И.Г. Маланчук

В самом деле, только новое содержание речевого вза- имодействия создаст новую педагогическую реальность, адекватную задаче подготовке человека будущего. Утверж- даю это с уверенностью по двум причинам.

Первая: теоретическое понимание того, что представ- ляет собой речь и, соответственно, формы речи с точки зрения их психического и социально-психологического содержания. Вторая: усвоение новых репертуаров форм речи педагогами в их «технологическом», «формальном» воплощении способно задать новое психологическое со- держание речевой культуре образовательного учрежде- ния. Остановлюсь на обоих этих аспектах, значимых для модернизации профессиональной коммуникации в новой школе России.

Разрабатывая проблему речи в последние несколько лет, мы предложили новое понимание речи как феномена и как психического процесса [Маланчук, 2003, 2006, 2009, 2009а].

Феноменологический подход к речи позволил вы- делить до- и внеязыковую реальность речи в ее специ- фических формах – речевых жанрах, которые мы опре- деляем как особым образом упорядоченные звукоком- плексы с целым набором реализуемых в каждый момент речи характеристик звука – интенсивностных, временно-

21 Маланчук И.Г. Речевая культура педагога как главный фактор создания нового содер- жания социальных отношений в реализации концепции новой школы России // Школа и личность – 2010. Красноярск: ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2010. С. 3–5.


пространственных, эмоциональных. Эти характеристи- ки при восприятии партнером определяют его понимание речи как социального феномена, следовательно, понима- ние приписываемых ему говорящим социальных и комму- никативных характеристик, т. е. слушающий по факту речи говорящего осуществляет реконструкцию образа себя как партнера по коммуникации. Это означает, с одной сторо- ны, активность говорящего в отстраивании ролевого по- ведения партнера, задает с высокой степенью вероятности речевые реакции партнера, а с другой стороны, запуска- ет ответное речевое поведение как активно уточняющее социальные характеристики говорящего и устанавливаю- щее новый баланс социальных отношений. Таково в самом общем виде психическое содержание форм речи, которые используются в коммуникации с учетом того, что каждая конкретная форма речи репрезентирует определенное со- держание социальных отношений партнеров.

Это чрезвычайно важное и интуитивно используемое в коммуникативном обиходе знание должно быть положе- но в основу осуществления и рефлексии профессиональ- ного речевого поведения, в том числе педагогов: профес- сионализм в этой сфере означает, что в каждый момент об- щения педагог осознает, какие социальные отношения за- дает его речь в адрес учащихся, какие формы социального поведения провоцирует, какие цели реализует, как это от- вечает той или другой педагогической (и образовательной, и воспитательной) парадигме, какое качество выпускника на различных этапах его подготовки определяет.

Нами реализуется соответствующая программа по- вышения квалификации педагогов, в самые корот- кие сроки позволяющая приобрести новые социально- коммуникативные, речевые компетентности новых ролей педагога в пространстве школы – тьютора, менеджера ка-


чества, организатора и куратора проектной деятельности школьников, носителя стратегического видения развития школы. Это то, что может придать школе, образовательной системе новое интегративное качество.

Требование к новому качеству профессиональной пе- дагогической коммуникации, его новому психологическо- му содержанию – требование инициативы Президента РФ

«Наша новая школа». Соответствующая Федеральная це- левая программа даст шанс развиваться тем школам, ко- торые создадут новую психолого-педагогическую и соб- ственно образовательную среду и зададут себе и своим ученикам такие качества, как уважение к личности дру- гого, умение его слушать и учитывать, корректно отстаи- вать свои права и интересы, навыки командного взаимо- действия и нового уровня самоменеджмента, желание са- моразвития и самообразования, привычку к ответственно- сти и соуправлению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: