Библиографический список

1. Маланчук И.Г. Актуальные задачи психологии речи // Акту- альные проблемы современной науки: сб. статей 4-й между- народной конференции. Социальные и гуманитарные науки. Ч. 32: Психология. Самара: Изд-во СамГТУ, 2003. С. 78–81.

2. Маланчук И.Г. Методологические основания исследования развития речи в раннем онтогенезе человека: речь и довер- бальное социальное мышление // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева 2009 (1). Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева,

2009. С. 77–82.

3. Маланчук И.Г. Речь как психический процесс: монография.

Красноярск, 2009а.

4. Маланчук И.Г. Современная психология речи: теоретиче- ские и прикладные аспекты // Актуальные проблемы при- кладной психологии: материалы Всерос. науч.-практ. конфе- ренции. Калуга, 2006.


ИСКУССТВО СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ22


Дж. О,


Оннор


К

<…>

Система есть сущность, которая в результате вза- имодействия ее частей может поддерживать свое суще- ствование и функционировать как единое целое.

Системное мышление обращено к целому и его частям, а также к связям между частями. Оно изучает целое, что- бы понять части. Оно противоположно редукционизму, т. е. представлению о целом как о сумме составляющих его ча- стей. Набор не связанных между собой частей не образует системы. Это просто беспорядочное нагромождение.

Если сконцентрировать внимание на характере связей, существующих между элементами системы, а не на самих частях, то открывается поразительный факт. Системы, со- стоящие из частей абсолютно разной природы, имеющих совершенно несхожие функции, подчиняются одним и тем же общим законам организации. Их поведение зависит не от природы и свойств образующих их частей, а от того, как эти части соединены между собой. В силу этого можно пред- сказывать поведение систем, даже если у нас нет деталь- ных знаний об их частях. Следуя одним и тем же принци- пам, можно понимать и оказывать влияние на самые разные системы – свое тело, бизнес, финансы и отношения. Си- стемное мышление освобождает от необходимости посвя- щать годы изучению отдельных областей знаний и позволя- ет увидеть связь между разными дисциплинами. Оно дает возможность предсказывать поведение систем, будь то до- рожная сеть, система ценностей и убеждений, пищевари- тельная система, управленческая команда или маркетинго- вый проект.

22 О«Коннор Дж. Искусство системного мышления: Не, обходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем / Джозеф О Коннор и Иан Макдермотт. М.:

Альпина Бизнес Букс, 2006. С. 28–33.


Из нашего простого определения системы следуют по- разительные выводы. Во-первых, системы функционируют как целое, а это значит, что у них есть свойства, отличающи- еся от свойств составляющих их частей. Они известны как эмерджентные, или возникающие свойства.

Они «возникают», когда система работает. Вообрази- те сто слегка отличающихся друг от друга картинок Мик- ки Мауса. Ничего интересного. А теперь быстро проли- стайте их одну за другой, и Микки оживет. Вы получили мультфильм. Если между соседними картинками совсем не- большая разница, Микки будет двигаться очень плавно. Это и есть эмерджентное, или возникающее свойство. Посколь- ку мы постоянно видим проявление этих свойств, то прини- маем их как данность. При этом они зачастую непредсказуе- мы и удивительны. Эмерджентные свойства возникают в си- стемах подобно тому, как внезапно с плоского листа, содер- жащего беспорядочные цветные картинки, на вас «выпры- гивает» объемный, трехмерный образ. Когда вы их разгля- дываете, то совершенно невозможно предсказать, какое объ- емное изображение скрывается за этими картинками. А по- наблюдайте за турбулентным потоком воды в реке. Ника- кое знание о молекулярном строении воды не может подго- товить вас к появлению водоворотов. (Так же, как и к тому, что вода мокрая!) Мы можем всю жизнь изучать акустику и звуковые волны, но это не поможет понять красоту и эмо- циональную власть музыки. Благодаря тому, что мы имеем пару глаз, мы не просто расширяем поле зрения, но и вос- принимаем мир объемно. Благодаря паре ушей наш слух не становится вдвое лучше, но мы слышим стереозвучание. Соединив вместе все краски спектра, мы получаем не бу- рую грязь, а белый свет. Эти повседневные чудеса принима- ются нами как данность, но разве вы могли бы их предска- зать, если бы не знали о них заранее? Возникновение эмер- джентных свойств можно сравнить с радугой, когда капли


дождя, воздух и угол падения солнечных лучей абсолютно правильно сочетаются между собой. Похоже, что наш мозг наслаждается творением эмерджентных свойств. И не забы- вайте, что мы сами – часть системы, потому что без наших органов чувств эти свойства не существовали бы.

Сознание – тоже системное, эмерджентное свойство. Кто мог бы предвидеть, что миллиарды соединений между нейронами сделают возможным самосознание? А все ваши чувства – часть вашего Я. Это вы обладаете способностью видеть, а не ваши глаза. Положите глаз на стол – он ниче- го не увидит. Ни в одной части тела не найти зрения, слуха, осязания, обоняния или вкуса. Вы живете лишь до тех пор, пока все части вашего тела действуют согласованно. Стоит отделить любую часть тела, и она умрет. Посмертное вскры- тие обнаруживает тайну смерти, а не жизни.

Вот другой пример. Движение автомобиля – это также возникающее свойство. Чтобы двигаться, автомобиль нуж- дается в карбюраторе и бензобаке, но положите карбюратор или бензобак посреди дороги – далеко ли они уедут?

Гармония, равновесие в природе – это также возника- ющее свойство. Растения, животные, погодные условия со- вместно создают цветущую природную среду, хотя при этом одни животные пожирают других. В результате вмешатель- ства в природу равновесие может нарушиться, какие-то виды вымрут, а другие будут доминировать, но в конечном итоге возникнет новое равновесие.

Короче говоря:

Системы обладают эмерджентными, или возникаю- щими свойствами, которых нет ни у одной из их частей. Разобрав систему на части и проанализировав каждую из них, вы не сможете предвидеть свойства целостной си- стемы.

Разделив систему на компоненты, вы никогда не обна- ружите ее существенных свойств. Они проявляются толь-


ко в результате действия целостной системы. Единственная возможность узнать, что они собой представляют, состоит в том, чтобы заставить систему работать.

Замечательная особенность эмерджентных свойств со- стоит в том, что для их использования нет нужды понимать, как именно система обеспечивает их появление: не нужно быть дипломированным инженером, чтобы включить свет в комнате, а тому, кто ведет автомобиль, не обязательно по- нимать, как он функционирует.

Вторая важная особенность систем – зеркальное отра- жение первой. Поскольку свойства системы присущи толь- ко ей самой, но не ее частям, то стоит разделить ее на ча- сти, как эти свойства исчезнут. Разобрав рояль, мы не толь- ко не найдем там звуков, но и не сможем играть до тех пор, пока его вновь не соберут. Внутри телевизора не найти кар- тинки, а в дождевом облаке нет радуги. Разделив систему надвое, мы получим не две поменьше, а одну недействую- щую. Когда мы что-то разбираем на части, чтобы узнать, как оно работало, это называется анализом. Он может быть очень полезен при решении определенного типа проблем, а также для понимания того, каким образом малые системы образуют одну большую. С помощью анализа мы получаем знание, однако теряем возможность понять свойства систе- мы, разбив ее на отдельные составляющие.

Дополнением анализа является синтез – создание цело- го из частей. С помощью синтеза мы обретаем понимание. Чтобы выяснить, как система функционирует и каковы ее эмерджентные свойства, есть только один путь – наблюдать ее в действии.

<…>

С. 81–88.

Любую нашу деятельность направляют глубоко укоре- нившиеся идеи, стратегии, способы понимания и руководя- щие идеи. В литературе по системному мышлению они из-


вестны как ментальные модели. Почему мы их так называ- ем? «Ментальные» – потому что они существуют в нашем уме и направляют наши действия, а «модели» – поскольку мы строим их на основании своего опыта.

Они представляют собой общие идеи, которые форми- руют наши мысли и действия, а также представления о же- лаемых результатах. Эти теории, которыми мы руковод- ствуемся, вырастают из опыта и наблюдений, но они окро- плены общепризнанной мудростью и разбитыми надежда- ми. Они были полезны в прошлом и, как мы надеемся, при- годятся в будущем. Такие теории подобны картам местно- сти, которые используют путешественники, идущие по сто- пам успешных первопроходцев. Они образуют те убежде- ния и верования, на которые мы ориентируемся в реальной жизни. Мы можем их не проповедовать, но мы ими руковод- ствуемся.

Ментальные модели вполне естественны, они есть у каждого, сознает он это или нет, и мы воспринимаем мир именно через них. Они имеют личный характер, и мы доро- жим ими. Ментальные модели – наши. Мы в них живем. Это видно из того, как мы говорим о «своих» убеждениях, о том, что «принимаем» их, что они у нас «есть». Мы их «придер- живаемся», «отбрасываем» или «защищаем». Когда мы «те- ряем» веру, то обычно уже навсегда, и остающуюся в нас пустоту следует заполнить чем-то другим. Наши менталь- ные модели принадлежат нам, но с новым опытом они ме- няются и развиваются, а когда мы попадаем на незнакомую территорию, приходится их совершенствовать.

Короче говоря, ментальные модели направляют все наши действия. Они источник стабильности, то, на что мож- но рассчитывать.

Нам нужна усиливающая обратная связь, которая бы их подтверждала и подкрепляла. Порой мы хотим найти ее на- столько сильно, что бываем рады даже несчастью, лишь бы


оно подтвердило наши убеждения – «я же давно предупре- ждал».

Таким образом, наши ментальные модели придают смысл событиям. Через них мы истолковываем свой опыт. Они не представляют собой факты, хотя иногда мы имен- но так к ним относимся. Например, мы все одинаково пони- маем основные физические свойства бытовых вещей. Такие характеристики, как масса и объем, это – свойства первого порядка. К ним каждый из нас добавляет значение – харак- теристику второго порядка. Любой металлург скажет вам, что у металлического кольца есть определенные характе- ристики первого порядка. Но если это обручальное кольцо, у него появляются ценность и значимость, намного превы- шающие его объективную стоимость.

Глубоко укоренившиеся в нас ментальные модели опре- деленным образом организуют наше восприятие мира. Мы используем их, чтобы проводить различия и выбирать, что имеет для нас значение, а что – нет. И можем принять свои представления за реальность, спутать карту с той террито- рией, которая на ней изображена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: