Наряду со световым климатом важное значение имеет световой и светоцветовой режимы помещений, определяющие качество среды, окружающей человека. Цвет является источником информации и одним из главных факторов, раскрывающих впечатление, создаваемое архитектурным произведением. Цвет в архитектуре имеет большое значение, так как позволяет выявить архитектурный образ и его отдельные детали.
Комфортная светоцветовая среда обеспечивает наилучшие условия видимости и восприятия архитектуры зданий.
История знает множество примеров связи солнечного света и цвета с архитектурными решениями зданий. В греческой архитектуре солнечный свет использовался как средство выражения тектоники храма. С помощью света и тени утверждалась ордер-конструктивная и пластическая основа греческого храма. Для зодчих барокко солнечный свет использовался для создания живописных эффектов, соответствующих стилю архитектуры. В русской архитектуре силуэтность и архитектурные формы храмов гармонируют с преобладающим диффузным освещением облачного неба.
|
|
Применение цвета в архитектуре в настоящее время становится более активным и его стремятся использовать не только в интерьере, но и в экстерьере. Цвет рассматривается как важный эстетический фактор формирования архитектурной среды. Он обогащает архитектурную среду в отношении информативности, эмоциональности и комфортности. В большинстве случаев цвет играет формообразующую роль в создании архитектурного образа, раскрывающего функцию сооружений.
Архитектурно-художественные требования к цветовой среде состоят в том, чтобы объемно-планировочное и цветовое решение внутреннего пространства здания были увязаны друг с другом и цветовая архитектурно-художественная композиция производила нужное эмоциональное воздействие на человека.
Светоцветовая среда в зданиях создается лучистой энергией естественных и искусственных источников излучения и предопределяет видимость, восприятие и комфортность архитектурных форм и пространства. При создании светоцветовой среды значительная роль отводится инсоляции и солнцезащитным устройствам, а также пластическим и цветовым решениям для освещения экстерьеров и интерьеров здания.
Современный подход к выбору цветов стал зарождаться в 70-е годы прошлого столетия, когда в 1962 г. появились первые материалы по нормированию цвета - «Указания СН 181-61», в которые предусматривали рекомендации по рациональной окраске и подбору цветов облицовочных материалов стен, потолков, стропильных ферм и балок, а также технологического оборудования в целях улучшения условий труда в производственных помещениях.
|
|
В 1972 г. были введены в действие переработанные «Указания по проектированию цветовой отделке интерьеров производственных зданий промышленных предприятий (СН 181-70). В помощь проектировщикам были выпущены дополнения к руководству по цветовой отделке интерьеров жилых, лечебных и других общественных зданий, на основании которых отделка интерьеров должна проектироваться на основе общего архитектурно-композиционного замысла с учетом психофизиологического воздействия цвета на человека с целью снижения утомляемости и улучшения гигиенических условий труда.
Цвета в зависимости от восприятия их человеком условно подразделяются на холодные (зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и теплые (красный, оранжевый, желтый). При решении интерьера обычно применяют совокупность цветов, которую называют цветовой гаммой. Она может быть холодной, теплой, смешанной или нейтральной в зависимости от преобладания соответствующих цветов.
Выбор цветового решения определяется на основе анализа особенностей среды и характера деятельности человека. Задачи, решаемые с помощью цвета, делятся на три основные группы: А, Б и В.
В группе А цвет обеспечивает психологический комфорт и способствует созданию комфортных условий функционирования организма человека. Он компенсирует неблагоприятное воздействие среды на человека (высокие температуры при работе, неблагоприятный климат местности, плохие санитарно-гигиенические условия и др.).
В группе Б цвет участвует в организации систем средств визуальной коммуникации. Он используется при проектировании городской застройки, в производственных цехах, торговых залах и т.п.
В группе В цвет выступает как важнейший фактор эмоционально-эстетического воздействия при функциональной организации цветового окружения, цветового решения с объемно- пространственной композицией.
Однако светоцветовые задачи должны решаться комплексно, так как на формирование цветового окружения влияет одновременно целый ряд взаимосвязанных факторов.
В результате проведенных исследований была выявлена так называемая гамма «оптимальных» цветов, применение которых способствует улучшению условий работы зрения при высокой зрительной работоспособности. К ней относятся: желто-зеленые, зеленовато-голубые и белые цвета. Это объясняется тем, что человек исторически развивался в условиях природного цветового окружения, в котором преобладали зеленые и голубоватые цвета. Однако применение небольшой группы «оптимальных» цветов создает однообразную монотонную обстановку, которая отрицательно влияет на человека.
Поэтому при цветовой отделке необходимо руководствоваться следующими основными факторами:
- особенностью среды и характера деятельности человека, которые зависят от технологического процесса, условий зрительной работы и условий освещения;
- архитектурных особенностей объекта - формы, размера, пропорций, конструктивного решения, инженерных коммуникаций и др.
Методика разработки светоцветового решения проектируемого объекта состоит в последовательности выполнения ряда задач:
- выбора цветовой гаммы и разработки цветовой схемы с учетом освещения помещений;
- определения характера функциональной окраски и систем визуальной коммуникации;
- проведения технико-экономического расчета.
На первом этапе работы устанавливается социальная значимость объекта и характер деятельности в нем человека. Оценивается объемно-пространственная структура объекта, характер зрительной работы, условия освещения и внешнее окружение. Устанавливаются нормируемые значения по естественному и искусственному освещению, а также требования по технике безопасности, санитарно-гигиенические требования и психофизиологические особенности людей, для которых предназначен объект. На основе комплексного анализа особенностей проектируемого объекта выявляются главенствующие факторы, определяющие основные характеристики светоцветового решения помещения (выбор варианта цветовой гаммы, приемов освещения и осветительной установки).
|
|
При работе на втором этапе решаются вопросы по определению цветовой насыщенности, количества цвета, цветового контраста, цветовой гаммы и цветовой гармонии в помещениях. С помощью атласов цветов подбираются фактура и тектстура отделочных материалов для стен потолка, пола, мебели и оборудования. Устанавливаются цветовые характеристики используемых искусственных источников света и осветительных приборов, определяются типы источников света и осветительных приборов, параметры осветительной установки и места размещения светильников. Разрабатываются варианты форэскизов на базе выбранного диапазона светоцветовых характеристик для естественного и искусственного освещения.
На заключительном этапе выполняются расчеты по архитектурному цветоведению, проверяются расчетно-графическим методом либо в лабораторных условиях данные выбранного форэскиза и возможная его цветовая корректировка. Осуществляется выбор оптимального варианта и его детальная проработка с составлением пояснительной записки с изложением в ней требований к светоцветовой среде, обоснования выбранных светоцветовых характеристик, соответствующих расчетов, эскизов, таблиц колеров с цветовыми параметрами.
Для некоторых интерьеров необходимо предусматривать предупреждающую окраску, знаки безопасности, цветовую сигнализацию и др., которые способствуют снижению травматизма на производстве и успешно решают задачи цветового оформления внутреннего пространства.
Технологический процесс производства и климатический район места строительства в значительной мере влияют на цветовой климат помещений. Обычно теплую гамму цветов применяют в не отапливаемых цехах, в помещениях без естественного освещения и в производственных зданиях, расположенных в холодном климате. Холодную гамму используют в производственных помещениях с большими тепловыделениями в любом климате или на предприятиях, расположенных в жарком климате. Холодную гамму цветов применяют при умственной работе, требующей постоянной сосредоточенности, а теплую - при высоких темпах ручного труда или при работах, требующих периодически большой умственной или физической нагрузки.
|
|
В шумных помещениях следует отдавать предпочтение спокойным цветам: зеленым или синим, так как они нейтрализуют возбуждение человека.
С помощью цвета можно зрительно изменять размеры архитектурных объемов или зрительно увеличивать глубину пространства, например, применяя в отделке торцевых стен зеленые, зеленовато-голубые и голубые цвета малой насыщенности или белый цвет. В то же время, используя в отделке торцевых стен желтых, оранжевых, красных и других теплых цветов средней насыщенности, можно получить замкнутое пространство.
При окраске потолка в теплый интенсивный цвет высота помещений зрительно снижается, а при окраске в светлый холодный цвет - повышается.
Повышая яркость стены или устраивая в ней искусственно подсвечиваемые витражи, можно создать иллюзию раскрытия внутреннего пространства наружу.
С помощью солнцезащитных устройств можно изменять цветовые и спектральные характеристики естественного света, проникающего в помещение.
Подобным образом можно использовать светотехнические отражатели, различные рассеиватели, абажуры светильников и решетки, анодированные золотистой или серебряной краской, которые перекрывают световой поток искусственного освещения и оказывают существенное влияние на цветность излучения.
При разработке проекта цветового решения интерьера значительное место отводится источникам искусственного освещения, к которым предъявляются требования по обеспечению благоприятных условий зрительной работы и положительного психоэмоционального воздействия на человека. Критерием оценки выбора источников света является экономический фактор, который определяется не только световой отдачей ламп и стоимостью осветительной установки, а прежде всего ее работоспособностью и степенью утомляемости работающих. Выбор ламп в зависимости от характера зрительной работы осуществляется по табл. 3.42.
При выборе цветовой отделки и освещения помещений зрелищных учреждений, залов заседаний и др. основное внимание следует уделять гармоничности цветовых сочетаний и цветности излучения источников освещения. Для этого могут быть использованы люминесцентные лампы типа ЛТБЦ, галогенные лампы накаливания или смешанные источники (люминесцентные холодные лампы с лампами накаливания), которые сохраняют естественный цвет кожи и лица человека и все цветовое окружение.
Таблица 3.42
Рекомендуемые цветовые характеристики искусственных источников освещения
интерьеров в зависимости от характера зрительной работы
Характери- стика зрительной работы | Уровень освещенности в системе общего освещения, Е, лк | Минимальный общий индекс цветопередачи источников света для зданий, R а | Диапазон температуры источников света, Т, К, для зданий | Рекомендуемые типы источников света для зданий | |||
произ- вод- ствен- ных | общест- венных | произ- вод- ствен- ных | общест- венных | произ- вод- ствен- ных | общест- венных | ||
Контроль цвета с очень высокими требованиями к цветоразличе- нию на швейных и текстильных фабриках, изготовление красок, кабинеты врачей | 300 и более | 5000- | 5000- | ЛДЦ, ЛДЦ УФ, ЛХЕ | ЛХЕ, ЛДЦ, ЛДЦ УФ | ||
Сопоставление цветов с высокими требованиями к цветоразличе- нию (контроль сырья на заводах, ткацкие фабрики, выставочные залы, специализированные магазины и т.д.) | 300 и более | 4000- | 4000- | ЛДЦ, ЛДЦ УФ, ЛХЕ, ЛЕ, ДРИ | ЛЕ, ЛДЦ, ЛДЦ УФ, ЛХЕ | ||
Различение цветовых объектов без контроля и сопоставления (сборка радиоаппаратуры, переплетные цехи, столовые и т.п.) | 300 и более От 150 до 300 Менее 150 | 3000- 3000-4500 2700-3500 | 3500- 3000-4500 2700-3500 | ЛБ, ДРИ, ЛХБ, ЛБ, ДРИ, ЛХБ, ЛБ, ДРИ, ЛН, КГ, ДРЛ | ЛБ, ЛХБ, ЛЕ ЛБ, ЛХБ, ЛЕ ЛБ, ЛН | ||
Работа с ахроматическими объектами (механическая обработка металлов и пластмасс, сборка машин и инструментов и т.п.) | 500 и более От 300 до 500 От 150 до 300 Менее 150 | 3500-6500 3500-6500 3000-4500 2100-3500 | 3500-6500 3500-6000 3000-4500 2700-3500 | ЛБ, ДРИ, ЛХБ, ЛБ, ДРИ, ЛХБ,ДРЛ ЛБ,ЛХБ, ДРЛ, ЛБ,ЛТБ, ЛН КГ, ДРИ,ДНаТ | ЛБ, ЛХБ, ЛЕ, ДРИ ЛБ, ЛХБ, ЛЕ, ДРИ ЛБ,ЛХБ, ЛЕ, ЛБ,ЛТБЦ, ЛН | ||
Общее восприятие интерьера (фойе, вестибюли, залы театров и кинотеатров и т.п.) | 150 и более | 2700-4000 | 2700-4000 | ЛБ, ДРИ, ЛХБ,ЛН, ЛЕ,ЛТЦБ | ЛБ, ЛТБЦ, ЛН, ЛЕ, ЛН+ЛДЦ |
Особенно сложно создать светоцветовой комфорт для современных городов, где зачастую наблюдаются крайности: либо монотонность и ахроматичность, либо излишняя пестрота. Беспорядочное и в большом количестве распределение цвета высокой насыщенности не дает четкого представления о реальной структуре города.
В последнее время цвет начали использовать в условиях заводского домостроения, чтобы придать отдельным домам или комплексу зданий индивидуальный облик. Для цветовой отделки стали применять новые отделочные материалы: керамические фасадные плитки, композитные панели, различные лакокрасочные покрытия, цветное стекло и др. В практике строительства стал использоваться принцип цветового акцентирования, основанный на выделении высотных доминант и горизонтальных малоэтажных объектов.
Значительное внимание цветовой архитектуре городов уделяли известные архитекторы: Ле Корбюзье, Андре Сива и др. В настоящее время в городах Франции, Германии, Италии и других стран цвет используется в масштабах целых районов.
Для цветовой отделки фасадов зданий рекомендуют некоторые приемы цветового решения проверенные на практике:
- для фасадов, ориентированных на юг, целесообразно использовать более насыщенные цвета, чем для фасадов, ориентированных на север;
- для организации светотени на фасадах с рельефными тектстурами рекомендуют использовать светлые тона;
- цветовое решение здания должно соответствовать его тектонике: архитектурно «тяжелый» цоколь целесообразно окрасить более «тяжелым» цветом, а тонкий несущий каркас - требует «легкой» окраски.
Для создания выразительного светоцветового решения в темное время суток необходимо правильно выбрать источник света и осветительные приборы. Рекомендуется придерживаться следующих положений:
- для цветного освещения лучше использовать источники света различного состава с учетом цвета облицовочных материалов фасада здания;
- соответствующим подбором источников цвета можно создать цветовое решение, которое принципиально отличается от дневного;
- ниши, лоджии, порталы и т.п. допускается освещать источниками света, отличными по цветности от источников освещения основного фасада;
- необходимо проверять лампы, предназначенные для освещения фасада большой площади, так как одни и те же типы ламп могут существенно отличаться по спектральному составу излучения.
Для цветного освещения городов актуальным становится использование газосветных цветных установок, которые в виде светящихся рекламных надписей, панно, вывесок, рисунков и фигур размещаются на крышах и фасадах зданий. С этой целью применяются лампы накаливания в окрашенных колбах или разноцветные газосветные трубки.
Освещение цветным светом водяных струй фонтанов осуществляется герметичными зеркальными лампами с цветными светофильтрами. Для освещения зелени парков и скверов следует применять дуговые ртутно-люминесцентные лампы (ДРЛ), которые придают зелени праздничную окраску и свежесть.
Для придания зданию декоративной «теплой» подсветки используют осветительные приборы с натриевыми лампами низкого давления, обладающие ярко-оранжевой цветностью излучения.
Значительное внимание необходимо уделять при выборе цветовых решений зданий, расположенных в северных и южных климатических районах. Для районов с холодным климатом рекомендуется использовать теплую гамму цветов, а для южных - холодные оттенки. Это связано с психофизическим воздействием цвета на человека и предпочтением этих цветов у северных и южных народов.
Для придания городской застройки индивидуальности и архитектурной выразительности необходима целенаправленная разработка светоцветовой среды с предварительным анализом традиций архитектурной исторически ценной застройки, климатических особенностей и функционального назначения архитектурных объектов.