Я говорю психологам: — Ко мне приходил мальчик на прием, — и показываю фото собаки с ликом принца Гамлета. — Коля Севастьянов! — восклицают психологи.
Ко мне на прием вошла девочка непохвального поведения. Ее мать и отец — психически больные. Она живет с бабушкой и больше никого знать не хочет. Она решила не ходить в школу.
Они вошли вместе с бабушкой, вцепившись друг в друга.
Я попросил девочку выбрать фото животного. Та фотография, которую она выбрала, поразительно напоминала их обоих — впереди шла пожилая собачка с подслеповатым добрым взором, а за ней — котенок — его шерсть была взъерошена, его глазенки блестели упрямством.
Прошли годы, но взглянув на это фото, я вижу их перед собой.
Я впервые начал использовать метод «Маска» у взрослых.
Ко мне приходит на прием человек со своими проблемами. Характеристика этого человека определяется 4 параметрами:
— это простодушный деревенский человек;
— он рыжий;
— он пьющий человек;
— он заикается.
Я прошу его найти фото себе по душе. Он выбирает простодушного рыжего кота с ошалелыми круглыми глазами. Кот настолько 130
|
|
похож на выбравшего его, что становится ясно: именно такого кота мог выбрать человек:
— рыжий;
— деревенский;
— пьющий;
— заика.
Когда проводится семинар с психологами и они разбирают для себя фото, повторяется общий феномен метода:
— человеку симпатичен определенный образ;
— он не замечает, что перед ним его портрет;
— окружающие приходят в состояние радостного восторга, сравнив прототип и его выбор.
Много раз я убеждался, что подсознательный выбор выдает многие черты выбравшего — видишь его характерную позу, взгляд, детали одежды и, самое главное, — видишь его проблемы.
Многие мои знакомые выбрали свои желанные фото зверей и с добродушным, сочувствием согласились на значительное сходство с выбранным существом.
Знакомый врач выбрала кошку с отстраненным, устремленным в пространство взглядом небесно-голубых глаз Котенок настолько точно ее характеризовал, что и она сама, и другие восхищались этим сходством.
Однажды она попросила меня поработать с ее новым пациентом. Это был редкий случай — обычно она не посылала, ко мне пациентов.
Каково же было мое удивление, когда ее пациент, симпатичный молодой человек, выбрал желанное животное — это был тот самый кот с небесно-голубыми глазами!
Это был человек, ей психологически близкий, и она решила сделать ему приятное — послать на сеанс музыкотерапии.
На сеанс пришли двое пожилых людей — они держали друг друга за руки. Она была маленькая, добрая, созерцатель па характеру. Она болела, он ее опекал и успокаивал. Он был боже высокий, спокойный человек.
|
|
Он выбрал изображение — двух попугаев неразлучников. Маленький попугай был синий; большой, опекаюищй подругу, попугай был зеленый.
Женщина находится в клинике, она в тревоге за свою маленькую дочь. Она выбрала изображение обезьянки, тревожно озирающейся, в 1
131
руках — маленькая обезьянка; то, что было на голове обезьянки, оказалось полной копией с платочка, который постоянно носила женщина.
Сам я не был исключением — выбирал определенных животных, а мои друзья объяснили, как я на них похож и какие мои черты просвечивают в этих изображениях.
На прием приводят девушку, перенесшую истерический паралич. Она не может опираться на левую ногу.
Когда больная делает выбор среди фото животных, ее внимание привлекает пес — добродушный сенбернар, взгляд его мечтательный. Этот пес — тот самый, которого я выбираю в последнее время.
Это означает, что у меня и у пациентки есть нечто общее, что полезно для успеха арттерапии.
Меня поражает то, что я раньше не замечал в этом фото: у пса подвернута левая лапка - так работает подсознание, надо читать его язык.
Ее первый цвет в цветовыборе фиолетовый — это знак чувствительности к искусству. Людей с таким цветовыбором я называю наш человек и радуюсь этому. Такой человек хорошо чувствует музыку, и сеанс арттерапии, скорее всего, будет успешен.
Это был один из самых волнующих сеансов в моей жизни — девушка с истерическим параличом, которая безуспешно лечилась в различных психологических и медицинских центрах, пошла после сеанса музыкотерапии.
В киоске лежали альбомы с изображением животных.
Было подмечено, что две женщины, которых отличал едкий характер, жесткое и безжалостное отношение к людям, оказались схожими в своем остром интересе к альбому с изображением змей — они просто не могли оторваться от этого альбома, который обычно не пользовался спросом.
Живые лица
Врач из реанимации просит поработать с двумя пациентами. Они очень подавлены, впали в уныние. Надо изменить их состояние.
Мне доверяют двух грустных абсолютно желтых юношей. Я привожу их в зал, подвожу к столу с изображениями животных. Их зовут Женя и Саша.
Женя выбирает моржа, который трагическими глазами взирает на мир, его правая лапа защищает правый бок - там, где может беспокоить больная печень. Саша выбрал пса, который поник и с безнадежностью взирает на этот мир.
Я беру выбранные ими фото, ставлю на открытый пюпитр фортепиано, готовясь к сеансу.
— Это Женя и Саша, — комментирую я.
Когда эти два изображения стоят рядом, комически усиливается их чрезмерная меланхоличность.
Бледно-желтые Женя и Саша уставились на своих печальных двойников, и вдруг они разразились диким хохотом.
Молодость и мужество увидели комичность в этой чрезмерной занудной меланхоличности. Они катались от хохота, сползали на пол и снова водружались на стулья.
Они все поняли и обсмеяли свою слабость и уныние. У них появилась надежда и у меня тоже.
Метод «Маска» превратился в сеанс смехотерапии.