Светоцветовой режим помещений и городской застройки

Наряду со световым климатом важное значение имеет световой и светоцветовой режимы помещений, определяющие качество среды, окружающей человека. Цвет является источником информации и одним из главных факторов, раскрывающих впечатление, создаваемое архитектурным произведением. Цвет в архитектуре имеет большое значение, так как позволяет выявить архитектурный образ и его отдельные детали.

Комфортная светоцветовая среда обеспечивает наилучшие условия видимости и восприятия архитектуры зданий.

История знает множество примеров связи солнечного света и цвета с архитектурными решениями зданий. В греческой архитектуре солнечный свет использовался как средство выражения тектоники храма. С помощью света и тени утверждалась ордер-конструктивная и пластическая основа греческого храма. Для зодчих барокко солнечный свет использовался для создания живописных эффектов, соответствующих стилю архитектуры. В русской архитектуре силуэтность и архитектурные формы храмов гармонируют с преобладающим диффузным освещением облачного неба.

Применение цвета в архитектуре в настоящее время становится более активным и его стремятся использовать не только в интерьере, но и в экстерьере. Цвет рассматривается как важный эстетический фактор формирования архитектурной среды. Он обогащает архитектурную среду в отношении информативности, эмоциональности и комфортности. В большинстве случаев цвет играет формообразующую роль в создании архитектурного образа, раскрывающего функцию сооружений.

Архитектурно-художественные требования к цветовой среде состоят в том, чтобы объемно-планировочное и цветовое решение внутреннего пространства здания были увязаны друг с другом и цветовая архитектурно-художественная композиция производила нужное эмоциональное воздействие на человека.

Светоцветовая среда в зданиях создается лучистой энергией естественных и искусственных источников излучения и предопределяет видимость, восприятие и комфортность архитектурных форм и пространства. При создании светоцветовой среды значительная роль отводится инсоляции и солнцезащитным устройствам, а также пластическим и цветовым решениям для освещения экстерьеров и интерьеров здания.

Современный подход к выбору цветов стал зарождаться в 70-е годы прошлого столетия, когда в 1962 г. появились первые материалы по нормированию цвета - «Указания СН 181-61», в которые предусматривали рекомендации по рациональной окраске и подбору цветов облицовочных материалов стен, потолков, стропильных ферм и балок, а также технологического оборудования в целях улучшения условий труда в производственных помещениях.

В 1972 г. были введены в действие переработанные «Указания по проектированию цветовой отделке интерьеров производственных зданий промышленных предприятий (СН 181-70). В помощь проектировщикам были выпущены дополнения к руководству по цветовой отделке интерьеров жилых, лечебных и других общественных зданий, на основании которых отделка интерьеров должна проектироваться на основе общего архитектурно-композиционного замысла с учетом психофизиологического воздействия цвета на человека с целью снижения утомляемости и улучшения гигиенических условий труда.

Цвета в зависимости от восприятия их человеком условно подразделяются на холодные (зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и теплые (красный, оранжевый, желтый). При решении интерьера обычно применяют совокупность цветов, которую называют цветовой гаммой. Она может быть холодной, теплой, смешанной или нейтральной в зависимости от преобладания соответствующих цветов.

Выбор цветового решения определяется на основе анализа особенностей среды и характера деятельности человека. Задачи, решаемые с помощью цвета, делятся на три основные группы: А, Б и В.

В группе А цвет обеспечивает психологический комфорт и способствует созданию комфортных условий функционирования организма человека. Он компенсирует неблагоприятное воздействие среды на человека (высокие температуры при работе, неблагоприятный климат местности, плохие санитарно-гигиенические условия и др.).

В группе Б цвет участвует в организации систем средств визуальной коммуникации. Он используется при проектировании городской застройки, в производственных цехах, торговых залах и т.п.

В группе В цвет выступает как важнейший фактор эмоционально-эстетического воздействия при функциональной организации цветового окружения, цветового решения с объемно- пространственной композицией.

Однако светоцветовые задачи должны решаться комплексно, так как на формирование цветового окружения влияет одновременно целый ряд взаимосвязанных факторов.

В результате проведенных исследований была выявлена так называемая гамма «оптимальных» цветов, применение которых способствует улучшению условий работы зрения при высокой зрительной работоспособности. К ней относятся: желто-зеленые, зеленовато-голубые и белые цвета. Это объясняется тем, что человек исторически развивался в условиях природного цветового окружения, в котором преобладали зеленые и голубоватые цвета. Однако применение небольшой группы «оптимальных» цветов создает однообразную монотонную обстановку, которая отрицательно влияет на человека.

Поэтому при цветовой отделке необходимо руководствоваться следующими основными факторами:

- особенностью среды и характера деятельности человека, которые зависят от технологического процесса, условий зрительной работы и условий освещения;

- архитектурных особенностей объекта - формы, размера, пропорций, конструктивного решения, инженерных коммуникаций и др.

Методика разработки светоцветового решения проектируемого объекта состоит в последовательности выполнения ряда задач:

- выбора цветовой гаммы и разработки цветовой схемы с учетом освещения помещений;

- определения характера функциональной окраски и систем визуальной коммуникации;

- проведения технико-экономического расчета.

На первом этапе работы устанавливается социальная значимость объекта и характер деятельности в нем человека. Оценивается объемно-пространственная структура объекта, характер зрительной работы, условия освещения и внешнее окружение. Устанавливаются нормируемые значения по естественному и искусственному освещению, а также требования по технике безопасности, санитарно-гигиенические требования и психофизиологические особенности людей, для которых предназначен объект. На основе комплексного анализа особенностей проектируемого объекта выявляются главенствующие факторы, определяющие основные характеристики светоцветового решения помещения (выбор варианта цветовой гаммы, приемов освещения и осветительной установки).

При работе на втором этапе решаются вопросы по определению цветовой насыщенности, количества цвета, цветового контраста, цветовой гаммы и цветовой гармонии в помещениях. С помощью атласов цветов подбираются фактура и тектстура отделочных материалов для стен потолка, пола, мебели и оборудования. Устанавливаются цветовые характеристики используемых искусственных источников света и осветительных приборов, определяются типы источников света и осветительных приборов, параметры осветительной установки и места размещения светильников. Разрабатываются варианты форэскизов на базе выбранного диапазона светоцветовых характеристик для естественного и искусственного освещения.

На заключительном этапе выполняются расчеты по архитектурному цветоведению, проверяются расчетно-графическим методом либо в лабораторных условиях данные выбранного форэскиза и возможная его цветовая корректировка. Осуществляется выбор оптимального варианта и его детальная проработка с составлением пояснительной записки с изложением в ней требований к светоцветовой среде, обоснования выбранных светоцветовых характеристик, соответствующих расчетов, эскизов, таблиц колеров с цветовыми параметрами.

Для некоторых интерьеров необходимо предусматривать предупреждающую окраску, знаки безопасности, цветовую сигнализацию и др., которые способствуют снижению травматизма на производстве и успешно решают задачи цветового оформления внутреннего пространства.

Технологический процесс производства и климатический район места строительства в значительной мере влияют на цветовой климат помещений. Обычно теплую гамму цветов применяют в не отапливаемых цехах, в помещениях без естественного освещения и в производственных зданиях, расположенных в холодном климате. Холодную гамму используют в производственных помещениях с большими тепловыделениями в любом климате или на предприятиях, расположенных в жарком климате. Холодную гамму цветов применяют при умственной работе, требующей постоянной сосредоточенности, а теплую - при высоких темпах ручного труда или при работах, требующих периодически большой умственной или физической нагрузки.

В шумных помещениях следует отдавать предпочтение спокойным цветам: зеленым или синим, так как они нейтрализуют возбуждение человека.

С помощью цвета можно зрительно изменять размеры архитектурных объемов или зрительно увеличивать глубину пространства, например, применяя в отделке торцевых стен зеленые, зеленовато-голубые и голубые цвета малой насыщенности или белый цвет. В то же время, используя в отделке торцевых стен желтых, оранжевых, красных и других теплых цветов средней насыщенности, можно получить замкнутое пространство.

При окраске потолка в теплый интенсивный цвет высота помещений зрительно снижается, а при окраске в светлый холодный цвет - повышается.

Повышая яркость стены или устраивая в ней искусственно подсвечиваемые витражи, можно создать иллюзию раскрытия внутреннего пространства наружу.

С помощью солнцезащитных устройств можно изменять цветовые и спектральные характеристики естественного света, проникающего в помещение.

Подобным образом можно использовать светотехнические отражатели, различные рассеиватели, абажуры светильников и решетки, анодированные золотистой или серебряной краской, которые перекрывают световой поток искусственного освещения и оказывают существенное влияние на цветность излучения.

При разработке проекта цветового решения интерьера значительное место отводится источникам искусственного освещения, к которым предъявляются требования по обеспечению благоприятных условий зрительной работы и положительного психоэмоционального воздействия на человека. Критерием оценки выбора источников света является экономический фактор, который определяется не только световой отдачей ламп и стоимостью осветительной установки, а прежде всего ее работоспособностью и степенью утомляемости работающих. Выбор ламп в зависимости от характера зрительной работы осуществляется по табл. 3.42.

При выборе цветовой отделки и освещения помещений зрелищных учреждений, залов заседаний и др. основное внимание следует уделять гармоничности цветовых сочетаний и цветности излучения источников освещения. Для этого могут быть использованы люминесцентные лампы типа ЛТБЦ, галогенные лампы накаливания или смешанные источники (люминесцентные холодные лампы с лампами накаливания), которые сохраняют естественный цвет кожи и лица человека и все цветовое окружение.

Таблица 3.42

Рекомендуемые цветовые характеристики искусственных источников освещения

интерьеров в зависимости от характера зрительной работы

    Характери- стика зрительной работы     Уровень освещенности в системе общего освещения, Е, лк Минимальный общий индекс цветопередачи источников света для зданий, R а Диапазон температуры источников света, Т, К, для зданий   Рекомендуемые типы источников света для зданий  
произ- вод- ствен- ных общест- венных произ- вод- ствен- ных общест- венных произ- вод- ствен- ных общест- венных
Контроль цвета с очень высокими требованиями к цветоразличе- нию на швейных и текстильных фабриках, изготовление красок, кабинеты врачей     300 и более             5000-     5000-     ЛДЦ, ЛДЦ УФ, ЛХЕ     ЛХЕ, ЛДЦ, ЛДЦ УФ
Сопоставление цветов с высокими требованиями к цветоразличе- нию (контроль сырья на заводах, ткацкие фабрики, выставочные залы, специализированные магазины и т.д.)     300 и более             4000-     4000-     ЛДЦ, ЛДЦ УФ, ЛХЕ, ЛЕ, ДРИ     ЛЕ, ЛДЦ, ЛДЦ УФ, ЛХЕ
Различение цветовых объектов без контроля и сопоставления (сборка радиоаппаратуры, переплетные цехи, столовые и т.п.) 300 и более     От 150 до 300     Менее 150                 3000-   3000-4500   2700-3500 3500-   3000-4500   2700-3500 ЛБ, ДРИ, ЛХБ,   ЛБ, ДРИ, ЛХБ, ЛБ, ДРИ, ЛН, КГ, ДРЛ ЛБ, ЛХБ, ЛЕ   ЛБ, ЛХБ, ЛЕ   ЛБ, ЛН
  Работа с ахроматическими объектами (механическая обработка металлов и пластмасс, сборка машин и инструментов и т.п.) 500 и более   От 300 до 500   От 150 до 300   Менее 150                     3500-6500   3500-6500   3000-4500     2100-3500 3500-6500   3500-6000   3000-4500     2700-3500 ЛБ, ДРИ, ЛХБ,   ЛБ, ДРИ, ЛХБ,ДРЛ   ЛБ,ЛХБ, ДРЛ,   ЛБ,ЛТБ, ЛН КГ, ДРИ,ДНаТ ЛБ, ЛХБ, ЛЕ, ДРИ   ЛБ, ЛХБ, ЛЕ, ДРИ   ЛБ,ЛХБ, ЛЕ,   ЛБ,ЛТБЦ, ЛН  
Общее восприятие интерьера (фойе, вестибюли, залы театров и кинотеатров и т.п.)   150 и более       2700-4000   2700-4000   ЛБ, ДРИ, ЛХБ,ЛН, ЛЕ,ЛТЦБ   ЛБ, ЛТБЦ, ЛН, ЛЕ, ЛН+ЛДЦ

Особенно сложно создать светоцветовой комфорт для современных городов, где зачастую наблюдаются крайности: либо монотонность и ахроматичность, либо излишняя пестрота. Беспорядочное и в большом количестве распределение цвета высокой насыщенности не дает четкого представления о реальной структуре города.

В последнее время цвет начали использовать в условиях заводского домостроения, чтобы придать отдельным домам или комплексу зданий индивидуальный облик. Для цветовой отделки стали применять новые отделочные материалы: керамические фасадные плитки, композитные панели, различные лакокрасочные покрытия, цветное стекло и др. В практике строительства стал использоваться принцип цветового акцентирования, основанный на выделении высотных доминант и горизонтальных малоэтажных объектов.

Значительное внимание цветовой архитектуре городов уделяли известные архитекторы: Ле Корбюзье, Андре Сива и др. В настоящее время в городах Франции, Германии, Италии и других стран цвет используется в масштабах целых районов.

Для цветовой отделки фасадов зданий рекомендуют некоторые приемы цветового решения проверенные на практике:

- для фасадов, ориентированных на юг, целесообразно использовать более насыщенные цвета, чем для фасадов, ориентированных на север;

- для организации светотени на фасадах с рельефными тектстурами рекомендуют использовать светлые тона;

- цветовое решение здания должно соответствовать его тектонике: архитектурно «тяжелый» цоколь целесообразно окрасить более «тяжелым» цветом, а тонкий несущий каркас - требует «легкой» окраски.

Для создания выразительного светоцветового решения в темное время суток необходимо правильно выбрать источник света и осветительные приборы. Рекомендуется придерживаться следующих положений:

- для цветного освещения лучше использовать источники света различного состава с учетом цвета облицовочных материалов фасада здания;

- соответствующим подбором источников цвета можно создать цветовое решение, которое принципиально отличается от дневного;

- ниши, лоджии, порталы и т.п. допускается освещать источниками света, отличными по цветности от источников освещения основного фасада;

- необходимо проверять лампы, предназначенные для освещения фасада большой площади, так как одни и те же типы ламп могут существенно отличаться по спектральному составу излучения.

Для цветного освещения городов актуальным становится использование газосветных цветных установок, которые в виде светящихся рекламных надписей, панно, вывесок, рисунков и фигур размещаются на крышах и фасадах зданий. С этой целью применяются лампы накаливания в окрашенных колбах или разноцветные газосветные трубки.

Освещение цветным светом водяных струй фонтанов осуществляется герметичными зеркальными лампами с цветными светофильтрами. Для освещения зелени парков и скверов следует применять дуговые ртутно-люминесцентные лампы (ДРЛ), которые придают зелени праздничную окраску и свежесть.

Для придания зданию декоративной «теплой» подсветки используют осветительные приборы с натриевыми лампами низкого давления, обладающие ярко-оранжевой цветностью излучения.

Значительное внимание необходимо уделять при выборе цветовых решений зданий, расположенных в северных и южных климатических районах. Для районов с холодным климатом рекомендуется использовать теплую гамму цветов, а для южных - холодные оттенки. Это связано с психофизическим воздействием цвета на человека и предпочтением этих цветов у северных и южных народов.

Для придания городской застройки индивидуальности и архитектурной выразительности необходима целенаправленная разработка светоцветовой среды с предварительным анализом традиций архитектурной исторически ценной застройки, климатических особенностей и функционального назначения архитектурных объектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: