Системное обобщение принципов и методик выбора

картин и животных "Маска" и «Зеркало» Метод " 3ерксло" (выбор картины) Метод "Маска" (выбор изображения животного)

1. Многолетняя практика позволила получить уникальный на­бор картин и изображений животных, выбранных сотнями людей. Картины несли мощную эстетическую и эмоциональную ауру, жи­вотные отличались яркой эмоциональной характерностью.

Испытуемым предлагали указать наиболее приятные, а также наименее приятные картины и изображения животных.

2. Выбор картины и животного становился психологической диагностикой.

Выбранное животное оказывается интуитивным автопортретом, тогда как выбранная картина часто отражает ситуацию.

3. Желанные картины и животные отражают ситуации и самовосп­риятие человека в последние дни, это проблемы и резервы человека.

4. Нежеланные картины и животные отражают проблемы чело­века, возникшие у него в течение последних месяцев.

5. Образный выбор при цветопредпочтении. Многолетний опыт позволил узнать, какие животные и картины

оказались желанны людям, выбравшим тот или иной цвет (такой выбор наблюдался не всегда, но достаточно часто). Выбранные образы дополняют цветовую диагностику.

Теперь перед нами яркие образы 8 цветовых состояний человека.

1) Черный цветсумрачный лик львицы.

2) Серый цвет необычайно часто выбирался образ спящих животных. Это поразительное образное воплощение программы данного цвета (оставьте меня в покое, я закрылся, Я СПЛЮ) до­полняет словесные портреты Клара.

3) Коричневый цветовыбор часто совпадал с выбором печально поникшего пса-бассета, которого называют «нищий у дороги».

4) Фиолетовыймечтательный львенок и бабочка. Оба этих образа поэтичны — не забудем, что фиолетовый создан из синего и красного цвета. Поэтому образ львенка сочетает нежность и будущую силу.

5) Тюленчик оказался образом покоя, доброты, связи с водой, милой слабости синего цветоиредпочтения.

6) Выбор волка не менее ярко отразил мудрость, силу воли связанную с зеленым цветовыбором.

7) Жизнерадостный дельфин, резвящийся в океане, стал сим­волом желтого цветовыбора.

8) Могучих, полных огня и энергии собак или мчащуюся ло­шадь выбирали те, кто предпочел красный цвет.

Выбор картин также выявил образы, связанные с цветовым пред­почтением. Их можно считать за архетипические или близкие к ним.

1) Черный и серый цветовыбор отличились предпочтением лика с закрытыми глазами («Пиета» Микеланджело, картина Шев­ченко — «Портрет с закрытыми глазами».) Образы черного и серого цвета похожи (закрытые глаза), они говорят нам: «Я не здесь, а в мире своих проблем».

2) Фиолетовый и коричневый изображение луны (Левитан и Куинджи).

3) Синий — небо и вода (Куинджи), зеленый лес (Левитан).

4) Желтый и красный солнечный «Март» Левитана, карти­ны — где много солнца (Жуковский — комната залитая потоками света, красного цвета).

Это архетипические образы нашего микрокосмоса — ночь и день, солнце и луна, земля, вода, небо.

1) Образы полностью совпадают с тем, что мы узнали о цве­товых программах.

2) Левитан и Куинджи — создали архетипические образы рус­ского подсознания.

3) Видна близость образов некоторых пар цветов.

134

Предпочтение образа луны у лиц с коричневым и фиоле­товым цветовыбором стало понятно, когда были найдены му­зыкальные предпочтения такого цветовыбора. Оказалось, что это программы: «Я вспоминаю, я представляю. (Я не здесь, а в подлунном мире памяти или воображения)». Это напоминает систему ЛНП: глаза уходят вверх влево — я вспоминаю, вверх вправо — я представляю.

При анализе 10 тысяч наблюдений выплыли главные архети-пичные образы цветовыбора: ночь, день, солнце, луна, земля, лес, вода, небо, — это символы нашего ближнего космоса.

Мы имеем 4 эмоциональных мира:

1) Мир трагических проработок — черный, серый цветовыбор людей трагического лика;

2) Мир воспоминания и мечты фиолетового и коричневого цветовыбора людей луны (вспоминающие и мечтатели);

3) Реальный мир синего и зеленого — цветовыбор людей земли и воды, людей реальных эмоций;

4) Мир оптимизма и энтузиазма — предпочтения красного и желтого цвета, людей солнца — страстных энергетиков.

6. На выбранной картине надо показать точку, где человеку комфортно, это позволяет глубже воспринять внутренний мир человека.

7. Выбранному животному надо дать эмоциональную харак­теристику.

Часто она оказывается самохарактеристикой. (Оценки желанности и зоологические признаки не нужны — не говорите, что это собачка, я сам вижу, что это не кошечка, не говорите, что она милая, — иначе бы вы ее не выбрали.)

8. Следует знать принцип слепого пятна — выбравшие картины и животных не видят, что это отчасти их самохарактеристика, хотя это заметно окружающим.

9. Признаки тревожности:

1) Работа с диагностическими образами для выявления тревожности.

Выбранные человеком образы можно оценить по двум критериям:

— тревожен — или не тревожен;

— энергичен — или не энергичен.

135

лица.

Женщина выбирает как отрицаемые ряд изображений, и все они несут образ мужской агрессии. Оказалось, что она перенесла насилие. Это воспоминание заставляет ее страдать.

2) Выявление парадоксального состояния.

Если тревожные картины или изображения животных воспри­нимаются как гармоничные, спокойные — это проявление тревож­ности и феномена парадокса.

Искажение адекватной психологической реакции обнаружил русский физиолог Введенский. При измененном состоянии нервной системы (парабозе) отмечается:

— уравнительная фаза — когда сильные и равные воздействия вызывают равный эффект;

— парадоксальная фаза — когда сильное раздражение вызывает слабый эффект, а слабое раздражение вызывает сильную реакцию.

Ярким знаком тревожности является феномен парадокса па­циент оценивает тревожную картину или животное, но не видит очевидного.

Страшная, перекошенная гневом обезьяна кажется молодой женщине веселой. Это знак напряженности. Личная беседа выяви­ла — любимый молодой человек не хочет жениться, не хочет, чтобы она сохранила ребенка.

Перед нами повторение феномена слепого пятна — человек не видит, что похож на выбранное животное, не видит его очевидных негативных черт — тревожности, агрессивности. Возможно, у него самого есть эти черты.

3) Если человек не выбрал тревожных образов, можно показать заведомо тревожные образы и попросить оценить, тревожны или спокойны эти изображения.

4) Предлагается дать оценку животному с неопределенным эмоциональным состоянием.

— Веселое или грустное это животное? — спрашиваете Вы. Ответ пациента отражает его внутреннее состояние.

5) Можно предъявить картины и животных разного типа (энергич­ные, спокойные, умеренно тревожные, трагические, агрессивные хищни­ки, мягкохарактерные существа), предложить оценить по 10-балльной системе — характеризовать эмоциональное состояние образа.

6) Сопоставление архетипических картин и животных с цветовыбором.

8 архетипических картин и животных можно расположить по желанное™ и сопоставить с тестом Люшера.

Мы получаем дополнительные сведения о человеке.

Если эти образы совпали с цветовыбором, мы получаем зримый образ цветовых психологических программ.

Если цветовыбор тревожен, а желанные образы гармоничны, спокойны — у человека есть резервы, началась гармонизация.

Если цветовыбор гармоничен, а желанные картины и животные тревожны — возможно, в памяти сохраняются тревожные образы скрытых проблем.

10. Определение типа восприятия мира.

Если преобладает выбор фотографий — человек более реа­листичен.

Преимущественный выбор картин говорит о преобладании символического восприятия.

И. Тень Юнга. Как узнать недостатки и проблемы человека.

Достаточно попросить кого-то спонтанно оценить выбранное че­ловеком животное. Иногда оценивающий подсознательно подмечает особенности, недостатки и проблемы человека, сделавшего выбор.

12. Метод позволяет не только подстроиться к пациенту, но также узнать восприятие пациентом своего психотерапевта.

(Если симпатичное Вам животное желанно пациенту — у Вас есть нечто общее, и сеанс психотерапии с большей вероятностью будет удачным).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: