Бытие — одно из тех понятий, которые положены мыслителями прошлого и современности в основание философии. С него начинается школа философствования. Категория бытия означает всеобщее свойство вещей существовать, быть в наличии. Эта категория еще бедна содержанием. Последовательная ее конкретизация осуществляется в последующих темах курса. В данном контексте можно лишь подчеркнуть особый смысл этой категории применительно к человеку, поскольку речь идет не о любом существовании, а о существовании, достойном человека. Именно так трактуется проблема бытия в искусстве (например, в "Гамлете" В.Шекспира).
Субстанция. Необходимость более глубокого понимания проблемы бытия приводит к поиску его основы, сущности. С этой целью выделяется категория "субстанция", которая означает первооснову, внутреннее единство в многообразии конкретных явлений.
В зависимости от того, как конкретно понимается субстанция, дифференцируются философские направления. Прежде всего, следует разграничивать монизм и дуализм. Монизм есть философское направление, признающее только одну субстанцию. Различают материалистический (Фалес, Л.Фейербах и др.) и идеалистический (Платон, Г.Ге гель, Д. Беркли) монизм. Монизму противостоит дуализм, согласно которому мир образован из двух независимо существующих или взаимодействующих начал — материального и идеального (Р.Декарт).
|
|
Материя. Особое место принадлежит категории материи. Для материалистов оно тем более важно, что является основой построения категориальной сети.
Понятие "материя" претерпело длительную эволюцию. Вначале, что характерно для древнегреческих материалистов, идет поиск некоторой конкретной вещи, составляющей первооснову всех существующих явлений. В роли такой первичной субстанции ("праматерии") выступают вода, воздух и т.д., а также атомы. В философии Нового времени материальность вещей характеризуется наличием у них некоторых общих свойств, атрибутов (масса, непроницаемость). Таким образом, для всего домарксистского материализма характерно сведение материи к конкретным ее проявлениям. При этом материя определяется вне отношения к сознанию, социальная действительность игнорируется.
Отмеченные недостатки в трактовке материи были преодолены в философии диалектического материализма. В известном ленинском определении материи как объективной реальности, данной в ощущениях, можно выделить следующие аспекты:
1) понятие материи есть философская категория;
2) материя может быть определена лишь через отношение к сознанию;
3) единственным, понятие образующим признаком материи выступает свойство быть объективной реальностью. Ленинское определение материи позволяет систематизировать известные виды материи, а также предвидеть новые. Но значит ли это, что никогда не удастся дать более совершенное определение?
|
|
Материя как объективная реальность существует не наряду с конкретными вещами, не как некий материал, из которого строятся все конкретные вещи. Понятие материи отражает бесчисленное множество вещей, их свойств и отношений. Это понятие предполагает многообразие видов материи, за которыми в свою очередь стоят различные конкретные ее проявления. В современной науке виды материи трактуются как уровни ее структурной организации. Вся окружающая действительность подразделяется на три крупные сферы - неживую природу, живую природу (жизнь) и общество, каждая из которых включает ряд уровней, состоящих из низших образований и в то же время входящих в высший уровень. Неживая природа включает следующие уровни (в порядке восхождения): элементарные частицы и вакуум, атомы, молекулы, макротела, планеты, планетные системы, галактики, системы галактик, метагалактика... До какого предела можно продолжать анализ строения материи в обе стороны? На уровне молекул возможно появление жизни, которая включает следующие уровни: доклеточный уровень (ДНК, РНК, белки), клетки, многоклеточные организмы, популяции, биоценозы, биосфера. На уровне популяций возникает общество, строение которого еще плохо изучено.
Движение. Философское учение о материи включает проблему движения, которая рассматривалась различными философскими школами. Так, для древнегреческой философии было характерно широкое понимание движения как изменения вообще (Гераклит). Материалисты Нового времени говорили о неразрывности материи и движения (Ф.Бэкон) и т.д.
Движение связано и со своей противоположностью - покоем: как то, так и другое имеет черты абсолютности и относительности. Движение включает ряд разновидностей - форм. Энгельс выделил механическую, физическую, химическую, биологическую, социальную формы движения материи. Каждая из них связана со специфическим материальным носителем.
Пространство и время. Движение всегда происходит в пространстве и во времени. В философии и науке (в основном физике) велись непрерывные споры по вопросу о сущности пространства и времени. Борьба шла между материализмом и идеализмом, а также между субстанциональной и реляционной концепциями. Согласно первой, пространство и время представляют собой особые, независимые от материи сущности (Демокрит, И. Ньютон). Реляционная же концепция (Аристотель, Г.Лейбниц) трактует пространство и время как специфические отношения между объектами, их свойствами и состояниями. По-видимому, она более правильна.
Наиболее существенной особенностью пространства и времени в философском смысле является их органическая связь с движущейся материей. В зависимости от сферы бытия различают физическое, биологическое и социальное пространство и время. Наиболее изучено физическое пространство и время. Важно также отличать реальные пространство и время от их отражений - перцептуального и концептуального. Перцептуальные пространство и время есть отражение реального пространства и времени в ощущениях и восприятиях, они зависят от обстановки и психологических особенностей субъектов. Концептуальные пространство и время есть характеристика пространства и времени в соответствующих теориях, и они определяются социокультурными факторами.
Природа и общество как объекты философского анализа.
Важнейшими сферами бытия являются природа и общество. Они являются одновременно объектом различных наук, искусства, обыденного сознания. Философия берет на себя мировоззренческий и методологический подходы.
|
|
Понятие природы. Понятие "природа" применяется в различных смыслах. В широком смысле слова ее отождествляют с бытием вообще, в узком под ней понимают совокупность естественных условий существования человека и общества, т.е. область материального бытия за вычетом общества.
Для более детальной характеристики взаимодействия человека с природой применяется понятие "окружающая среда" (среда обитания), под которой подразумевают область бытия, находящуюся в непосредственном контакте с человеком. Различают естественную и искусственную окружающую среду. Естественная окружающая среда включает гео- и биосферу, а также часть солнечной системы в связи с космической деятельностью человека. Искусственная окружающая среда ("вторая природа") представляет собой совокупность явлений и процессов, созданных человеком, включая технику, а также живые организмы, выведенные человеком. С некоторой условностью можно говорить о техносфере как системе искусственных объектов. Выделяют также ноосферу. Последнее понятие было введено Э.Леруа и затем развито русским ученым В.Вернадским, оно означает область разумной деятельности человека, особую сферу взаимодействия общества и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность ста нет определяющим фактором развития.
Живое и неживое. Важно проводить различие между живым и неживым. Игнорирование этих различий неоднократно приводило в истории общества к таким заблуждениям, как анимизм, одушевляющий все явления, или гилозоизм, который считал, что все сущее живет и ощущает. Вместе с тем здесь содержится указание на связь человека с природой.
По-видимому, живое отличается от неживого наличием потребности. В целом же провести научно обоснованное различие между живым и неживым не так просто. Это задача широкого комплекса наук, из которых ведущее место принадлежит, естественно, биологии. Философию интересуют вопросы происхождения жизни, пути ее эволюции и главным образом ее сохранения. Характерен в этом отношении введенный немецко-французским мыслителем А.Швейцером принцип биофилии — "благоговения перед жизнью". Философский материализм считает возникновение жизни закономерным результатом действия сил природы, идеализм больше настаивает на качественном отличии живого от неживого. Выше уже обсуждались вопросы системной организации живого. В данном контексте необходимо подчеркнуть важность сохранения биосферы, учета специфических особенностей ее развития.
|
|