Грамотность в истории

Прилагательное «грамотный» (греч. Literatus) было введено Цицероном, который так назвал образованного человека. В средние века грамотным называли умевшего читать на латыни, а после Реформации – того, кто мог читать и писать на родном языке. Отголоски «классического» определения проявлялись вплоть до конца ХVIII века, когда неграмотным считали того, кто не знал греческого языка и латыни. В конце ХХ века стали различать просто грамотных, т.е. тех, кто мог читать и писать, и высокограмотных, т.е. тех, кто мог читать серьезную литературу (например, произведения Виттгенштайна).

Для настоящего времени распространенным является толкование грамотности в узком смысле как умения читать и писать. Количество и качество печатных материалов, которыми пользуется современный человек, меняется со временем и различно по странам. Количество печатных материалов и новые технологические средства требуют увеличения скорости чтения, скорости понимания и принятия решения. Поэтому отмечается тенденция применения «грамотности» в широком смысле, также включая умения устной коммуникации.

Факты

Обследование уровня грамотности взрослого населения США (1993 год) вскрыло факт, что 47% взрослых граждан имеют настолько низкую функциональную грамотность, что не могут прочитать расписание движения автобусов, написать письмо в банк, использовать калькулятор для определения разницы в ценах, предлагаемых в различных рекламных объявлениях, а также не умеют сравнивать, сопоставлять, обобщать информацию. Оказалось, что люди, входившие в данную группу, чаще не имели работу или выполняли неквалифицированную работу, зарабатывали меньше, реже принимали участие в голосовании, чаще жили в бедности (44% против 4%, показавших высокий уровень грамотности). Таким образом, функциональная грамотность взрослых является социально-экономическим явлением, связанным с благосостоянием и социальной активностью населения. При этом, по оценке самих граждан, они хорошо или очень хорошо умели читать и писать и не считали себя группой риска.

Сложившаяся ситуация была описана министром образования Р.В. Райли как такая, когда большое количества американцев не подозревают о том, что у них отсутствуют необходимые навыки для обеспечения жизненного уровня в обществе, которое становится все более технологическим и связанным с международным рынком. Изменяются требования к современному человеку.

В контексте функциональной грамотности представлены новые требования, например, к качественному чтению взрослых. Взрослый, едущий на машине по дороге 60 км/час, должен уметь прочитать все указатели, знаки, объявления. Во время просмотра зарубежного фильма он должен прочитать субтитры, а в передаче новостей – краткое изложение новостей, которое также пишется на экране. Обе ситуации включают достаточно высокую скорость чтения, но не требуют высоких уровней понимания, в отличие от академических целей чтения, требующих именно высоких уровней понимания текста[8].

Грамотность чтения юных россиян

Как показало исследование PISA, на грамотность чтения учащихся влияют не только навыки, полученные во время обучения, но и их интерес к прочитанному, а также так называемый читательский опыт.

Это – предпочтения в выборе литературы, время, которое ребенок тратит на чтение, не связанное с подготовкой уроков.

Так вот, совсем не читают для собственного удовольствия 19% российских школьников. А средний показатель по другим странам – участницам тестирования гораздо выше: 32 процента. В России и самый большой процент школьников, которые читают более двух часов в день – 13%, а также более часа – 30%.

Теперь о литературных вкусах. Половина пятнадцатилетних россиян предпочитает разнообразные литературные жанры. Они читают газеты, журналы, справочники и художественную литературу. Комиксы? Ну очень редко. И только 11% наших школьников предпочитают исключительно легкое чтиво из глянцевых журналов. Для сравнения средние показатели других стран – 22%.

(Цит. по: Каспржак А. На каком гвозде висит чеховское ружье //

Российская Газета. – 2005. – 26 июля).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: