Соотношение понятий «досуг» и «свободное время»

В современной социально-культурной ситуации досуг предстаёт как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей — в целях социально-экономического развития и духовного обновления всей нашей жизни. С этих позиций и формируется «внешний» социальный заказ на освоение свободного времени, на проектирование досуговых программ, центров и зон досуга.

В современной теории и практике термин «досуг» наиболее часто употребляется в трех значениях: как синоним свободного времени (его части), как синоним нерабочей (свободной) деятельности с различными модификациями, как синоним состояния или психологического переживания человека на данный момент.

Международной энциклопедией социальных наук досуг трактуется как результат свободного выбора.

В современной отечественной и зарубежной науке термины «досуг» и «рекреация» фигурируют как родственные ключевые понятия. Слово «досуг» очень часто употребляется в самых различных смыслах: отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая деятельность, свобода, рекреация и т.д.

В настоящее время большинство ученых не разделяют, а, наоборот, более полно идентифицирует понятия «досуг» и «свободное время». Практически они слились.

Время человека, занятого общественно организованной производственной, учебной или иной аналогичной по характеру деятельностью, складывается из двух частей: рабочего и внерабочего времени.

В свою очередь, внерабочее время состоит из:

а) вспомогательного времени, связанного с производственной или учебной занятостью (например, затратами времени на дорогу, на подготовку домашних заданий и т.д.);

б) бытового времени, которое отводится на покупки в магазинах, приготовление пищи, уборку помещения, уход за детьми и т.д.;

в) времени, затрачиваемого на удовлетворение физиологических потребностей: сон, прием пищи, гимнастика, прогулки, пассивный отдых и др.;

г) собственно свободного времени, предполагающего свободный выбор человеком варианта своего досугового поведения или досуговой деятельности с учетом своих склонностей, материальных возможностей, физического состояния, духовных потребностей.

Функция – это роль, выполняемая объектом, в определенной сфере деятельности, с наличием установленных заранее правил.

Л.А. Акимова, выделяет функции досуговой деятельности:

конпенсаторная функция (возможность развивать отсутствующие желаемые способности, задатки, и удовлетворение самых разнообразных потребностей);

соучастие в процессе естественного отбора (человек осознанно или неосознанно изменяет условия обитания, участвует в создании искусственной среды и культурного образа жизни и опосредованно, через искусствено созданную систему социальной защиты, замедляет рост естественной приспосабливаемости);

игровое начало рекреационно-досугововй деятельности (увеличивает способность к обучению, моделированию реальных ситуаций психики и жизнедеятельности);

социализирующая функция (охватывает три фактора генезиса социализации: деятельность, общение и самосознание);

ценностно-гедонистическая функция (обеспечивает эмоциональное состояние удовлетворения, чувство внутреннего совершенства, успеха, личной значимости, достижения личной цели);

функция развития (дополняющая экзистенциальную и социализирующую);

функция общения (процесс в социальном изменении — времени, пространстве и среде).

Досуг – социологический термин. Досуг и рабочее время (сон, обеспечение,транспортные расходы, санитарные процедуры, семья, коммуникации – УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ).

Досуг есть категория социокультурная. Досуг – критерий качества жизни.

Функции досуга:

1. Общественно-познавательная;

2. Развивающая;

3. Развлекательная;

4. Компенсаторная;

5. Культура и творчество;

6. Социально-ориентированная;

7. Оздоровительная.

8. РЕЛАКСАЦИЯ И РЕКРЕАЦИЯ (восполнение психофизических сил, восстановление здоровья и творческого потенциала личности).

Качество досуга человека зависит о многих факторов:

1. Социальный статус;

2. Степень развитости культурных потребностей;

3. Индивидуальные различия (воспитание, культурная среда, образование);

4. Психологические;

5. Возрастные;

6. Образовательные.

Таким образом, досуг, досуговое (или рекреационное) время – это часть социального времени личности, группы или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования. Это время дает возможность удовлетворить потребность в общении и увлечениях, решении хозяйственных и бытовых вопросов, активном отдыхе и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: