Методические рекомендации

Бытие — одно из тех понятий, которые положе­ны мыслителями прошлого и современности в основание философии. С него начинается школа философствования. Категория бытия означает всеобщее свойство вещей суще­ствовать, быть в наличии. Эта категория еще бедна содер­жанием. Последовательная ее конкретизация осуществля­ется в последующих темах курса. В данном контексте можно лишь подчеркнуть особый смысл этой категории применительно к человеку, поскольку речь идет не о любом существовании, а о существовании, достойном человека. Именно так трактуется проблема бытия в искусстве (напри­мер, в "Гамлете" В.Шекспира).

Субстанция. Необходимость более глубокого понима­ния проблемы бытия приводит к поиску его основы, сущ­ности. С этой целью выделяется категория "субстанция", которая означает первооснову, внутреннее единство в мно­гообразии конкретных явлений.

В зависимости от того, как конкретно понимается субстанция, дифференцируются философские направления. Прежде всего, следует разграничивать монизм и дуализм. Монизм есть философское направление, признающее толь­ко одну субстанцию. Различают материалистический (Фа­лес, Л.Фейербах и др.) и идеалистический (Платон, Г.Ге гель, Д. Беркли) монизм. Монизму противостоит дуализм, согласно которому мир образован из двух независимо существующих или взаимодействующих начал — материального и идеального (Р.Декарт).

Материя. Особое место принадлежит категории материи. Для материалистов оно тем более важно, что является основой построения категориальной сети.

Понятие "материя" претерпело длительную эволюцию. Вначале, что характерно для древнегреческих материали­стов, идет поиск некоторой конкретной вещи, составляю­щей первооснову всех существующих явлений. В роли такой первичной субстанции ("праматерии") выступают вода, воздух и т.д., а также атомы. В философии Нового времени материальность вещей характеризуется наличием у них некоторых общих свойств, атрибутов (масса, непро­ницаемость). Таким образом, для всего домарксистского материализма характерно сведение материи к конкретным ее проявлениям. При этом материя определяется вне отношения к сознанию, социальная действительность игнориру­ется.

Отмеченные недостатки в трактовке материи были пре­одолены в философии диалектического материализма. В известном ленинском определении материи как объектив­ной реальности, данной в ощущениях, можно выделить следующие аспекты:

1) понятие материи есть философская категория;

2) материя может быть определена лишь через отношение к сознанию;

3) единственным, понятие образующим признаком материи выступает свойство быть объективной реальностью. Ленинское определение материи позволя­ет систематизировать известные виды материи, а также предвидеть новые. Но значит ли это, что никогда не удастся дать более совершенное определение?

Материя как объективная реальность существует не наряду с конкретными вещами, не как некий материал, из которого строятся все конкретные вещи. Понятие материи отражает бесчисленное множество вещей, их свойств и отношений. Это понятие предполагает многообразие видов материи, за которыми в свою очередь стоят различные конкретные ее проявления. В современной науке виды материи трактуются как уровни ее структурной организации. Вся окружающая действительность подразделяется на три крупные сферы - неживую природу, живую природу (жизнь) и общество, каждая из которых включает ряд уровней, состоящих из низших образований и в то же время входящих в высший уровень. Неживая природа включает следующие уровни (в порядке восхождения): элементарные частицы и вакуум, атомы, молекулы, макротела, планеты, планетные системы, галактики, системы галактик, метага­лактика... До какого предела можно продолжать анализ строения материи в обе стороны? На уровне молекул возможно появление жизни, которая включает следующие уровни: доклеточный уровень (ДНК, РНК, белки), клетки, многоклеточные организмы, популяции, биоценозы, био­сфера. На уровне популяций возникает общество, строение которого еще плохо изучено.

Движение. Философское учение о материи включает проблему движения, которая рассматривалась различными философскими школами. Так, для древнегреческой фило­софии было характерно широкое понимание движения как изменения вообще (Гераклит). Материалисты Нового вре­мени говорили о неразрывности материи и движения (Ф.Бэкон) и т.д.

Движение связано и со своей противоположностью - покоем: как то, так и другое имеет черты абсолютности и относительности. Движение включает ряд разновидностей - форм. Энгельс выделил механическую, физическую, химическую, биологическую, социальную формы движения материи. Каждая из них связана со специфическим мате­риальным носителем.

Пространство и время. Движение всегда происходит в пространстве и во времени. В философии и науке (в основном физике) велись непрерывные споры по вопросу о сущности пространства и времени. Борьба шла между материализмом и идеализмом, а также между субстанцио­нальной и реляционной концепциями. Согласно первой, пространство и время представляют собой особые, незави­симые от материи сущности (Демокрит, И. Ньютон). Реля­ционная же концепция (Аристотель, Г.Лейбниц) трактует пространство и время как специфические отношения между объектами, их свойствами и состояниями. По-видимому, она более правильна.

Наиболее существенной особенностью пространства и времени в философском смысле является их органическая связь с движущейся материей. В зависимости от сферы бытия различают физическое, биологическое и социальное пространство и время. Наиболее изучено физическое про­странство и время. Важно также отличать реальные про­странство и время от их отражений - перцептуального и концептуального. Перцептуальные пространство и время есть отражение реального пространства и времени в ощу­щениях и восприятиях, они зависят от обстановки и психо­логических особенностей субъектов. Концептуальные про­странство и время есть характеристика пространства и времени в соответствующих теориях, и они определяются социокультурными факторами.

Природа и общество как объекты философского анализа.

Важнейшими сферами бытия являются природа и обще­ство. Они являются одновременно объектом различных наук, искусства, обыденного сознания. Философия берет на себя мировоззренческий и методологический подходы.

Понятие природы. Понятие "природа" применяется в различных смыслах. В широком смысле слова ее отожде­ствляют с бытием вообще, в узком под ней понимают совокупность естественных условий существования челове­ка и общества, т.е. область материального бытия за вычетом общества.

Для более детальной характеристики взаимодействия человека с природой применяется понятие "окружающая среда" (среда обитания), под которой подразумевают об­ласть бытия, находящуюся в непосредственном контакте с человеком. Различают естественную и искусственную окру­жающую среду. Естественная окружающая среда вклю­чает гео- и биосферу, а также часть солнечной системы в связи с космической деятельностью человека. Искусствен­ная окружающая среда ("вторая природа") представляет собой совокупность явлений и процессов, созданных чело­веком, включая технику, а также живые организмы, выве­денные человеком. С некоторой условностью можно гово­рить о техносфере как системе искусственных объектов. Выделяют также ноосферу. Последнее понятие было вве­дено Э.Леруа и затем развито русским ученым В.Вернад­ским, оно означает область разумной деятельности челове­ка, особую сферу взаимодействия общества и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность ста нет определяющим фактором развития.

Живое и неживое. Важно проводить различие между живым и неживым. Игнорирование этих различий неодно­кратно приводило в истории общества к таким заблуждени­ям, как анимизм, одушевляющий все явления, или гилозо­изм, который считал, что все сущее живет и ощущает. Вместе с тем здесь содержится указание на связь человека с природой.

По-видимому, живое отличается от неживого наличием потребности. В целом же провести научно обоснованное различие между живым и неживым не так просто. Это задача широкого комплекса наук, из которых ведущее место принадлежит, естественно, биологии. Философию интересуют вопросы происхождения жизни, пути ее эволюции и главным образом ее сохранения. Характерен в этом отношении введенный немецко-французским мыслителем А.Швейцером принцип биофилии — "благоговения перед жизнью". Философский материализм считает возникнове­ние жизни закономерным результатом действия сил природы, идеализм больше настаивает на качественном отличии живого от неживого. Выше уже обсуждались вопросы системной организации живого. В данном контек­сте необходимо подчеркнуть важность сохранения биосфе­ры, учета специфических особенностей ее развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: