Содержание программы

Содержание Виды деятельности обучающихся Формы занятий
Радел 1. «Право и ответственность»  
Тема «Наше право» Правила вокруг нас. Конституция РФ. Конвенция о правах ребенка. Декларация прав человека. Права и обязанности человека. Реализация прав ребенка. Справедливость. Конфликт прав. Осознание правил, принятых в современном обществе. Знакомство с основными документами в области защиты прав человека. Понимание сущности определений «право», «ответственность», «справедливость». Решение практических ситуаций «Права в жизни».   Классный час
Тема «Что такое ответственность?» Ответственность по отношению к другим людям. Взаимодействие с другими людьми. Внимательное отношение к людям. Понимание необходимости отвечать за свои поступки, проявлять ответственность по отношению к другим людям. Установление причинно-следственных связей. Решение практических ситуаций, связанных с взаимодействием с другими людьми. Беседа, ролевая игра
Тема «Ценность жизни» Право на жизнь. Право детей на защиту здоровья Жизнь, ценность жизни, лишение жизни, безопасность. Права – всеобщие и неделимые. Осознание ценности человеческой жизни. Выполнение правил безопасного для себя и окружающих образа жизни. Проявление положительного отношения к сохранению и укреплению здоровья. Анализ жизненных ситуаций. Беседа
Раздел 2. «Гражданские права и свободы»  
Тема «Государство – это мы» Государство. Обязанность государства - соблюдение и защита прав и свобод каждого гражданина. Конституция РФ – основной закон нашего государства. Объяснение смысла понятий «государство», «гражданство», «гражданин». Знакомство с основным законом нашего государства - Конституцией РФ.   Беседа
Тема «Я и мое имя» Имя, значение имени, отчество, фамилия Понимание значения имени в жизни человека. Понимание значения отчества и фамилии для человека. Беседа, рисунок «Мой портрет»
Тема «Личные документы» Права, обязанность, возраст, требования, поведение, документ, свидетельство о рождении. Знакомство с документами, подтверждающими социальный статус человека. Рассматривание и сравнение документов: свидетельство о рождении, паспорт. Беседа, работа в группах
Тема «Кто где живет?» Страна, народы, дружба, иностранный язык, национальность, раса, вера, сходство, различия, такт, деликатность, терпимость, унижение, обычаи. Осознание целостности окружающего мира. Проявление уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Осознание своей этнической и национальной принадлежность. Беседа, игра «Мы похожи»    
Тема «Дети планеты Земля» Равные возможности детей разных национальностей. Национальная культура. Знакомство с традициями представителей различных культур и национальностей. Заседание международного детского клуба
Тема «Право на тайну» Информация, источники получения информации. Тайна переписки. Персональные данные. Необходимость обеспечения безопасности персональных данных. Личные вещи ребенка. Осознание права человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Освоение доступных способов получения информации из различных источников. Соблюдение правил переписки, сохранения и передачи персональных данных. Понимание сути и назначения личных вещей, формулирование правил отношения к личным вещам («своим и чужим»). Классный час
Тема «Право на собственное мнение» Право каждого человека на собственное мнение, на свободу мысли и высказываний. Изучение правил высказывания своего мнения. Упражнение в выражении своего мнения, восприятие (слушание и понимание) мнения других. Обсуждение вопроса «Всегда ли нужно высказывать своё мнение?» Беседа
Тема «Законы дружбы» Дружба, друг, друзья. Качества настоящего друга. Бесконфликтное общение. Причины ссор и пути их разрешения. Объяснение смысла понятий «дружба», «друг», «общение», «конфликт». Изучение правил бесконфликтного общения и поведения. Анализ конфликтных ситуаций, объяснение причин их возникновения и проектирование путей их разрешения. Разрешение конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества (решение ситуационных задач). Беседа, просмотр видеофрагментов, работа в группах  
Раздел 3. «Семья и семейные отношения»  
Тема «Моя семья» Семья. Члены семьи, родственные связи. Качества личности, которые способствуют укреплению семьи (уважение, забота, сочувствие, сопереживание, почтение). Защита прав ребенка членами его семьи.     Понимание назначения семьи. Характеристика семьи и семейных отношений. Подбор примеров, подтверждающих важную роль семьи в жизни человека. Беседа, сюжетно-ролевая игра «Семья»
Тема «Семейный отдых» Право на отдых. Семейный отдых: активный, пассивный. Условия для отдыха, сохранение здоровья. Понимание того, что отдых необходим для сохранения здоровья человека. Составление рассказа, подготовка презентации, альбома о видах семейного отдыха. Беседа, практическое занятие
Тема «Мой дом» Условия жизни. Дом и его функции. Предметы быта и роскоши. Объяснение понятий «дом», «быт». Характеристика условий жизни, благоприятных для развития ребенка. Выражение собственного мнения о необходимых предметах быта и предметах роскоши.   Беседа, сообщение по теме «Мои желания»
Раздел 4. «Образование: права и обязанности ребенка»  
Тема «Мой труд» Деятельность: игра, учеба, общение, труд. Домашний труд ребенка. Дети как рабочая сила Объяснение понятий «труд», «учеба», «посильный и непосильный труд», «рабочая сила». Различение видов деятельности человека. Объяснение и характеристика посильных для ребенка видов трудовой деятельности.   Беседа
Тема «Как важно быть грамотным» Образование, право на образование. Объяснение понятий «образование», «обучение». Понимание значимости образования. Беседа
Тема «Наша школа» Право на образование. Распорядок в школе. Устав школы – закон ее жизни. Права учащихся в школе. Ответственность учащихся. Знакомство с внутренним распорядком в школе и правилами поведения обучающихся. Знакомство с основными положениями Устава школы. Знакомство с правами учащихся в школе. Конкретизация понятия «ответственность учащихся».   Беседа
Тема «Права и обязанности обучающихся» Права учащихся в нашей школе и классе. Правила поведения в школе, классе.   Подбор примеров из жизни школьника по теме «Права и обязанности школьника». Разработка правила поведения в школе, классе (работа в группах). Практическое занятие
Раздел 5. «Здоровье и безопасность»  
Тема «Если хочешь быть здоров» Право на охрану здоровья. Здоровый образ жизни. Раскрытие понятия «здоровье». Понимание значимости здоровья и необходимости соблюдение определенных правил для сохранения здоровья человека. Обсуждение правил ведения здорового образа жизни; демонстрация примеров и приемов ведения здорового образа жизни. Знакомство с услугами системы здравоохранения. Классный час с приглашением медицинского работника школы
Тема «Урок безопасности» Поведение на улице. Обращение с незнакомыми людьми на улице. Предотвращение опасных ситуаций на улице с детьми. Осторожность. Осмотрительность. Выполнение правил безопасного для себя и окружающих поведения. Решение практических ситуаций, связанных с правилами поведения на улице, общения с незнакомыми людьми. Упражнение в общении с незнакомыми и малознакомыми людьми.   Беседа, просмотр видеофрагментов, решение ситуационных задач
Тема «Безопасная улица» Дорожная безопасность, правила дорожного движения. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Дорожно-транспортный травматизм. Формулирование правил безопасного поведения на улицах и дорогах. Соблюдение правил дорожного движения. Различение прав и обязанностей пешеходов, велосипедистов, пассажиров. Выявление причин дорожно-транспортного травматизма. Анализ практических ситуаций, связанных с дорожно-транспортным травматизмом. Беседа с инспектором ГИБДД, социальная акция, конкурс рисунков «Мой двор, моя улица»
Раздел 6. «Защита прав и ответственность ребенка»  
Тема «Правонарушение. Виды ответственности» Правонарушения: проступки и преступления. Виды наказаний несовершеннолетних детей и подростков Называние признаков правонарушений. Различение видов правонарушений и видов ответственности Подбор примеров проступков и правонарушений. Анализ практических ситуаций, связанных с правонарушениями.   Беседа с инспектором по делам несовершеннолетних.
Тема «Как защитить свои права» Органы власти в чьи обязанности входит защита прав ребенка. Знакомство с органами (службами), которые занимаются защитой прав ребёнка. Составление алгоритма действий в случае нарушения прав ребенка. Решение практических ситуаций. Классный час, беседа с инспектором по делам несовершеннолетних.
Тема «День защиты детей» Осознание и освоение правил поведения, принятых в современном обществе. Выполнение правил безопасного для себя и окружающих образа жизни и поведения. Выражение собственного мнения. Праздничное мероприятие, конкурс рисунков «Я рисую свои права», викторина

Список литературы

1. 1 сентября: Всероссийский день правовых знаний // Право в школе - 2010. - № 3. - С. 2-4.

2. Абашкина О.А. Права детей: урок по правоведению в 7 классе // Образование в соврем. шк. - 2007. - № 4.- С. 23-27.

3. Акчурин Т.Ф. Ответственность несовершеннолетних и их законных представителей // Справ. рук. образоват. учреждения. - 2008. - № 10. - С. 46-58.

4. Акчурин Т.Ф. Гражданско-правовое положение несовершеннолетних в современной России // Право в школе. - 2010. - № 2. - С. 24-35; № 3. - С. 48-62.

5. Анин О.В. Права ребенка в школе: как разработать социальный проект? // Право в школе. - 2009. - № 3. - С. 43-48.

6. Баракина А.А. Защита прав ребёнка: педсовет // Воспитатель дошкольного. образоват. учреждения. - 2007. - № 2. - С. 112-115.

7. Бессонова О. Творческие задания на уроках права в начальной школе // Учитель. - 2009. - № 5. - С. 28-30.

8. Блинкова И. Организация внеурочной деятельности по истории // Учитель. - 2008. - № 1. - С. 74-77.

9. Боровик В.Г. О правах детей и обеспечении их защиты // Администратор образования (ОвД). - 2012. - № 16. - С. 3-11.

10. Боровик В.Г. Об обеспечении прав граждан при приеме в общеобразовательные учреждения // Администратор образования (ОвД). - 2012. - № 17. - С. 3-6.

11. Быкова И.Н. Информация в школьный правовой уголок // Работа соц. педагога в шк. и микрорайоне. - 2009. - № 2. - С. 50-58.

12. В Поморье проанализировано состояние законности в сфере соблюдения прав детей // Защити меня!. - 2008. - № 4. - С. 37.

13. Вавилова А.А. Методы педагогического воздействия на учащегося // Справ. клас. рук. - 2007. - № 4. - С. 45-53.

14. Васильева О.Н. Час общения "Права детей" // Работа соц. педагога в шк. и микрорайоне. - 2010. - № 1. - С. 103-105.

15. Войтко М.В. Что разрешает нам закон: (групповой практикум) // Основы государства и права. - 2008. - № 2-3. - С. 64-67.

16. Воробьёва Т.А. "Сказка - ложь, да в ней намек..." // Практика адм. работы в шк. - 2011. - № 4. - С. 75-77.

17. Галактионова А.Ф. "Есть права и у детей"// Читаем, учимся, играем. - 2012. - № 8. - С. 32-37.

18. Гулидов П.В. Защита учителем свободы убеждений учащихся // Справ. зам. директора шк. - 2008. - № 9. - С. 84-89.

19. Демакова И.Д. Новая идеология воспитания: признание самоценности, прав и свободы ребенка // Директор школы. - 2008. - № 10. - С. 61-66.

20. Демченко Н.В. Права и обязанности детей и родителей // Работа соц. педагога в шк. и микрорайоне. - 2009. - № 2. - С. 60-73.

21. Елисеева Т. Помогите Косте: сценарий правового турнира // Учит. газ. - 2007. - 21 авг. (№ 34). - С. 18.

22. Ермакова Е. Мучить и оскорблять запрещается: классный час на тему "Государство и наши права" // Учит. газ. - 2011. - 25 янв. (№ 3-4). - С. 32.

23. Журавлева И.А. Конвенция о правах ребенка: принимать и исполнять // Право в школе. - 2009. - № 4. - С. 58-59.

24. Зубенко Г.С. Равные права должны быть у каждого // Дет. дом. - 2006. - № 4. - С. 11-12.

25. Ивонина А.И. Региональный проект "Кто защитит наши права?" // Основы государства и права. - 2009. - № 2-3. - С. 63-70.

26. Прошунина Т.Г. Из опыта работы в группах на уроках права // Право в шк. - 2011. - № 2. - С. 61-62.

27. Шахтина И.М. Конвенция о правах ребенка – детям // Профил. шк. - 2010. - № 3. - С. 43-45.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: