Методические рекомендации

На определенной стадии развития природы возникает че­ловечество, появляется специфическая социальная организация, функционирующая и развивающаяся по своим зако­нам.

Именно в познании общества особенно необходим философский анализ. Здесь нельзя применять лакмусовую бумажку или микроскоп — их должна заменить сила абст­ракции. Научный, материалистический подход к познанию общества затрудняется и тем обстоятельством, что здесь действуют люди, наделенные сознанием, ставящие перед собой определенные цели. Господствовал идеализм, за ко­торым, однако, нельзя не признать определенных истори­ческих заслуг.

До сих пор еще широко распространен натурализм, пытающийся полностью объяснить общество законами при­роды (физики, биологии и пр.). Его сильная сторона — отбрасывание сверхъестественных причин, слабая — упро­щенное понимание общества.

К.Маркс сформулировал принципиальной важности положение: общественное бытие определяет общественное сознание. Вместе с тем общественное сознание обладает определенной активностью и относительной са­мостоятельностью. К.Маркс подчеркнул определяющую роль материального производства в общественном бытии, показал ведущую роль базиса по отношению к надстройке и т.д.

Социальный закон и деятельность субъекта. Материа­листическое понимание общественного бытия позволило правильно соотнести законы общества и сознательную дея­тельность людей. Каждый индивид, живущий в обществе, преследует свои определенные цели и действует так, чтобы добиться их осуществления. Эти цели и действия многооб­разны, различны, противоречивы. Тем не менее, за этой массой индивидуальных действий лежит некая общая сущ­ность. В пределах одного исторически конкретного обще­ства люди включены, независимо от их воли и желания, в определенную систему материальных отношений, составля­ющих их общественное бытие.

Общественное бытие неизбежно порождает объектив­ные интересы и потребности, которые в чем-то сходны у людей близких социальных групп. Именно общность инте­ресов, отраженных в сознании, сплачивает людей, стиму­лирует их на борьбу за осуществление определенных обще­ственных целей. Все это и определяет возможность соци­альных законов.

Социальный закон не существует отдельно от деятель­ности, это может быть лишь в абстракции. Люди изменя­ют обстоятельства под давлением самих обстоятельств. Проявляющиеся в практической деятельности людей за­коны общественного развития определяют содержание и направление этой деятельности. Общество развивается по объективным законам, люди в своих действиях ограниче­ны определенными материальными условиями. Но в рам­ках объективной необходимости, а эти рамки довольно широки, люди могут действовать свободно, т.е. прини­мать различные решения, проявлять инициативу в соот­ветствии со своими интересами и целями. В философии издавна сложились два направления: фатализм и волюн­таризм. Первое преувеличивает зависимость человека от объективных условий и недооценивает его активную дея­тельность. Второе, напротив, отрицает роль объективных законов в обществе.

Общественное и индивидуальное сознание. Необходи­мость более детального осмысления сущности духовной культуры побуждает к анализу структуры и динамики развития общественного сознания. Здесь прежде всего не­обходимо различать индивидуальное сознание — сознание личности и общественное сознание -- сознание надындиви­дуальное. У них единый источник происхождения — ду­ховная жизнь общества, но они отличаются по субъекту сознания. Общественное сознание включает в себя совокуп­ность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек и нравов, интересов и идеалов, которые необходимо возникают в определенный исторический период у больших социальных групп. Процесс выработки общественного со знания представляет собой духовную жизнь общества. Это можно представить и как духовное производство, качест­венно отличающееся от материального.

Общественное сознание не есть сумма сознания отдель­ных личностей, подобно тому как общество не есть простая сумма составляющих его людей. Общественное сознание — это особая духовная система, которая имеет свои специфи­ческие объективные законы развития. Оно "объективиру­ется" и существует надличностно в открытиях науки, худо­жественных произведениях, правовых и моральных нормах и т.д. Все эти проявления общественного сознания — необходимое условие формирования личного, индивиду­ального сознания. Между индивидуальным и общественным сознанием существует постоянное взаимодействие: ис­торически выработанные идеи, нормы общественного сознания становятся основой мировоззрения, личными убеж­дениями индивида, источником его знаний, нравственных предписаний, эстетических представлений и т.д., а личные идеи и убеждения (в особенности это характерно для пере­довых мыслителей) приобретают общественную значи­мость, входя в состав общественного сознания.

Уровни общественного сознания. Общественное сознание имеет сложную структуру. В условно "вертикальном" ракурсе его принято делить на уровни, а в "горизонталь­ном" — на формы.

В свою очередь при анализе уровней общественного сознания применяют гносеологический и социологический аспекты анализа. Гносеологический аспект анализа предпо­лагает выяснение того, что и как отражает общественное сознание в общественном бытии. При таком подходе выде­ляют обыденный и теоретический уровни общественного сознания. Обыденное сознание (здравый смысл) охватыва­ет и обобщает в основном внешние связи и отношения, не проникая в сущность вещей. Оно включает в себя всю сумму знаний и заблуждений, предрассудков и суеверий, связанных с повседневной деятельностью людей и их потребностями.

Более глубокое отражение, на уровне сущности, дает теоретическое сознание, существующее в виде системы идей, понятий, законов и т.д. Обыденное и теоретическое сознания взаимодействуют, причем ведущая роль принад­лежит второму. Но может случиться и так, что здравый смысл корректирует теоретические ошибки (в сфере эконо­мики, политики и т.д.). Существует ряд сфер жизни, которые еще не стали достоянием научного знания (внут­рисемейные и межличностные отношения). Поэтому ума­лять роль обыденного сознания не следует.

При социологическом подходе (аспекте) критерием раз­личения уровней общественного сознания является степень учета, способ выражения интересов отдельных классов или социальных групп. Выделяются два уровня: общественная психология и идеология. Общественная психология вклю­чает устойчивые психические состояния людей, а также взгляды и представления (политические, правовые, рели­гиозные, нравственные и др.), но не в виде теорий, а в виде убеждений, верований, предпочтений. Она отражает соци­альные условия жизни людей непосредственно и формиру­ется стихийно в процессе повседневной жизни.

Идеология дальше отстоит от условий повседневной жизни людей, но отражает общественные потребности пол­нее и глубже. Это отражение происходит с позиций опре­деленного класса (социальной группы, нации). Идеология выступает как самосознание соответствующего класса (со­циальной группы). В учебной и научной литературе идео­логия зачастую характеризуется как теоретическое отраже­ние интересов определенного класса. В такой трактовке идеология смешивается с теоретическим уровнем обще­ственного сознания. Еще более нелогично в таком случае деление идеологии на научную и ненаучную. Видимо, точ­нее говорить о систематизированном, цельном отражении общественных интересов. В отличие от общественной пси­хологии идеология формируется сознательно и целенаправ­ленно, в результате идеологической работы. Идеология существует и возникает в классовом, социально неоднород­ном обществе.

Общественная психология и идеология взаимодейству­ют друг с другом. Определяющая роль в этом взаимодей­ствии принадлежит, по-видимому, идеологии.

Формы общественного сознания. Общественное сознание в "горизонтальном" плане разграничивается на формы. Выделяют такие формы общественного сознания, как полити­ческое, правовое, религиозное, нравственное, эстетическое, философское, научное (а за последнее время в отдельных работах также экономическое, экологическое, технологиче­ское и др.). Формы общественного сознания отличаются друг от друга по:

1) объекту отражения;

2) способу отражения;

3) социальной роли.

Все они взаимодействуют друг с другом, исторически изменяются.

В каждой из них присутствуют уровни общественного сознания. Охарактеризуем вкратце важнейшие из них.

Политическое сознание представляет собой отражение политических отношений (т.е. отношений по поводу вла­сти) между классами, нациями, государствами. Политиче­ское сознание не однородно, а имеет свою структуру. На идеологическом уровне оно выражается в форме системы политических взглядов, идей, теорий, программ, лозунгов, выражающих коренные интересы различных классов, на­ций, государств. На уровне общественной психологии пол­итическое сознание выступает в виде несистематизирован­ных политических взглядов, чувств, настроений, представ­лений людей о государстве, власти, отношениях между государствами, нациями, партиями и т.д.

Правовое сознание (правосознание) представляет со­бой совокупность взглядов, теорий, представлений, выра­жающих отношение людей к существующему праву как к системе устанавливаемых государством юридических норм. Правосознание возникает с появлением классов и государ­ства. Право охраняет интересы, прежде всего экономически господствующего класса, хоть ему и присущи тенденции выражения общечеловеческих интересов. Особенно тесно оно связано с политическим сознанием. На идеологическом уровне правосознание выступает в виде определенной сис­темы правовых взглядов, правовых учений, теорий, кодек­сов. На уровне социально-психологическом оно представ­ляет собой различные мнения о законах и справедливости в отношениях между отдельными людьми, учреждениями, социальными группами. Правосознание выполняет ряд функций: познавательную (реализует познание права инди­видами, участвующими в правовых отношениях), оценоч­ную (субъект в соответствии со своими интересами и юридическими познаниями оценивает отдельные правовые действия), регулятивную (правосознание регулирует правовое поведение людей). В правосознании, как и в политическом сознании, существуют большие различия (особенно в пери­оды политической нестабильности) между официальной идеологией и массовым сознанием.

Религиозное сознание представляет собой как бы удво­ение мира, поскольку наряду с реальным миром провозгла­шается существование потустороннего, где якобы найдут свое разрешение все противоречия земного бытия. Главный признак религиозности - вера в сверхъестественные силы. Противоположное религии мировоззрение — атеизм. Это самостоятельная форма общественного сознания, а, ско­рее, общественно санкционированный противовес религи­озному сознанию. Без противопоставления религии атеизм был бы лишен смысла. В структуру религиозного сознания входят религиозная психология (совокупность представле­ний, чувств, настроений, привычек, традиций) и религиоз­ная идеология (система идей, разработкой и пропагандой которой занимаются богословы и служители культа).

Религии присущи свои социальные, гносеологические и психологические корни. Социальные корни заключаются в несвободе людей, их бессилии перед объективными услови­ями жизни. Гносеологические (познавательные) корни за­ключаются прежде всего в способности сознания отрывать­ся от действительности, порождать "превратные" отраже­ния, фантастические образы. К психологическим корням религии относятся страх перед смертью или одиночеством, потребность в преодолении неблагоприятных эмоциональ­ных воздействий и др. Религия выполняет иллюзорно-ком­пенсаторную функцию, т.е. дает человеку надежду успоко­ения и моральное удовлетворение, хотя сама жизнь реально не меняется к лучшему. Другой функцией религии является мировоззренческая — она создает свою картину мира. Религия выполняет также регулятивную функцию: она устанавливает свою систему норм и ценностей, которые регулируют поведение человека, подчиняют его деятель­ность требованиям церкви. Религия выполняет и коммуни­кативную функцию, способствуя общению верующих лю­дей в пределах религиозной общины. Религия может исчез­нуть только тогда, когда будут преодолены породившие ее причины, когда другие формы общественного сознания смогут взять на себя ее функции. Подходя к вопросу реально и учитывая стремление многих служителей церкви, а тем более верующих участвовать в перестройке общества, видимо, следует идти с ними на диалог и сотрудничество.

Нравственное (моральное) сознание возникает еще в первобытном обществе. Человек для своего выживания нуждается не только в средствах труда, но и в определен­ных правилах совместной жизни. Эти правила выражаются в морали — системе общественных принципов, правил, норм. Мораль выполняет прежде всего регулятивную фун­кцию, и в этом отношении она близка к праву. Но в отличие от права моральные нормы поддерживаются силой привыч­ки, общественного мнения.

Отношения между людьми, регулируемые посредством морали (нравственности) или оцениваемые с ее помощью представляют собой нравственные отношения. Нравственное сознание есть осознание существующей морали и нрав­ственных отношений. Социально-психологический уровень морального сознания включает в себя моральные чувства (честь, достоинство, совесть, долг и др.). Эмоции и пред­ставления о моральном и аморальном, выработанные на опыте знания правил, нравов, обычаев коллектива и обще­ства. На идеологическом уровне моральное сознание пред­ставляет собой совокупность принципов, норм, идеалов людей. Идеологический уровень морального сознания за­креплен в этических учениях.

Социальная неоднородность обусловливает разнообразие моральных норм в разные эпохи, а также у разных народов и социальных групп (классов). Вместе с тем в них существует непреходящее общечеловеческое содержание (например, "зо­лотое правило нравственности": не делай другим того, чего не хочешь, чтобы причиняли тебе). Предпосылки формиро­вания общечеловеческой морали содержатся и в религии.

Эстетическое сознание есть особая форма обществен­ного сознания, отражающая действительность с точки зре­ния совершенства и несовершенства явлений природы и общества, их общественной ценности — красоты, прекрас­ного и безобразного. Наиболее полным и обобщенным выражением эстетического отношения к действительности является искусство, в котором эстетическое превращается в основную цель деятельности. Искусство отражает дейст­вительность с помощью художественных образов, в которых обобщение сочетается с наглядностью, и художественных приемов (метафора, символ, иносказание и др.). Эсте­тическое отношение присутствует как побочный элемент во всех формах деятельности.

Взаимоотношения общества и природы. Сущность экологической проблемы. С возникновением общества оно по необходимости взаимодействует с природой. Это взаимодействие не является постоянным: непрерывно изменя­ется как зависимость общества от природы, так и его воздействие на природу. Можно выделить три основных этапа взаимоотношения общества с природой:

1) адаптив­ный период, когда человек вел себя сравнительно пассивно по отношению к природе, почти не производил, а лишь довольствовался тем, что ему давала природа (от возник­новения вида "Homo sapiens" до появления скотоводства и земледелия);

2) обособление человека от природы и проти­востояние ей (развитие производства с присущим ему сельскохозяйственным, промышленным и научно техническим этапами). В ходе этого этапа наступает отчуждение челове­ка от природы;

3) восстановление единства, гармонии че­ловека и природы.

В настоящее время мы находимся на втором историче­ском этапе. Возник экологический кризис как выражение резкого несоответствия между потребностями общества и возможностями природы. Наряду с неконтролируемым воз­действием общества на природу необходимо учитывать и разрушительное действие стихий, а также биоповреждения технической среды как ответную реакцию организмов на изменение привычных условий обитания. Дело, таким об­разом, не сводится только к загрязнению окружающей среды человеком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: