Правило первое. При разработке стратегии компании обязательно определите центральную проблему своей политики в отношениях с населением, с существующими и потенциальными потребителями ваших идей, товаров и услуг.
Известный модельер Михаил Воронин, принимая решение разработке и производстве новой коллекции престижной одежды сформулировал центральную проблему таким образом: «Нужно научить людей, население грамотно и красиво одеваться!». Это означало: «Нужно потратить время и деньги на перевоспитание контингента покупателей, который уже привык к отечественным и турецким моделям одежды». Отсюда вытекала главная задача, без решения которой вся идея обязательно бы провалилась. Без соответствующих покупателей фирма просто бы обанкротилась или, чтобы выжить, вынуждена была бы отказаться от разработанного М. Ворониным стиля и вернуться к ходовым «турецким моделям».
Правило второе. Позиционируйте свое предложение (идею, фирму, товар или услугу) для конкретного контингента потребителей, определите свою «целевую аудиторию» и сформулируйте ключевое сообщение именно для нее.
|
|
В качестве примера автор приводит английскую фирму, которая 50 лет производила бытовые газовые плиты и последние годы ориентировала свою продукцию на домохозяек старшего поколения иди людей, живущих по старинке. Это категория людей, не очень заботящихся о качестве своего приготовления, а другая— бедные люди, которые просто не могли купить электрическую или СВЧ-плиту. Таким образом, до последнего времени целевой аудиторией фирмы было население, демонстрирующее излишний консерватизм На кухне и отсталость во взглядах. В общественном мнении — это как бы принижало статус хозяйки современной кухни, а значит, и в глазах многих потенциальных покупателей. При разработке новой конструкции газовой плиты и концепции ее вывода на рынок ставка была сделана на молодежь и домохозяек, идущих в ногу со временем и техническим прогрессом, а особенно, на женщин и мужчин, хорошо и со вкусом готовящих пищу. Высокие технологии, программное и дистанционное управление, новый дизайн и т.п. дали второе дыхание фирме. И теперь весь мир знает, что ее газовые плиты носят имя «Katie»!
Правило третье. Направляйте РR-кампанию не столько на благоприятное освещение истории уже когда-то и с кем-то случившегося, сколько на создание новых событий, чтобы описывать их в соответствии с вашей стратегией и тактикой.
Суть таких акций называют «Созданием информационного повода».
Информационный повод — это событие, которое из новости одной отдельной организации становится «новостью для всех», и в первую очередь, для вашей целевой аудитории. РR-специалист порождает события или ситуации в соответствии с требованиями СМИ, которые должны ухватиться за них и подать их действительно как редкую, неожиданную новость. Чтобы попасть на страницы бумажных или электронных СМИ, новость должна иметь ярко выраженный характер (неважно, ярко положительный или резко отрицательный).
|
|
В деловых РR используются конкурсы, лотереи, викторины, юбилейные и прочие распродажи. Это и спонсорские или благотворительные акции, или даже спровоцированные «скандалы». Одним словом — это должны быть впечатляющие мероприятия. Сегодня возможный спектр информационных поводов для СМИ простирается от впечатляющей меценатской или попечительской поддержки кого-либо до скандалов криминального или авантюрного характера.
14.4. Личное творчество и практические навыки менеджера по рекламе
Основные направления личного творчества менеджера. Помимо творчества в организации работ (анализе ситуаций, планировании, обосновании бюджета и смет затрат, разработке концепций и рекламных идей) личное творчество менеджера, в первую очередь, проявляется в деловой переписке. Деловое письмо первым начинает Прокладывать дорогу товару на рынок, первым начинает формировать имидж фирмы. Фирменный стиль документов, в том числе и бланк для писем, чаще всего разрабатывается с участием менеджера по рекламе. Поэтому так важны здесь — опыт подготовки содержания письма и умелое использование его графических элементов в рекламных целях.
Как правило, бланк предприятия для писем имеет полное название фирмы, логотип (сокращенное название, выполненное в художественной графике) или художественно оформленный фирменный знак и реквизиты для контактов, набранные определенными шрифтами. Как видим, бланк для писем уже несет рекламную функцию, хотя основную миссию выполняет содержание письма.
Много почты уходит через отделения связи. Поэтому менеджер может использовать в рекламных целях еще и почтовые конверты. Но сегодня технические средства позволяют осуществить массовую рассылку писем прямо из офиса. И если это предложение товара или услуг, то его восприятие во многом будет зависеть от качества его составления и оформления. В режиме «директ мейл» (прямая почтовая рассылка) распространяется огромное количество других простейших рекламных материалов, в том числе листовок и проспектов, разработанных самим менеджером по рекламе. И качество их содержимого напрямую зависит от их составителя и оформителя. Именно здесь проявляются его вкусы, знания и навыки подготовки рекламы. Но он не только отправляет рекламу почтой или по каналам связи. Он может раздавать ее на переговорах, деловых встречах, в интервью средствам массовой информации, при работе на выставках и ярмарках. И здесь печатная реклама совмещается с устными формами общения.
В устной рекламе и, особенно, в практике РR большое значение имеют личные контакты и двухсторонние отношения. В устной рекламе при личном общении огромную роль играет одежда и внешний вид, манера поведения, умение вести диалог, знание предмета рекламы и личное обаяние. В устной рекламе представитель фирмы обычно выступает один, без страховки чужими знаниями и опытом, полностью полагаясь только на себя. Это высокое искусство убеждения и иногда одна правильная интонация стоит страницы печатного текста. Устная реклама — один из наиболее трудных видов рекламы. При всем этом личный контакт, даже по телефону, — один из самых действенных видов рекламы. Недостаток общения с клиентами и партнерами нередко порождает непредвиденные ситуации и непонимание друг друга. Поэтому улучшение каналов общения, разработка новых способов обмена информацией, улучшение взаимопонимания сторонами является одной из главных задач любой рекламной акции. Именно поэтому реклама и РR. опираются на теорию общения. В первую очередь теория общения позволяет выявить сбои в передаче информации, в обеспечении уровня ее понимания. Из накопленного багажа практического опыта она предлагает рекомендации по улучшению ситуации. Кроме того, теория общения выявляет такие закономерности, невнимание к которым может вызывать непроизвольные конфликтные ситуации. Так из теории общения, по словам Сэма Блэка, следует, что руководитель за одну беседу не может рассчитывать на восприятие или понимание со стороны своего заместителя более 60% переданной ему информации. В свою очередь, подчиненный заместителя тоже воспримет с первого раза не более 60% того, что тот попытается ему передать и объяснить. И если цепочка управления состоит из пяти звеньев, то последнее из них усвоит или поймет только 8—13% того, что на самом деле исходило от главного источника. А поскольку каждый из нас недостаток информации или ее недопонимание восполняет своим творчеством, то в последнем звене управления может оказаться от 87 до 93% искаженной информации и представлений о ситуации. Такое положение вещей грозит катастрофой для процесса управления. И этого не происходит только потому, что у нижних звеньев большой практический опыт, хорошая интуиция, правильная ориентация в реальных ситуациях и возможность повторного и даже многократного получения дополнительных разъяснений. Причем, если использовать одновременно несколько каналов общения, результаты оказываются лучше, чем при простом сложении степени понимания по отдельным каналам. Общение, при котором информация будет максимально воспринята, правильно понята и точно исполнена, — это большое искусство. Но сегодня оно все больше опирается на науку. Над решением загадок общения сейчас работает много специалистов во всем мире.
|
|
Сэм Блэк, например, предлагает девять правил эффективного общения1:
|
|
1. Всегда настаивайте на правдивой и полной информации.
2. Сообщение всегда должно быть максимально простым и понятным.
3. Не преувеличивайте ничего, не набивайте цену.
4. Помните, что половина аудитории и клиентов — женщины.
5. На каждом этапе старайтесь быть конструктивным и убедительным.
6. Делайте общение увлекательным. Избегайте обыденности и скуки, не допускайте излишней сухости в отношениях.
7. Общение не должно быть слишком вычурным и экстравагантным.
8. Не жалейте времени на выяснение общественного мнения.
9. Обеспечьте непрерывность общения и выяснения общественного мнения.
Над эффективностью общения должен думать каждый специалист, участвующий в процессах организации общения и связанный с проблемами понимания информации. Готовясь к дискуссии, представьте себе степень ее возможной сложности и заранее посмотрите, какие из приведенных ниже приемов и на каких этапах вам лучше использовать в беседе с конкретными людьми:
• детальное объяснение,
• объективная справка,
• характеристика,
• иллюстрация примерами,
• расстановка акцентов,
• логическая аналогия,
• образное сравнение,
• противопоставление аргументов,
• «контрастирующий фон»,
• перевертывание «пирамиды доводов»,
• «эластичная защита»,
• локализация событий,
• прямое комментирование и косвенные отклики.
К устной рекламе тесно примыкают радио, озвученная и радиореклама: Но в основе радиорекламы лежит предварительно подготовленный текст с утилитарной смысловой и интонационной или музыкальной эмоционально-чувственной окраской.
Текст радиорекламы, как и в других видах рекламы, может выполнять множество функций, но его главная задача: заинтересовать (или заинтриговать) слушателя предложением, довести до понимания суть предложения и показать данное предложение более притягательным, чем множество других.
Это проще делается, если известен «портрет» слушателя, например, потенциального покупателя. Поэтому удобнее всего предлагать и продавать товар друзьям и знакомым. Труднее составить текст для безличностной и безадресной рекламы. В таких случаях нужно выбрать определенную категорию лиц и представить себе обобщенный портрет по известным характеристикам, т.е. направить рекламу на определенный тип личностей: сельский житель, различные категории горожан — женщины или мужчины средних лет, дети, молодежь, родители, пенсионеры, бизнесмены, предприниматели, научные работники и т.п. Здесь автор рекламы не соревнуется в дискуссии с конкретной личностью как в устной рекламе, а передает сообщение категории личностей, ориентируясь на ее обобщенный портрет с характерными потребностями, традициями и привычками.
Для «среднего американца» очень важна и всегда на первом месте выгода. У «среднего россиянина» больше стихийной доброжелательности, и он способен на поступок, скорее, высоко оцениваемый в моральном плане, чем в плане материальной выгоды. Значит, в рекламном предложении нужно эту особенность максимально использовать, не забывая при этом и о выгодности приобретения. Знание нужд, привычек и вкусов отдельных категории — позволяет оперировать ими в тексте рекламы, а не проецировать на них свои вкусы и предпочтения. Для молодежи — это упор на моду и престиж в кругу сверстников. Для девушек — упор на возможность усиления обаяния и очарования, то есть на повышение влияния на мужское окружение.
В радиорекламе часто приходится решать вопрос, какой дли-. тельности должен быть текст: 15—30 сек, 1—2 мин. или более? Так как стоимость радиорекламы не столь дорога, как на телевидении, здесь вопрос о длительности текста чаще решается в зависимости от технической сложности предлагаемого товара или от его стоимости. Чем технически сложнее товары и дороже, тем меньше у них потенциальных покупателей, тем больше нужно времени на внушение и убеждение, тем больше нужно дать характеристик и потребительских свойств. Здесь, естественно, текст рекламы будет длительнее. Но всегда нужно стремиться к предельной краткости и лаконичности за счет средств выразительности.
Мало выучить наизусть правила и методы эффективной организации сообщения и передачи информации. Специальными упражнениями и тренировкой их систематическое и последовательное использование в реальной жизни в совокупности с приемами информирования, убеждения и внушения нужно довести еще и до автоматизма. Также до автоматизма нужно довести и навыки использования контраргументов. Контрреклама не только использует готовый арсенал средств самой рекламы, но и, конечно ищет и вырабатывает свои собственные, присущие только ей доводы, методы и приемы. Контрреклама еще в зачаточном состоянии, но у нее уже сложились в решении своих специфических задач определенные принципы, такие как: «Истина — против заблуждения», «Правда — против правдоподобия», «Большая правда — против маленькой лжи» и т.д. Эти принципы трансформируются в приемы: «предупреждение», «упреждение», «разубеждение», «переубеждение», «опровержение», «разоблачение», «развенчание».
Еще больше методов и приемов обработки визуальной (образно- иллюстративной) информации. Их и раньше трудно было перечислить и описать. А сегодня у рекламиста на вооружении помимо ручной графики, живописи, фотографии и полиграфии — струйные и лазерные принтеры, сканнеры и плоттеры, цветные ксероксы, видеотехника, компьютерная графика, электронные устройства для монтажа звуковых и видеоэффектов, редактирования изобразительного и динамического ряда, лазерная техника и технологии, опто-электроника. Все это настолько расширило выразительные возможности художников, сценаристов и режиссеров рекламы, что с трудом поддается систематизации и освоению одним человеком. Он может, конечно, специализироваться в какой-нибудь области применения этих средств. Но чтобы использовать эти средства комплексно, менеджер предприятия по рекламе и выставкам вынужден обращаться к профессионалам. Тем не менее знание особенностей использования этих средств ему необходимо, чтобы грамотно сделать заказ профессионалам, правильно и понятно оформить задание. А затем он должен суметь так направить их творчество, чтобы получить то, что он задумывал, а не то, что получилось у них в силу недопонимания требований или по причине чьей-то персональной непредусмотренной инициативы.
Основные этапы художественного творчества менеджера. При создании действенного рекламного послания, прежде всего, встает задача его творческого воплощения на носителе или в материале. Законы творчества требуют, чтобы каждый раз реклама, как и любое другое произведение, была подлинным и хорошим оригиналом, то есть отличалась новым содержанием и новой формой выражения. Кроме того, реклама как результат творчества должна отвечать культурным требованиям того общества, для которого она создается. Подходы к творческому решению задачи во многом определяются видами рекламы. Они будут различными для плаката, рекламного фильма, витрины, выставочной экспозиции, так как за каждым из них стоят совершенно разные технологии и требования. Разные задачи решаются разными творческими приемами. Даже при общей рекламной идее каждое рекламное произведение имеет присущее только ему содержание и форму. Большинство творческих процессов идет по двум направлениям: литературному, где основным выразительным элементом является слово, и художественному, оперирующему элементами графики, зрительных образов и символов.
Обе стороны творческого процесса равноценны, хотя могут реализоваться в смысловом единстве неразрывно или совершенно самостоятельно. Они определяют качественный уровень рекламы и конечный результат ее воздействия.
Суть творчества заключается в разработке подобающего конкретному случаю главного выразительного элемента (текст, графика, фото и т.п.) и гармоничного соотношения между литературными и художественными способами выражения идеи рекламного предложения. Поэтому рекламист должен стремиться к тому, чтобы творческий уровень был наивысшим как с литературной, так и с художественной точки зрения. А это означает, что в каждом конкретном случае, чтобы сформулировать идею рекламы, необходимо четко и ясно представить цели и задачи рекламного послания. Это довольно сложный процесс, но его можно представить в виде трех последовательных этапов:
1. Уяснение рекламной цели. Здесь появляется первая возможность для индивидуального творчества. Наряду с четким определением цели и задачи (работы по достижению цели), необходимо определить характеристики самого предмета рекламы и целевой группы, на которую направляется ее действие.
2. Анализ ситуации, в которой будет осуществляться рекламное воздействие. Недооценка значения этого этапа может привести к неудаче рекламного мероприятия. Изучение ситуации на месте планируемого проведения рекламы позволит при необходимости скорректировать как рекламную концепцию в целом, так и ее творческий замысел. Особенно важен анализ ситуации, когда рекламное мероприятие проводится впервые или в незнакомой обстановке, на малоизученной территории и там, где сталкиваются различные интересы. Полученные материалы изучаются и при этом анализируются пути решения проблем третьего этапа творческого процесса.
3. Разработка рекламной идеи. На этом этапе принимается решение относительно характера рекламного воздействия, его содержания и направленности. Этот этап характеризуется активной творческой деятельностью, так как он обеспечивает воплощение рекламной идеи с учетом материальных, творческих, финансовых и производственных возможностей. Здесь же осуществляется выбор и реализация соответствующих рекламных средств. После разработки и оформления рекламной идеи проводится предварительная оценка ее правильности и действенности. Сочетание профессиональных знаний и мастерства — основное правило рекламной творческой деятельности.
Важнейшие аспекты подготовки рекламного текста. В рекламной практике, чаще всего, встречаются тексты в печатном или рисованном виде. Они могут быть самыми разнообразными по виду, размеру и содержанию. Создание текста в каждом конкретном случае зависит:
— от характера рекламной акции («обращаемся к каждому адресату лично или сбрасываем листовки с вертолета»; «стреляем в каждую птицу или сразу по всей стае»);
— содержания текста («что предлагаем и куда целим»);
— темы (продукты питания, спорт и туризм, здравоохранение и т.п.). К основным творческим принципам создания рекламного текста относятся:
1. Умелый выбор слов. Из богатого словарного запаса нужно уметь выбрать именно те, которые своим значением и смысловыми оттенками в наибольшей степени будут соответствовать раскрытию рекламной идеи.
2. Правильность языка текста. Ошибки, допускаемые в текстах, приносят ущерб не только самой рекламе, но в итоге и рекламисту и рекламодателю.
3. Правильность стиля изложения. Стиль текста зависит от содержания и цели рекламного обращения, а также от индивидуальности автора. К рекламному стилю предъявляют следующие требования:
— исходить из разговорного языка, но без жаргона и вульгарности;
— исключать местные диалекты и особенности, характерные для какой-нибудь местности;
— избегать шаблонных выражений, в том числе, устаревших оборотов речи;
— избегать бессмысленных фраз, которые делают текст нелепым;
— не допускать фразерства официальных сообщений.
4. Краткость текста. Это одно из самых важных требований. Особенно там, где текст составляет с изображением единое целое.
5. Оригинальность текста. Удачный оборот речи и оригинальный прием вызывают интерес читателя, способствуют запоминанию рекламы, повышают действенность рекламного обращения.
6. Задание ритма текста. Человек рожден с чувством ритма и • поэтому бессознательно лучше воспринимает тексты, написанные в определенном ритме. Такой текст легче запоминается. Ритмичными могут быть слоги, слова, фразы и весь текст. Короткие фразы придают тексту динамику, а длинные, наоборот, действуют расхолаживающее.
7. Рифмы и стихи. Рифмы и стихи улучшают запоминаемость. Но плохие рифмы и стихи опасны. Они могут вызвать смех или пренебрежительную улыбку. Удачные — всегда принесут успех рекламе.
8. Исключение балласта. Необходимо исключить из текста все ненужные слова и обороты, не несущие специальной нагрузки, удлиняющие и утяжеляющие чтение. Стилистически опасны: повелительное наклонение, повторения в превосходной степени и различные отрицания, особенно, преимуществ конкурентов:
Заголовки к письменным текстам и надписи на изображении. Они являются самостоятельными элементами и должны выражать законченную мысль. Они имеют вводное или комментирующее назначение и от них зависит, будет ли прочитан текст дальше, рассмотрит ли в деталях и поймет ли иллюстрацию читатель. Заголовки и надписи, привлекающие внимание, являются своего рода приманкой для читателя. Их задача — побудить человека прочесть весь текст, дать возможность обратиться к нему с предложением, придать последующему тексту особый смысл, обещающий читателю нечто неожиданное. Но они могут потерять смысл, если будут просто дублировать изображение, если иллюстрация будет более выразительна, чем приложенный к ней дополнительный словесный набор.
Особое место среди надписей занимает девиз (или лозунг), заключающий в себе смысл торгового предложения. Рекламисты подобные тексты теперь чаще называют английским словом «слоган».
Слоган (лозунг) — это краткое, меткое, запоминающееся и легко произносимое выражение, связанное с предметом рекламы: товаром, услугой, маркой или товарной знаком. Это самый трудоемкий из всех видов текстов, ибо это мысль, заключенная в предельно сжатые формы, где аргументация приводится в предельно концентрированном виде. Слоган, как правило, результат неожиданной творческой находки идеи торгового предложения или яркое и точное выражение идеи необычным, оригинальным способом. Главное в слогане — выразительная мотивация торгового предложения или апелляция к чувствам потребителя. От силы мотивации и апелляции напрямую зависит рекламное воздействие, интерес и доверие к рекламе и, в конечном счете, ее запоминаемость и сила побуждения к действию. Рассудочные мотивации рекламируемого предложения и апелляции к чувствам могут быть самыми разнообразными, как положительными, так и отрицательными, как уравновешенными, так и агрессивными. Хорошая мотивация или апелляция — это результат творческого поиска и удачная находка специалиста текстовика. Самые распространенные способы апелляции и приемы мотивации:
1. Апелляция к положительным ощущениям, чувствам и эмоциям (мотивации — самые разнообразные)