуры.
3. Включение в трудовую, общественную и культурную жизнь позволяет не только изменить структуру отношений, связывающих человека с миром и другими людьми, повысить уровень его культуры, но и раскрыть перед ним перспективы творческого роста и реализации своих способностей. Это особенно важный момент в работе с трудными учащимися, т.к. переживания и чувства, рождаемые творческим процессом, являются мощным средством вытеснения из мотивационной сферы примитивно-бытовых, нездоровых потребностей, агрессивных чувств и т.п.
4. Важнейшей в воспитательной работе с трудными учащимися является индивидуальная работа. Качества, потребности, мотивация, сложившиеся под действием семейного и школьного воспитания, не изменяются стихийно. Необходима помощь другого человека (воспитателя). Эта помощь нужна для осознания своих личных особенностей, деформаций, возникших в структуре личности. Не менее важно помочь человеку осознать сложившиеся у него формы психической защиты и самооправдания.
|
|
Процесс этот не простой, учитывая это, необходимы мероприятия, которые помогли бы учащимся преодолеть искаженное восприятие как собственной личности, так и других лиц, их отношения к нему.
Чтобы искоренить плохое или предотвратить его, необходимо найти в учащемся что-то положительное, хорошее и опираясь на это положительное, предотвращать или искоренять отрицательное.
Особого внимания педагога требует проблема поощрения и наказания трудных учащихся. Использование «оценки – санкций» в данном случае требует учета факторов, стимулирующих дискомфортное состояние учащихся, укрепляющих неправильное представление о самом себе и отношении со стороны товарищей по учебной группе и преподавателей.
Основная литература.
1. Введение в психологию/под ред. А. В. Петровского«-М.Д998
2. Казаков В. Г., Кондратьева Л,Л. психология. - М., 1999
3. Немов Р. С. психология. Т.1,2.-М.,1994
4. Психология/под ред. В. Н. Дружинина. - С - П, 2002.
Дополнительная литература.
1. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. - М.,1989
2. Айзенк Г. Ю. Проверьте свои способности. - С-П, 1998
3. Белозеров С. М. Организация внутреннего мира человека и
общества,М.,2002
4. Васильева О, С., Филатов Ф. Р. психология здоровья человека.
-М.,2001
|
|
5. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия, - М., 2001
6. Годфруа Ж. Что такое психология. Т. 1,2. - М., 1992.
7. Глозман Ж. М. Обучение и здоровье личности. - М., 2002.
8. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - Р - Д, 1997.
9. Иваненко Ф. И. Психология трудового воспитания. - Мн, 1998.
10. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на
людей.-М., 1999
11. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. -Л.,1985.
12. Крыжко В. В., Павлютенков Е. М. Психология в практике
менеджера образования. -С-П, 2001.
13. Мерлин В. С. Структура личности: характер, способности,
самосознание. - Пермь, 1990.
14. Мухина В. С. Возрастная психология. - М., 2000.
15. Непомнящая Н. И. Психодиагностика личности. - М., 2001
16. Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиже: за и против. - М., 1981.
17. Петровский А. В.., Ярошевский М. Г. Теоретическая психология.
М.,2001.
18. Популярная психология: Хрестоматия. - М., 1990.
19. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать
себя и других. - М., 1997.
20. Практикум по общей психологии. - М., 1998.
21. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. - М.,
2001.
22. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология.-
М.,2001.
23. Хрестоматия по общей психологии, психология памяти,
психология мышления. - М., 1981.
24. Энциклопедия психологических тестов. Общение. Лидерство.
Межличностные отношения. - М., 1997.