Выполнение контрольных работ призвано решить следующие задачи:
- изучить определенный минимум литературы по вопросам исследования, отечественный и зарубежный опыт и зафиксировать необходимую информацию;
- обработать полученный материал, проанализировать, систематизировать, интерпретировать и грамотно изложить состояние изучаемого вопроса.
В соответствии с учебным планом и Рабочей программой курса «Профессиональная этика» каждый студент должен написать контрольную работу по одному из предложенный вариантов. Номер варианта определяется по последней цифре номера зачётной книжки студента; если номер зачётки оканчивается на 0, выполняется 10-й (или 20-й, или 30-й и т.д.) вариант. Возможно определение темы контрольной работы исходя из личного интереса студента и наличия литературы.
Контрольная работа заключается в выборе темы, отборе и изучении литературы, составлении плана, написании и оформлении контрольной работы, подготовке сообщения по теме контрольной работы.
|
|
После того как будет выбрана тема, необходимо отобрать и законспектировать литературу. Далее следуют работа над конспектами; расположение материала в смысловой последовательности, его анализ, оценка. Необходимо привести собственные суждения по рассматриваемым вопросам, раскрыть связь темы с современностью.
Контрольная работа должна быть оформлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду работ. Она обязательно должна иметь:
- титульный лист (см. приложение 1),
- план (содержание),
- введение,
- основную часть,
- заключение,
- список источников и литературы.
В контрольной работе необходимо стремиться придерживаться принятой терминологии, обозначений, условных сокращений и символов, не злоупотреблять выражениями-штампами; не допускать изложение материала от первого лица.
Контрольная работа выполняется на стандартных листах (формат А4). Объём контрольной работы составляет 20-25 страниц. С левой стороны листа должны быть поля шириной 3 см, справа – 1,5 см, сверху и снизу – по 2 см. Текст набирается на компьютере в текстовой редакторе Microsoft Word шрифтом Times New Roman. Размер шрифта основного текста – 14 кеглей; подстрочных ссылок (сносок) – 10 кеглей. Межстрочный интервал основного текста – 1,5.
Во введении (2-3 страницы) обосновываются актуальность темы, мотивы её выбора и излагаются поставленные задачи.
В основной части (15-20 страниц) последовательно раскрывается содержание темы согласно поставленным задачам, дается оценка тех или иных идей или концепций, раскрывается их связь с современностью.
Заключение (2-3 страницы) содержит выводы по работе.
|
|
Особое внимание следует обратить на сноски на ту литературу, которая цитируется. Сноски, желательно, помещать постранично, с указанием автора, названия работы, названия публикации, в которой помещена статья автора, года, издательства и города, где издана работа или публикация.
Например: Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности. М., 2007.; или: Ленк Г. Проблемы ответственности в этике экономики и технологии // Вопр. философии. 1998. №11. С.30-42.
Если в списке литературы указаны источники, из которых ни один не цитируется, то преподаватель беседует со студентом о содержании данного нецитируемого источника для выяснения, читал ли студент данный источник, и лишь затем решает вопрос о зачете или незачете контрольной работы. Тексты, взятые из Интернета, не засчитываются.
Требования к контрольной работе:
- соответствие содержания теме, смысловая связь введения, основной части и заключения;
- полнота раскрытия темы согласно задачам, поставленным во введении;
- обоснованность выбора темы во введении, Вашей позиции в основной части и выводов в заключении;
- логичность плана, последовательность и ясность изложения;
- аккуратность во внешнем оформлении.
Студенты выступают по теме контрольной работы в учебной группе в течение 7-10 мин. Устное выступление – это не чтение текста, а свободное изложение проблемы, подкрепляемое необходимыми цитатами, которых в выступлении должно быть немного. Составьте тезисы (2-3 страницы) и разбейте сообщение на такие моменты, как актуальность темы, изложение главных идей по теме контрольной работы, Ваша точка зрения на поставленную проблему, выводы. Будьте готовы к дискуссии в аудитории. Сообщение оценивают, как правило, по таким параметрам: насколько оно содержательно, интересно; логика выступающего и его контакт с аудиторией; обоснованность ответов на вопросы.
Контрольная работа позволяет развить у студента такие важные в его будущей профессиональной деятельности качества, как самостоятельное творческое мышление, способность к понятийному творчеству и аргументированному доказательству, навык публичного выступления.
Студенты, не получившие «зачтено» за контрольную работу, к зачёту по дисциплине не допускаются.
Темы контрольных работ
1. Место профессиональной этики в структуре этического знания.
2. Категории профессиональной этики: профессиональный долг, профессиональная совесть, профессиональная честь, профессиональная ответственность, профессиональная добросовестность и дисциплинированность, профессиональный успех как составляющая смысла жизни и счастья человека (по выбору).
3. Функции профессиональной этики: гносеологическая, мировоззренческая, аксиологическая, регламентирующая, воспитательная.
4. Специфика и функции профессиональной морали.
5. Этапы становления профессиональной морали:
-доморальные регуляторы первобытного общества;
-сословно-классовая мораль докапиталистического общества;
-профессиональная мораль капиталистического общества;
(по выбору).
6. Специфика профессиональной морали и деление профессий по группам (типы отношений: «человек-человек», человек-техника», «человек-природа», «человек-знаковая система»).
7. Профессионально-этический кодексы: структура, содержание, форма, конкретно-исторический характер.
8. Статус профессии.
9. Нравственная структура личности профессионала.
10. Нравственный выбор в профессиональной сфере.
11. Нравственный конфликт в сфере профессионального долга.
12. Профессионально-нравственная деформация личности.
13. Корпоративная мораль, ее проявления в современном обществе.
14. Нравственные качества личности профессионала (профессия – по выбору).
15. Нравственный поступок в сфере профессиональной деятельности.
|
|
16. Проблемы нравственного воспитания и самовоспитания профессионала.
17. Основы профессионально-делового этикета.
18. Профессионально-нравственная культура личности.
19. Гуманизм как принцип профессиональной деятельности.
20. Типы отклоняющегося нравственного поведения в профессиональной деятельности.
21. Смысл и значение норм делового этикета в профессиональной деятельности.
Вопросы для подготовки к зачету
1. Предмет, структура и основные функции этики.
2. Основные категории этики.
3. Предмет профессиональной этики. Общая характеристика соотношения морали и нравственности в профессиональной сфере.
4. Функции профессиональной этики.
5. Роль общественного разделения труда в становлении профессиональной морали.
6. Структура и функции профессиональной морали.
7. Доморальные и моральные формы регуляции трудовой деятельности человека в докапиталистический период.
8. Становление капиталистического производства и формирование профессиональной морали.
9. Тенденции развития профессиональной морали в постиндустриальном обществе.
10. Предмет труда как фактор детерминации профессиональной морали.
11. Специфика профессиональной морали группы профессий «человек-природа».
12. Специфика профессиональной морали группы профессий «человек-техника».
13. Специфика профессиональной морали группы профессий «человек-информационно-знаковая система».
14. Специфика профессиональной морали группы профессий «человек-человек».
15. Возрастание значимости профессиональной морали группы профессий «человек-человек» в современных условиях.
16. Профессионально-этический кодекс: структура, функции, конкретно-историческое содержание.
17. Статус профессии.
18. Основные элементы нравственной структуры личности профессионала.
19. Нравственное сознание профессионала, его специфика.
20. Единство нравственного сознания и нравственной практики специалиста.
21. Нравственные отношения в сфере профессиональной деятельности.
|
|
22. Нравственная культура профессионала.
23. Понятие нравственного выбора в профессиональной сфере.
24. Проблема нравственного выбора в процессе профессионального становления.
25. Нравственный конфликт в сфере профессиональной деятельности.
26. Факторы нравственно-профессиональной деформации личности.
27. Корпоративная мораль.
28. Нравственное значение профессиональной деятельности: педагога, врача, юриста, журналиста, менеджера, социального работника, психолога, ученого (по выбору).
29. Нормы профессионально-делового этикета.
30. Особенности и функции профессионально-делового этикета специалиста (по выбору).