Содержание | Виды деятельности обучающихся | Формы занятий |
Радел 1. «Право и ответственность» | ||
Тема «Наше право» Правила вокруг нас. Конституция РФ. Конвенция о правах ребенка. Декларация прав человека. Права и обязанности человека. Реализация прав ребенка. Справедливость. Конфликт прав. | Осознание правил, принятых в современном обществе. Знакомство с основными документами в области защиты прав человека. Понимание сущности определений «право», «ответственность», «справедливость». Решение практических ситуаций «Права в жизни». | Классный час |
Тема «Что такое ответственность?» Ответственность по отношению к другим людям. Взаимодействие с другими людьми. Внимательное отношение к людям. | Понимание необходимости отвечать за свои поступки, проявлять ответственность по отношению к другим людям. Установление причинно-следственных связей. Решение практических ситуаций, связанных с взаимодействием с другими людьми. | Беседа, ролевая игра |
Тема «Ценность жизни» Право на жизнь. Право детей на защиту здоровья Жизнь, ценность жизни, лишение жизни, безопасность. Права – всеобщие и неделимые. | Осознание ценности человеческой жизни. Выполнение правил безопасного для себя и окружающих образа жизни. Проявление положительного отношения к сохранению и укреплению здоровья. Анализ жизненных ситуаций. | Беседа |
Раздел 2. «Гражданские права и свободы» | ||
Тема «Государство – это мы» Государство. Обязанность государства - соблюдение и защита прав и свобод каждого гражданина. Конституция РФ – основной закон нашего государства. | Объяснение смысла понятий «государство», «гражданство», «гражданин». Знакомство с основным законом нашего государства - Конституцией РФ. | Беседа |
Тема «Я и мое имя» Имя, значение имени, отчество, фамилия | Понимание значения имени в жизни человека. Понимание значения отчества и фамилии для человека. | Беседа, рисунок «Мой портрет» |
Тема «Личные документы» Права, обязанность, возраст, требования, поведение, документ, свидетельство о рождении. | Знакомство с документами, подтверждающими социальный статус человека. Рассматривание и сравнение документов: свидетельство о рождении, паспорт. | Беседа, работа в группах |
Тема «Кто где живет?» Страна, народы, дружба, иностранный язык, национальность, раса, вера, сходство, различия, такт, деликатность, терпимость, унижение, обычаи. | Осознание целостности окружающего мира. Проявление уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Осознание своей этнической и национальной принадлежность. | Беседа, игра «Мы похожи» |
Тема «Дети планеты Земля» Равные возможности детей разных национальностей. Национальная культура. | Знакомство с традициями представителей различных культур и национальностей. | Заседание международного детского клуба |
Тема «Право на тайну» Информация, источники получения информации. Тайна переписки. Персональные данные. Необходимость обеспечения безопасности персональных данных. Личные вещи ребенка. | Осознание права человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Освоение доступных способов получения информации из различных источников. Соблюдение правил переписки, сохранения и передачи персональных данных. Понимание сути и назначения личных вещей, формулирование правил отношения к личным вещам («своим и чужим»). | Классный час |
Тема «Право на собственное мнение» Право каждого человека на собственное мнение, на свободу мысли и высказываний. | Изучение правил высказывания своего мнения. Упражнение в выражении своего мнения, восприятие (слушание и понимание) мнения других. Обсуждение вопроса «Всегда ли нужно высказывать своё мнение?» | Беседа |
Тема «Законы дружбы» Дружба, друг, друзья. Качества настоящего друга. Бесконфликтное общение. Причины ссор и пути их разрешения. | Объяснение смысла понятий «дружба», «друг», «общение», «конфликт». Изучение правил бесконфликтного общения и поведения. Анализ конфликтных ситуаций, объяснение причин их возникновения и проектирование путей их разрешения. Разрешение конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества (решение ситуационных задач). | Беседа, просмотр видеофрагментов, работа в группах |
Раздел 3. «Семья и семейные отношения» | ||
Тема «Моя семья» Семья. Члены семьи, родственные связи. Качества личности, которые способствуют укреплению семьи (уважение, забота, сочувствие, сопереживание, почтение). Защита прав ребенка членами его семьи. | Понимание назначения семьи. Характеристика семьи и семейных отношений. Подбор примеров, подтверждающих важную роль семьи в жизни человека. | Беседа, сюжетно-ролевая игра «Семья» |
Тема «Семейный отдых» Право на отдых. Семейный отдых: активный, пассивный. Условия для отдыха, сохранение здоровья. | Понимание того, что отдых необходим для сохранения здоровья человека. Составление рассказа, подготовка презентации, альбома о видах семейного отдыха. | Беседа, практическое занятие |
Тема «Мой дом» Условия жизни. Дом и его функции. Предметы быта и роскоши. | Объяснение понятий «дом», «быт». Характеристика условий жизни, благоприятных для развития ребенка. Выражение собственного мнения о необходимых предметах быта и предметах роскоши. | Беседа, сообщение по теме «Мои желания» |
Раздел 4. «Образование: права и обязанности ребенка» | ||
Тема «Мой труд» Деятельность: игра, учеба, общение, труд. Домашний труд ребенка. Дети как рабочая сила | Объяснение понятий «труд», «учеба», «посильный и непосильный труд», «рабочая сила». Различение видов деятельности человека. Объяснение и характеристика посильных для ребенка видов трудовой деятельности. | Беседа |
Тема «Как важно быть грамотным» Образование, право на образование. | Объяснение понятий «образование», «обучение». Понимание значимости образования. | Беседа |
Тема «Наша школа» Право на образование. Распорядок в школе. Устав школы – закон ее жизни. Права учащихся в школе. Ответственность учащихся. | Знакомство с внутренним распорядком в школе и правилами поведения обучающихся. Знакомство с основными положениями Устава школы. Знакомство с правами учащихся в школе. Конкретизация понятия «ответственность учащихся». | Беседа |
Тема «Права и обязанности обучающихся» Права учащихся в нашей школе и классе. Правила поведения в школе, классе. | Подбор примеров из жизни школьника по теме «Права и обязанности школьника». Разработка правила поведения в школе, классе (работа в группах). | Практическое занятие |
Раздел 5. «Здоровье и безопасность» | ||
Тема «Если хочешь быть здоров» Право на охрану здоровья. Здоровый образ жизни. | Раскрытие понятия «здоровье». Понимание значимости здоровья и необходимости соблюдение определенных правил для сохранения здоровья человека. Обсуждение правил ведения здорового образа жизни; демонстрация примеров и приемов ведения здорового образа жизни. Знакомство с услугами системы здравоохранения. | Классный час с приглашением медицинского работника школы |
Тема «Урок безопасности» Поведение на улице. Обращение с незнакомыми людьми на улице. Предотвращение опасных ситуаций на улице с детьми. Осторожность. Осмотрительность. | Выполнение правил безопасного для себя и окружающих поведения. Решение практических ситуаций, связанных с правилами поведения на улице, общения с незнакомыми людьми. Упражнение в общении с незнакомыми и малознакомыми людьми. | Беседа, просмотр видеофрагментов, решение ситуационных задач |
Тема «Безопасная улица» Дорожная безопасность, правила дорожного движения. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Дорожно-транспортный травматизм. | Формулирование правил безопасного поведения на улицах и дорогах. Соблюдение правил дорожного движения. Различение прав и обязанностей пешеходов, велосипедистов, пассажиров. Выявление причин дорожно-транспортного травматизма. Анализ практических ситуаций, связанных с дорожно-транспортным травматизмом. | Беседа с инспектором ГИБДД, социальная акция, конкурс рисунков «Мой двор, моя улица» |
Раздел 6. «Защита прав и ответственность ребенка» | ||
Тема «Правонарушение. Виды ответственности» Правонарушения: проступки и преступления. Виды наказаний несовершеннолетних детей и подростков | Называние признаков правонарушений. Различение видов правонарушений и видов ответственности Подбор примеров проступков и правонарушений. Анализ практических ситуаций, связанных с правонарушениями. | Беседа с инспектором по делам несовершеннолетних. |
Тема «Как защитить свои права» Органы власти в чьи обязанности входит защита прав ребенка. | Знакомство с органами (службами), которые занимаются защитой прав ребёнка. Составление алгоритма действий в случае нарушения прав ребенка. Решение практических ситуаций. | Классный час, беседа с инспектором по делам несовершеннолетних. |
Тема «День защиты детей» | Осознание и освоение правил поведения, принятых в современном обществе. Выполнение правил безопасного для себя и окружающих образа жизни и поведения. Выражение собственного мнения. | Праздничное мероприятие, конкурс рисунков «Я рисую свои права», викторина |
Список литературы
|
|
|
|
|
|
|
|
1. 1 сентября: Всероссийский день правовых знаний // Право в школе - 2010. - № 3. - С. 2-4.
2. Абашкина О.А. Права детей: урок по правоведению в 7 классе // Образование в соврем. шк. - 2007. - № 4.- С. 23-27.
3. Акчурин Т.Ф. Ответственность несовершеннолетних и их законных представителей // Справ. рук. образоват. учреждения. - 2008. - № 10. - С. 46-58.
4. Акчурин Т.Ф. Гражданско-правовое положение несовершеннолетних в современной России // Право в школе. - 2010. - № 2. - С. 24-35; № 3. - С. 48-62.
5. Анин О.В. Права ребенка в школе: как разработать социальный проект? // Право в школе. - 2009. - № 3. - С. 43-48.
6. Баракина А.А. Защита прав ребёнка: педсовет // Воспитатель дошкольного. образоват. учреждения. - 2007. - № 2. - С. 112-115.
7. Бессонова О. Творческие задания на уроках права в начальной школе // Учитель. - 2009. - № 5. - С. 28-30.
8. Блинкова И. Организация внеурочной деятельности по истории // Учитель. - 2008. - № 1. - С. 74-77.
9. Боровик В.Г. О правах детей и обеспечении их защиты // Администратор образования (ОвД). - 2012. - № 16. - С. 3-11.
10. Боровик В.Г. Об обеспечении прав граждан при приеме в общеобразовательные учреждения // Администратор образования (ОвД). - 2012. - № 17. - С. 3-6.
11. Быкова И.Н. Информация в школьный правовой уголок // Работа соц. педагога в шк. и микрорайоне. - 2009. - № 2. - С. 50-58.
12. В Поморье проанализировано состояние законности в сфере соблюдения прав детей // Защити меня!. - 2008. - № 4. - С. 37.
13. Вавилова А.А. Методы педагогического воздействия на учащегося // Справ. клас. рук. - 2007. - № 4. - С. 45-53.
14. Васильева О.Н. Час общения "Права детей" // Работа соц. педагога в шк. и микрорайоне. - 2010. - № 1. - С. 103-105.
15. Войтко М.В. Что разрешает нам закон: (групповой практикум) // Основы государства и права. - 2008. - № 2-3. - С. 64-67.
16. Воробьёва Т.А. "Сказка - ложь, да в ней намек..." // Практика адм. работы в шк. - 2011. - № 4. - С. 75-77.
17. Галактионова А.Ф. "Есть права и у детей"// Читаем, учимся, играем. - 2012. - № 8. - С. 32-37.
18. Гулидов П.В. Защита учителем свободы убеждений учащихся // Справ. зам. директора шк. - 2008. - № 9. - С. 84-89.
19. Демакова И.Д. Новая идеология воспитания: признание самоценности, прав и свободы ребенка // Директор школы. - 2008. - № 10. - С. 61-66.
20. Демченко Н.В. Права и обязанности детей и родителей // Работа соц. педагога в шк. и микрорайоне. - 2009. - № 2. - С. 60-73.
21. Елисеева Т. Помогите Косте: сценарий правового турнира // Учит. газ. - 2007. - 21 авг. (№ 34). - С. 18.
22. Ермакова Е. Мучить и оскорблять запрещается: классный час на тему "Государство и наши права" // Учит. газ. - 2011. - 25 янв. (№ 3-4). - С. 32.
23. Журавлева И.А. Конвенция о правах ребенка: принимать и исполнять // Право в школе. - 2009. - № 4. - С. 58-59.
24. Зубенко Г.С. Равные права должны быть у каждого // Дет. дом. - 2006. - № 4. - С. 11-12.
25. Ивонина А.И. Региональный проект "Кто защитит наши права?" // Основы государства и права. - 2009. - № 2-3. - С. 63-70.
26. Прошунина Т.Г. Из опыта работы в группах на уроках права // Право в шк. - 2011. - № 2. - С. 61-62.
27. Шахтина И.М. Конвенция о правах ребенка – детям // Профил. шк. - 2010. - № 3. - С. 43-45.