Занятие 2. (4 часа)

«Этнические стереотипы и предубеждения»

Цель: развитие навыков взаимопонимания в межкультурном взаимодействии в условиях активизации этнических стереотипов и предубеждений

Задачи:

1. Осознание влияния этнических стереотипов и предубеждений на собственное

поведение в ситуациях межкультурного взаимодействия

2. Развитие навыков рефлексии своего поведения в условиях групповой

дискриминации

3. Осознание влияния активизации стереотипов и предубеждений на чувства и

состояния «объектов стеореотипизации»

4. Выработка стратегий совладения с негативными этническими стереотипами и

предубеждениями

5. Изменение установок и субъективных норм, усиление саморегуляции

6. Развитие когнитивной и эмоциональной эмпатии

7. Моделирование позитивного поведения в ситуациях межкультурного

взаимодействия.

«Приветствие»

Процедура проведения. Участники тренинга встают (садятся) в круг, ведущий бросает мяч (мягкую игрушку) одному из членов группы, передает ему какую-либо приветственную фразу и просит сказать слова благодарности, и затем передать свое приветствие другому. Например, «Доброе утро, Сергей! Прекрасно выглядишь!» Обратное послание: «Спасибо, ты очень любезен». Затем второй участник передает третьему приветствие и получает несколько слов благодарности и т.д. Слова привета и благодарности должны быть краткими: одна-две фразы.

«Живая скульптура»

Участникам предлагается разделиться на подгруппы. Задача подгрупп – создать, используя собственные тела в качестве материала, единую скульптуру, отражающую основные особенности ментальности своего народа, и подготовить ее презентацию.

Когда все подгруппы выполнили задание, группа садится полукругом, и начинается

показ скульптур. После этого проходит обсуждение согласно следующему плану:

1. Вопросы к зрителям:

1.) Какие черты ментальности удалось выразить авторам скульптуры?

2.) Какими выразительными средствами они пользовались?

2. Презентация скульптуры:

Участники показа раскрывают символический смысл скульптур.

3. Общее обсуждение, во время которого целесообразно рассмотреть следующие вопросы:

1. Какие тру дности возникли при подготовке скульптур?

2. Как у далось эти трудности преодолеть?

3. Насколько различались скульптуры, что лежит в основе различий?

4. Были ли сложности в определении того, что изображено в скульптуре другой

группы?

Что общего можно было обнаружить в скульптурах?


Упражнение «О ком идет речь»

Необходимые материалы: бумага, ручка, листы с заданиями. Участникам предлагается разделиться на группы. Каждой группе дается листок с набором прилагательных, описывающих разные этнические общности. Участникам предлагается в течение 5 – 10 минут определить, к каким этническим (культурным) общностям или нациям они относятся.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие тру дности возникли при выполнении задания? Чем они были вызваны?

2. Приходилось ли вам в повседневной жизни сталкиваться с подобными

стереотипами? Насколько широко, на ваш взгляд, они распространены? Есть ли в них, по-вашему, «зерно истины»?

3. Какие из перечисленных качеств вы считаете положительными, какие отрицательными?

4. Можете ли вы себе представить, как представители данных групп оценили бы свои характеристики?

5. Какой этнической группе вы приписали абсолютно положительный стереотип, а какой – абсолютно отрицательный? Как вы думаете, почему это произошло?

6. Как вы думаете, почему так живучи этнические стереотипы и какую роль они выполняют в жизни? Можно ли им доверять и руководствоваться ими в

межкультурном общении?

Упражнение «Таблички»

Ведущий просит встать всех участников в круг, закрыть глаза и дает краткую

инструкцию: «Сейчас вы по моей команде откроете глаза и должны будете МОЛЧА объединиться в определенные группы. Пока глаза у вас закрыты, я надену на ваши головы таблички, чтобы помочь вам выбрать признак, по которому вы сможете объединяться»

Ведущий надевает всем присутствующим таблички на головы с названиями

определенных национальностей, которые можно объединить в подгруппы. Например,

русский, украинец, белорус – славяне, чеченец, грузин, армянин – кавказцы и т.д.

Упражнение «Диалектика»

Участники рассаживаются в круг на стулья.

Инструкция: Сейчас я бу ду называть какую-либо определенную социальную группу

людей, например, это женщина. Сидящий справа от меня должен сказать почему именно хорошо быть женщиной, следующий за ним участник должен сказать, почему наоборот, быть женщиной плохо. Рядом с ним сидящий говорит, почему женщиной быть все-таки хорошо. И так далее. Должны высказаться все участники тренинга.

Предполагаемые категории людей: Мужчина - женщина, преподаватель - сту дент,

русский - американец.

Упражнение «Паутина предрассудков»

Необходимые материалы: моток тесьмы или веревки.

Задачи:

1. Показать участникам группы, как чувствует себя человек, являющийся

«объектом» негативных этнических стереотипов и предубеждений.

2. Привести участников группы к осознанию влияния стереотипов на чувства и функциональные состояния «объектов стереотипизации»

3. Сформировать у членов группы мотивацию на оказание помощи и поддержки человеку, чувствующему себя униженным стереотипами и предрассудками.

4. Выработать в процессе группового обсуждения стратегии совладения с негативными этническими стереотипами


1 часть. Выбираются три – четыре человека на роль объектов стереотипизации, представителей определенных народов. Им ничего не объясняется в присутствии группы, и они выходят за дверь. Там тренер сообщает участникам о «ролях», которые им предстоит играть, а также кратко объясняет предстоящую процедуру. Не следует раскрывать содержание полностью, целесообразно сказать лишь о том, что группа бу дет адресовать им распространенные высказывания по поводу разных этнических групп. Тренер просит участников «вжиться» в образ представителя определенной этнической группы. Кроме того, тренер ориентирует всех на запоминание своих мыслей, чувств и переживаний во время проведения упражнения. Это подчеркивается как важная исследовательская задача, от которой зависит эффективность выполнения упражнения в целом.

2 часть. Тренер возвращается в комнату, где находится основная часть группы, предлагает сесть полукругом и ставит напротив этого полукруга стул. Объяснение: «Сейчас на этот стул поочередно бу дут садиться «представители» разных культур из числа участников, находящихся за дверью. Задача группы – вспомнить или придумать негативные высказывания в отношении данного народа и адресовать их «представителю». После каждого высказывания я бу ду обматывать сидящего на стуле участника веревкой. Когда я скажу «Достаточно», вам следует начать говорить позитивные высказывания в адрес этого народ, а я буду разматывать веревку»

3 часть. Вызывается «представитель» какого-либо народа. Тренер представляет его группе, он садится на стул, а остальные начинают рассказывать о названной этнической группе анекдоты или высказывать бытующие негативные стереотипы и предубеждения. После каждого негативного высказывания тренер обматывает участника, представляющего «народ» веревкой, как бы опутывая его «па утиной предрассу дков» до тех пор, пока тот не сможет пошевелиться.

При опутывании «представителя» народа веревкой необходимо внимательно следить за его состоянием.

Распутав «представителя» народа, следует просьба участникам группы хорошо запомнить свои впечатления для последующего обсуждения.

Далее подобная процедура повторяется со всем «представителями» народов,

входящими в комнату по приглашению.

4 часть. Обсуждение.

1 этап. Вербализация переживаний, обмен чувствами и эмоциями.

Вся группа рассаживается, образуя круг. «Объекты» стереотипизации не должны сидеть рядом. Организация работы на этом этапе во многом зависит от того, в каком состоянии находятся «объекты» стереотипизации. Важно начать разговор с описания своего состояния всеми «представителями» народов по очереди. Каждый человек, исполнявший роль опутываемого должен максимально подробно и искренне рассказать о своих чувствах, эмоциях, возникших во время упражнения. Можно предложить им сначала ответить на вопросы:

1. Опишите свое состояние на разных этапах работы: перед началом

процедуры, в процессе опутывания веревкой, после окончания негативных высказываний; во время позитивных высказываний, после окончания всей процедуры.

2. Оцените свое состояние на указанных выше этапах по 20-ти балльной шкале, где

самая высокая степень отрицательных эмоций обозначается как «- 10», нейтральное состояние «0», самая высокая степень положительных эмоций «+10».

Затем обсуждаются чувства и переживания всех участников, также процессы идентификации с «объектами» стереотипизации и эмпатии по отношению к ним.

Сравниваются состояния всех участников. Этот этап обсуждения должен быть посвящен выражению чувств и обмену ими. Необходимо добиться, чтобы все члены группы

отрефлексировали свои чувства. Если у группы возникают трудности с этим процессом,


можно предложить всем продолжить фразу: «Когда я смотрел, на опутанного веревкой Н,

я чувствовал…»

В процессе обсуждения важно следить за функциональными состояниями тех, кто

сидел на стуле. В конце обсуждения вновь следует попросить оценить их актуальное состояние в баллах.

2. Выработка стратегий совладания с негативными этническими стереотипами.

Нацелить групповое обсуждение на формирование индивидуальных стратегий совладания

с негативными этническими стереотипами

«Сила неприязни» (На случай, если останется время)

Цель: понимание причин возникновения неприязни в межгрупповых отношениях,

понимание силы значимости воздействия на людей негативных оценок.

Процедура проведения. Группа делится на две подгруппы: «беженцы» («мигранты»)

и «местные жители». Каждой из подгрупп дается задание в течение трех минут придумать пять типичных высказываний, которые выражали бы неприязнь по отношению к другой подгруппе.

После этого каждая группа оценивает, насколько сильно проявляется неприязнь в

каждом высказывании – насколько сильно с их помощью можно обидеть человека из другой подгруппы (оценки даются по 10-балльной шкале). Каждая из подгрупп выписывает свои высказывания на отдельном листе так, чтобы другая подгруппа их не видела.

Затем подгруппы садятся напротив друг друга и хором (или по одному человеку от группы) произносят эти фразы. Каждая подгруппа говорит по очереди. Подгруппа, к которой обращено высказывание, каждый раз сообщает насколько обидным, по их мнению, было высказывание, присуждая балл неприязни. Результаты («сила» неприязни

«чужого» высказывания) записываются на доске и в таблицах.

Дальше участники подгрупп сообщают, как они ранее сами оценили, насколько

обидны их высказывания – это значение записывается в соответствующую графу. После окончания и подсчета разности делается вывод о том, что со стороны обидчика неприязнь обычно воспринимается не так сильно, как со стороны того, к кому она обращена. Полученная разность представляет собой различия по оценке неприязни. Чем она выше, тем ниже оценивают авторы высказываний негативизм своих высказываний.

Вопросы для обсужден6ия. Расскажите о ваших чувствах и заданных ролях? Какие у

вас возникли идеи, замечания? могут ли, по вашему мнению, негативные высказывания послужить причиной конфликта? От чего может зависеть глубина и сила конфликта? Каким образом опыт, полученный в этом упражнении, можно использовать для улучшения отношений с другими людьми?

Упражнение «Добрые слова»

Тренер обращается к участнику: «Таня, ты говоришь добрые слова соседу слева. Затем он повторяет эти слова с местоимением «я». А потом адресует свои собственные слова своему соседу». У пражнение заканчивается, когда последний участник говорит добрые слова человеку, начавшему цепочку.

Подведение итогов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: