Историко-правовые аспекты создания международного гуманитарного права

Введение

В настоящее время российское общество находится на трудной стадии реформирования. В последние годы, безусловно, наблюдаются позитивные изменения, которые связаны с признанием в России приоритета международного праваи конституционным закреплением принципа гуманизма, в соответствии с которым, человек, его права и свободы установлены высшей ценностью для российского общества и государства[1].

Как известно, особый уровень уязвимости права человека приобретают в период военных действий, вне зависимости от типа самого вооруженного конфликта. Международное гуманитарное право (МГП) тесным образом связано с защитой основополагающих прав человека по целому ряду общих и специальных принципов и правил. В том числе, его нормы касаются общегуманного отношения к некомбатантам, особой протекции детей и других факторов, которые имеют место при выполнении боевых задач российскими вооруженными силами в целом и разведывательной группой специального назначения в частности[2].

Поэтому специальным приказом Министра обороны РФ от 2001 года N360[3] руководству высшего и среднего звена Вооруженными Силами России предписано обеспечить процесс изучения и строгого выполнения военнослужащими ВС РФ требований боевых уставов и наставлений по обеспечению боевых действий с учетом неукоснительного соблюдения норм МГП.

Вышеизложенное делает актуальным и важным изучение особенностей исполнения боевых задач разведгруппой спецназа с учетом правил МГП. Поэтому целью предлагаемой работы является изучение особенностей подготовки разведгруппы спецназа к выполнению задач с учетом норм МГП.

Для достижения поставленной цели установлены задачи:

- изучить историко-правовые аспекты создания МГП;

- обозначить основные требования применения войсками норм МГП;

- обобщить особенности подготовки разведывательной группы спецназа к выполнению задач с учетом норм МГП.

Историко-правовые аспекты создания международного гуманитарного права

История человечества часто связывают с историей войн. Только после второй мировой войны по оценкам специалистов произошло свыше 200 вооруженных конфликтов, в которых погибло более 20 млн человек[4]. Истоки международного гуманитарного права своими корнями уходят в глубокую древность:

- в первобытно-общинном строе обнаружены обычные нормы, которые являются гуманитарными по своему содержанию;

- изучения эпохи неолита по останкам людей свидетельствуют о том, что раненые во время боя получали медицинскую помощь;

- первобытные племена также соблюдали обычаи по вопросам войны: правило предупреждения о начале боевых действий, подготовка стрел и копий без цели причинения сильных страданий и серьезных увечий, приостановление боевых действий при гибели воина и пр.[5]

По данному поводу точно отмечал Ф. Ф. Мартене: "... в древности война объявлялась не только вражеской территории и ее вооруженным защитникам, но вообще всем лицам, находившимся на ней. Жизнь и имущество мирного населения... отдавались на произвол победителя. Захваченные в плен неприятельские лица без различия возраста и пола подлежали смертной казни либо обращались в рабство как собственность своего захватчика"[6].

Таким образом, первым историко-правовым аспектом создания МГП важно отметить его древние истоки, обладающие зачатками правовых признаков военного гуманизма.

Вместе с этим, истории известны случаи более гуманного отношения к жертвам вооруженного конфликта. Например, в античном Китае считалось традиционным различие между воином и простым человеком. Цель применения вооруженной силы заключалась:

- в "преодолении тирании и выкорчевывании зла";

- "не убивать простых людей, а убивать тех, кто управляет людьми неправильно ";

- в гуманном отношении и даже любви к тому народу, против императора которого идет война[7].

В античном праве войны Индии, больные и раненные пользовались защитой и покровительством. Для оказания медицинской помощи для них создавались специальные медицинские группы, которые размещались, как правило, в местах, удаленных от поля боя. Принцип сострадания к раненому врагу был одним из руководящих принципов. Раненый враг мог быть отправлен домой либо взят в плен, но прежде всего ему оказывалась медицинская помощь. В некоторых литературных источниках античной Индии есть свидетельства о том, что воины были обязаны выносить в безопасное место с поля боя убитых и раненых.

То есть, вторым историко-правовым аспектом создания международного гуманитарного права следует указать различное содержание его истоков в разных правовых системах.

С учетом вышеизложенного можно говорить, что принципы и нормы права, которые относятся к гуманитарной сфере, принимались и разрабатывались как во внутригосударственном, так и в международном праве на протяжении длительного времени. Исторически изначально складывалось право, регулирующее поведение государств в периоды вооруженного конфликта. Нормы права таких конфликтов регламентировали порядок военных действий с целью ограничения жестокости войн и обеспечения соблюдения гуманитарных стандартов в отношении:

1) участников военных действий;

2) раненых;

3) больных;

4) военнопленных;

5) гражданского населения, пребывающего на территории вооруженного конфликта[8].

Еще в 1625 году одним из основоположников международного права Гуго Гроцием оправдывались так называемые "справедливые войны", в рамках которых воюющими сторонами должны соблюдаться правила войны[9].

Таким образом, третьим историко-правовым аспектом создания международного гуманитарного права важно отметить изначальное объективное оформление международного права вооруженного конфликта, связанное с работами Г. Гроция и других мыслителей.

В середине XIX в. активизируется работа по формированию и кодификации норм гуманитарного права. В Женеве 8 августа 1864 г. проведена международная конференция по нейтрализации военной медицинской службы на поле боя. В работе этой конференции участвовало 16 государств, которыми 22 августа 1864 г. была подписана Конвенция об улучшении условий раненых на поле боя, положения которой провозгласила концепцию нейтралитета:

- медицинский персонал был наделен иммунитетом от захвата в плен;

- медицинский персонал не мог считаться комбатантами;

- участники Конвенции должны строго соблюдать право раненого на оказание медицинской помощи независимо от стороны боевых действий.

Значит, международно-правовое оформление доктрины нейтралитета медицинского персонала как первой вехи МГП представляется четвертым историко-правовым аспектом создания международного гуманитарного права.

Важный этап процесса кодификации МГП отражен в Петербургской декларации 1868 г. об отмене употребления зажигательных и взрывчатых пуль. Положения этой Декларации определили принципы и цели МГП:

- "единственная законная цель, которую должны иметь государства во время войны, заключается в ослаблении военных сил неприятеля";

- цели гуманитарного права в установлении "технических границ, при которых потребность войны должна отступать перед требованием гуманности".

Обозначенная в Женевской конвенции 1864 г. и Петербургской декларации 1868 г. цель МГП, с тех пор признается ведущей и основной.

Следовательно, обозначение в 1868 году основной цели МГП в определении границ гуманности военных действий (вооруженного конфликта) представляется пятым историко-правовым аспектом создания МГП.

В 1874 г. по инициативе России состоялась Брюссельская международная конференция по разработке кодекса законов и обычаев войны, который не был согласован, однако конференция внесла значительный вклад в развитии и кодификации гуманитарного права, поскольку проект конвенции Брюсселя также включал принцип защиты культурно-исторических ценностей[10].

Таким образом, следующим историко-правовым аспектом создания МГП важно отметить разработку новых принципов и средств МГП с инициативной ролью России.

Конец XIX- начало XX в. были отмечены принятием ряда конвенций, которыми сформировано "право Гааги", отличающееся уточнением, усовершенствованием, четким формулированием законов и обычаев войны с общей направленностью этих конвенций:

1) в ограничении воюющих сторон в выборе методов и средств ведения войны;

2) в укреплении гарантий защиты больных, раненых, военнопленных и гражданского населения (к примеру, в IV Гаагской конвенции 17 статей посвящены вопросам защиты военнопленных).

3) в закреплении защиты гражданского населения в виде запрета "предательски убивать или ранить лиц из населения... неприятеля";

4) в запрете депортации населения и казни заложников на оккупированных территориях;

5) в наделении гражданского населения правом получать необходимую помощь.

Указанные конвенции считаются первой в истории международных отношений кодификацией законов и обычаев войны, которая реализована на первой (1899 г.) и второй (1907 г.) мирных конференциях в Гааге. На первой гаагской конференции приняты три конвенции, а на второй - тринадцать. Среди них одной из наиболее значимых является Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны с входящим в ее состав приложением "Положение о законах и обычаях сухопутной войны"[11].

Часть положений Гаагских конвенций устарели в настоящее время в силу развития военной техники, но их значение заключается главным образом в том, что они закрепили принцип гуманизации войны, который отчетливо озвучен в преамбуле IV Гаагской конвенции ("о законах и обычаях сухопутной войны") о том, что гражданское население и комбатанты продолжают оставаться под защитой международного права в тех случаях, когда международные соглашения специально не регламентируют возникшую ситуацию. Необходимость подобной защиты основана на принципах, которые вытекают из установившихся международных обычаев, законов человечности и требований общественного сознания.

То есть, седьмым историко-правовым аспектом создания международного гуманитарного права следует указать кодифицированное закрепление основных принципов военного гуманизма МГП в доктринах "права Гааги".

Оценивая значимую историческую роль России в проведении указанных двух международных конференций по вопросам мира и кодификации договорных основ МГП, следует подчеркнуть, что идеологом по гуманитарным международно-правовым вопросам от имени России выступал известный дипломат и профессор международного права Федор Мартенс, который внес в систему гуманитарных принципов защиты жертв войны так называемую оговорку Мартенса.

Оговорка Мартенса, впервые отраженная по инициативе Мартенса в преамбуле II Гаагской конвенции 1899 г., была затем воспроизведена в 8-й мотивировке преамбулы Гаагской конвенции 1907 г. о законах и обычаях сухопутной войны. Ее содержание гласит: "В случаях, не предусмотренных принятыми постановлениями, население и воюющие остаются под охраною и действием начал международного права, поскольку они вытекают из установившихся между образованными народами обычаев, из законов человечности и требований общественной совести"[12].

Указание в оговорке Мартенса на связь не урегулированных в договорном, позитивном праве гуманитарных проблем с установившимися обычаями обладает важным значением для обеспечения общих гуманитарных начал и защиты жертв войны. При этом цель включения оговорки Мартенса в обе Гаагские конвенции (1899 г. и 1907 г.) состояла в том, чтобы ведение военных действий воюющих сторон не зависело в непредвиденных случаях от произвольного усмотрения военачальника.

Значит, обозначение оговоркой Мартенса принципов и законов морали и человечности с распространением защиты на всех лиц на территории вооруженного конфликта и в целом возможное использование ее для защиты прав человека вообще представляется восьмым аспектом основ создания международного гуманитарного права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: