Урок 5. Средневековая философия

Средневековая философия в Европе была непосредственно связана с христианством. Заниматься философией в таких исторических условиях могли только те мыслители, которые активно участвовали в жизни церкви.

Средневековая европейская философия прошла в своем развитии ряд этапов.

1.Патристика - название первого этапа, означает период влияния "отцов церкви". Его в свою очередь условно можно разделить на два периода.

1.1. Многие христиане очень враждебно относились к философии. Однако Ориген (185 - 254), руководитель александрийской школы, составил комментарии ко всем книгам Библии и дал учение о трех смыслах священного писания: буквальном, моральном и философском. Позднее за утверждение многократного творения мира, за идею о конечном спасении всех душ и их предсуществовании указом византийского императора в 543 г. он был объявлен еретиком. Ориген требовал изучать труды древних авторов.

Первый период патристики завершается принятием христианских догматов Никейским собором в 325 г.

1.2. Ранний период - время становления церкви. В это время последней формой античной философии стал неоплатонизм. Его основоположник - римский мыслитель Плотин (204 - 270), провозгласивший иерархическую теорию бытия, которая развивала взгляды Платона. Основой бытия Плотин считал надразумный божественный принцип. От него зависит божественная человеческая душа природа.

Он выделил два вида познания: рациональное познание и более высокий этап - постижение божественной истины в состоянии откровения.

Неоплатонизм первоначально выступал противовесом нарождающемуся христианству, но позднее его основные идеи были усвоены религиозной философией. В 451 г. христианство стало государственной религией в обеих частях Римской империи.

1.3. Аврелий Августин (354-430) стал одним из наиболее крупных мыслителей второго периода патристики, повлиявших на все средневековое мышление. Его мировоззрение было теоцентрическим: в центре его философии был Бог - причина всего сущего, продолжающая творить его. Бог является предметом познания и одновременно причиной познания, помогающей людям находить истину. Душу Августин понимал в духе идей Платона: она близка Богу и бессмертна. Превосходство души над телом требует подавления чувственных наслаждений. Основой духовной жизни является воля. Целью жизни является счастье, а оно достигается через познание Бога и испытание души.

Августин провозглашал единство веры и познания, но одновременно признавал первенство веры над разумом. Мыслитель предложил первый вариант периодизации истории: она начинается наказанием людей за первородный грех и завершается Страшным судом и окончательным воздаянием каждому по заслугам.

Важнейшим событием периода патристики стало превращение христианства в государственную религию Римской империи в 451 году.

2. Схоластика - это название периода средневековой философии с VIII по XV вв.

2.1. Центр европейской культуры переместился на северо-запад континента в империю Карла Великого. Церковь приобрела монопольное положение в развитии образования и науки. Задачей философии стали поиски рациональных путей доказательства истинности веры. Философия превратилась в " служанку богословия ". Особую роль в этом сыграли ведущие факультеты всех средневековых университетов: с XV в. на богословских факультетах усиленно разрабатывали проблемы логики. Искусство ведения диалога по законам логики именовалось диалектикой. Широко практиковались университетские диспуты, часто длившиеся по 10 - 12 часов. Их участники занимались разработкой разнообразных понятий и определений, часто приобретавшие чрезмерно детальный и усложненный характер. Схоластический метод заключался в осуществлении формально-логического вывода из сопоставления противоположных тезисов. Главной особенностью схоластической философии стало ее непосредственное слияние с богословием.

2.2. В рамках схоластики сформировалось два соперничавших течения, противоположно оценивавших значение общих и частных понятий.

Номиналисты (Росцелин, Оккам) считали реальными только понятия, обозначающие конкретные, единичные вещи. Общее существует только в уме.

Реалисты считали первичными и реальными общие понятия - универсалии. Единичные же вещи и соответствующие им понятия - вторичны и происходят от общих понятий.

Номиналисты, отвергавшие значение универсалий, ставили под сомнение основное понятие религиозной философии - Бога и потому преследовались католической церковью.

2.3. В XIII веке в странах христианского Запада появились латинские переводы работ Аристотеля с арабского и греческого языков. Постепенно распространилось мнение о необходимости оздоровления теологии философией Аристотеля. В итоге появилась новая богословско-философская система Фомы Аквинского в духе умеренного реализма. В позднее Средневековье на первые позиции заметно выдвинулись номиналисты (Лютер).

3. Фома Аквинский (1225 - 1270) - доминиканский монах, преподававший теологию в Париже. Его книга "Сумма теологии" стала главным произведением схоластики. Основные положения системы Ф. Аквинского сохраняют свое значение для религиозной философии вплоть до наших дней (неотомизм).

А) Рассматривая соотношение веры и знания Ф. Аквинский соглашался, что задача науки - объяснять закономерности мира. Но познание, считал он, не безгранично. Над философским, метафизическим познанием возвышается богословие. Таинства христианства (воскресение, триединство) находятся вне философского познания. Философия служит вере и разбивает ложные аргументы против веры, но сама не может доказать христианскую истину.

Б) В учении о материи Ф. Аквинский дополнил взгляды Аристотеля: материальное и телесное состоят из материи и формы, а духовное имеет только форму.

В) В учении о бытии развивалась схема его иерархического строения. Мир - это система ступеней: самая широкая - неживая природа, над ней расположен миры растений, животных, людей, духовная сфера. Над всем - Бог.

Г) От Аристотеля Ф. Аквинский позаимствовал теорию душевных сил:

- вегетативная дуща (растения) характеризуется обменом веществ, размножением;

- сенситивная душа (животные) отличается чувственным восприятием и свободным движением;

- разумная душа (человек) обладает разумом, волей.

Д) В этической теории Ф. Аквинский утверждал, что предпосылкой нравственного поведения выступает свобода воли. К четырем "греческим" добродетелям - мудрости, отваге, умеренности и справедливости он добавил три христианских: веру, надежду и любовь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: