картин и животных "Маска" и «Зеркало» Метод " 3ерксло" (выбор картины) Метод "Маска" (выбор изображения животного)
1. Многолетняя практика позволила получить уникальный набор картин и изображений животных, выбранных сотнями людей. Картины несли мощную эстетическую и эмоциональную ауру, животные отличались яркой эмоциональной характерностью.
Испытуемым предлагали указать наиболее приятные, а также наименее приятные картины и изображения животных.
2. Выбор картины и животного становился психологической диагностикой.
Выбранное животное оказывается интуитивным автопортретом, тогда как выбранная картина часто отражает ситуацию.
3. Желанные картины и животные отражают ситуации и самовосприятие человека в последние дни, это проблемы и резервы человека.
4. Нежеланные картины и животные отражают проблемы человека, возникшие у него в течение последних месяцев.
5. Образный выбор при цветопредпочтении. Многолетний опыт позволил узнать, какие животные и картины
|
|
оказались желанны людям, выбравшим тот или иной цвет (такой выбор наблюдался не всегда, но достаточно часто). Выбранные образы дополняют цветовую диагностику.
Теперь перед нами яркие образы 8 цветовых состояний человека.
1) Черный цвет — сумрачный лик львицы.
2) Серый цвет — необычайно часто выбирался образ спящих животных. Это поразительное образное воплощение программы данного цвета (оставьте меня в покое, я закрылся, Я СПЛЮ) дополняет словесные портреты Клара.
3) Коричневый цветовыбор часто совпадал с выбором печально поникшего пса-бассета, которого называют «нищий у дороги».
4) Фиолетовый — мечтательный львенок и бабочка. Оба этих образа поэтичны — не забудем, что фиолетовый создан из синего и красного цвета. Поэтому образ львенка сочетает нежность и будущую силу.
5) Тюленчик оказался образом покоя, доброты, связи с водой, милой слабости синего цветоиредпочтения.
6) Выбор волка не менее ярко отразил мудрость, силу воли связанную с зеленым цветовыбором.
7) Жизнерадостный дельфин, резвящийся в океане, стал символом желтого цветовыбора.
8) Могучих, полных огня и энергии собак или мчащуюся лошадь выбирали те, кто предпочел красный цвет.
Выбор картин также выявил образы, связанные с цветовым предпочтением. Их можно считать за архетипические или близкие к ним.
1) Черный и серый цветовыбор отличились предпочтением лика с закрытыми глазами («Пиета» Микеланджело, картина Шевченко — «Портрет с закрытыми глазами».) Образы черного и серого цвета похожи (закрытые глаза), они говорят нам: «Я не здесь, а в мире своих проблем».
2) Фиолетовый и коричневый — изображение луны (Левитан и Куинджи).
|
|
3) Синий — небо и вода (Куинджи), зеленый — лес (Левитан).
4) Желтый и красный — солнечный «Март» Левитана, картины — где много солнца (Жуковский — комната залитая потоками света, красного цвета).
Это архетипические образы нашего микрокосмоса — ночь и день, солнце и луна, земля, вода, небо.
1) Образы полностью совпадают с тем, что мы узнали о цветовых программах.
2) Левитан и Куинджи — создали архетипические образы русского подсознания.
3) Видна близость образов некоторых пар цветов.
134
Предпочтение образа луны у лиц с коричневым и фиолетовым цветовыбором стало понятно, когда были найдены музыкальные предпочтения такого цветовыбора. Оказалось, что это программы: «Я вспоминаю, я представляю. (Я не здесь, а в подлунном мире памяти или воображения)». Это напоминает систему ЛНП: глаза уходят вверх влево — я вспоминаю, вверх вправо — я представляю.
При анализе 10 тысяч наблюдений выплыли главные архети-пичные образы цветовыбора: ночь, день, солнце, луна, земля, лес, вода, небо, — это символы нашего ближнего космоса.
Мы имеем 4 эмоциональных мира:
1) Мир трагических проработок — черный, серый цветовыбор людей трагического лика;
2) Мир воспоминания и мечты фиолетового и коричневого цветовыбора людей луны (вспоминающие и мечтатели);
3) Реальный мир синего и зеленого — цветовыбор людей земли и воды, людей реальных эмоций;
4) Мир оптимизма и энтузиазма — предпочтения красного и желтого цвета, людей солнца — страстных энергетиков.
6. На выбранной картине надо показать точку, где человеку комфортно, это позволяет глубже воспринять внутренний мир человека.
7. Выбранному животному надо дать эмоциональную характеристику.
Часто она оказывается самохарактеристикой. (Оценки желанности и зоологические признаки не нужны — не говорите, что это собачка, я сам вижу, что это не кошечка, не говорите, что она милая, — иначе бы вы ее не выбрали.)
8. Следует знать принцип слепого пятна — выбравшие картины и животных не видят, что это отчасти их самохарактеристика, хотя это заметно окружающим.
9. Признаки тревожности:
1) Работа с диагностическими образами для выявления тревожности.
Выбранные человеком образы можно оценить по двум критериям:
— тревожен — или не тревожен;
— энергичен — или не энергичен.
135
лица.
Женщина выбирает как отрицаемые ряд изображений, и все они несут образ мужской агрессии. Оказалось, что она перенесла насилие. Это воспоминание заставляет ее страдать.
2) Выявление парадоксального состояния.
Если тревожные картины или изображения животных воспринимаются как гармоничные, спокойные — это проявление тревожности и феномена парадокса.
Искажение адекватной психологической реакции обнаружил русский физиолог Введенский. При измененном состоянии нервной системы (парабозе) отмечается:
— уравнительная фаза — когда сильные и равные воздействия вызывают равный эффект;
— парадоксальная фаза — когда сильное раздражение вызывает слабый эффект, а слабое раздражение вызывает сильную реакцию.
Ярким знаком тревожности является феномен парадокса — пациент оценивает тревожную картину или животное, но не видит очевидного.
Страшная, перекошенная гневом обезьяна кажется молодой женщине веселой. Это знак напряженности. Личная беседа выявила — любимый молодой человек не хочет жениться, не хочет, чтобы она сохранила ребенка.
Перед нами повторение феномена слепого пятна — человек не видит, что похож на выбранное животное, не видит его очевидных негативных черт — тревожности, агрессивности. Возможно, у него самого есть эти черты.
3) Если человек не выбрал тревожных образов, можно показать заведомо тревожные образы и попросить оценить, тревожны или спокойны эти изображения.
|
|
4) Предлагается дать оценку животному с неопределенным эмоциональным состоянием.
— Веселое или грустное это животное? — спрашиваете Вы. Ответ пациента отражает его внутреннее состояние.
5) Можно предъявить картины и животных разного типа (энергичные, спокойные, умеренно тревожные, трагические, агрессивные хищники, мягкохарактерные существа), предложить оценить по 10-балльной системе — характеризовать эмоциональное состояние образа.
6) Сопоставление архетипических картин и животных с цветовыбором.
8 архетипических картин и животных можно расположить по желанное™ и сопоставить с тестом Люшера.
Мы получаем дополнительные сведения о человеке.
Если эти образы совпали с цветовыбором, мы получаем зримый образ цветовых психологических программ.
Если цветовыбор тревожен, а желанные образы гармоничны, спокойны — у человека есть резервы, началась гармонизация.
Если цветовыбор гармоничен, а желанные картины и животные тревожны — возможно, в памяти сохраняются тревожные образы скрытых проблем.
10. Определение типа восприятия мира.
Если преобладает выбор фотографий — человек более реалистичен.
Преимущественный выбор картин говорит о преобладании символического восприятия.
И. Тень Юнга. Как узнать недостатки и проблемы человека.
Достаточно попросить кого-то спонтанно оценить выбранное человеком животное. Иногда оценивающий подсознательно подмечает особенности, недостатки и проблемы человека, сделавшего выбор.
12. Метод позволяет не только подстроиться к пациенту, но также узнать восприятие пациентом своего психотерапевта.
(Если симпатичное Вам животное желанно пациенту — у Вас есть нечто общее, и сеанс психотерапии с большей вероятностью будет удачным).