В современной социально-культурной ситуации досуг предстаёт как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей — в целях социально-экономического развития и духовного обновления всей нашей жизни. С этих позиций и формируется «внешний» социальный заказ на освоение свободного времени, на проектирование досуговых программ, центров и зон досуга.
В современной теории и практике термин «досуг» наиболее часто употребляется в трех значениях: как синоним свободного времени (его части), как синоним нерабочей (свободной) деятельности с различными модификациями, как синоним состояния или психологического переживания человека на данный момент.
Международной энциклопедией социальных наук досуг трактуется как результат свободного выбора.
В современной отечественной и зарубежной науке термины «досуг» и «рекреация» фигурируют как родственные ключевые понятия. Слово «досуг» очень часто употребляется в самых различных смыслах: отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая деятельность, свобода, рекреация и т.д.
В настоящее время большинство ученых не разделяют, а, наоборот, более полно идентифицирует понятия «досуг» и «свободное время». Практически они слились.
Время человека, занятого общественно организованной производственной, учебной или иной аналогичной по характеру деятельностью, складывается из двух частей: рабочего и внерабочего времени.
В свою очередь, внерабочее время состоит из:
а) вспомогательного времени, связанного с производственной или учебной занятостью (например, затратами времени на дорогу, на подготовку домашних заданий и т.д.);
б) бытового времени, которое отводится на покупки в магазинах, приготовление пищи, уборку помещения, уход за детьми и т.д.;
в) времени, затрачиваемого на удовлетворение физиологических потребностей: сон, прием пищи, гимнастика, прогулки, пассивный отдых и др.;
г) собственно свободного времени, предполагающего свободный выбор человеком варианта своего досугового поведения или досуговой деятельности с учетом своих склонностей, материальных возможностей, физического состояния, духовных потребностей.
Функция – это роль, выполняемая объектом, в определенной сфере деятельности, с наличием установленных заранее правил.
Л.А. Акимова, выделяет функции досуговой деятельности:
— конпенсаторная функция (возможность развивать отсутствующие желаемые способности, задатки, и удовлетворение самых разнообразных потребностей);
— соучастие в процессе естественного отбора (человек осознанно или неосознанно изменяет условия обитания, участвует в создании искусственной среды и культурного образа жизни и опосредованно, через искусствено созданную систему социальной защиты, замедляет рост естественной приспосабливаемости);
— игровое начало рекреационно-досугововй деятельности (увеличивает способность к обучению, моделированию реальных ситуаций психики и жизнедеятельности);
— социализирующая функция (охватывает три фактора генезиса социализации: деятельность, общение и самосознание);
— ценностно-гедонистическая функция (обеспечивает эмоциональное состояние удовлетворения, чувство внутреннего совершенства, успеха, личной значимости, достижения личной цели);
— функция развития (дополняющая экзистенциальную и социализирующую);
— функция общения (процесс в социальном изменении — времени, пространстве и среде).
Досуг – социологический термин. Досуг и рабочее время (сон, обеспечение,транспортные расходы, санитарные процедуры, семья, коммуникации – УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ).
Досуг есть категория социокультурная. Досуг – критерий качества жизни.
Функции досуга:
1. Общественно-познавательная;
2. Развивающая;
3. Развлекательная;
4. Компенсаторная;
5. Культура и творчество;
6. Социально-ориентированная;
7. Оздоровительная.
8. РЕЛАКСАЦИЯ И РЕКРЕАЦИЯ (восполнение психофизических сил, восстановление здоровья и творческого потенциала личности).
Качество досуга человека зависит о многих факторов:
1. Социальный статус;
2. Степень развитости культурных потребностей;
3. Индивидуальные различия (воспитание, культурная среда, образование);
4. Психологические;
5. Возрастные;
6. Образовательные.
Таким образом, досуг, досуговое (или рекреационное) время – это часть социального времени личности, группы или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования. Это время дает возможность удовлетворить потребность в общении и увлечениях, решении хозяйственных и бытовых вопросов, активном отдыхе и т.д.