Глава восьмая

ТЕКСТ 1

Желая рассмотреть судебные дела, царь должен прийти в суд в сопровождении брахманов и опытных советников.

ТЕКСТ 2-3

Сидя или стоя в собрании суда, скромно одетый и украшенный драгоценностями, царь должен рассмотреть судебные вопросы в соответствии с восемнадцатью пунктами, по отдельности, посредством заключений, основанных на законах страны и священных писаний.

ТЕКСТ 4-7

Восемнадцать пунктов таковы: неуплата долга, обман, продажа чужого имущества, соучастие в нечестной сделке, неуплата жалованья, нарушение договора купли и продажи, спор между пастухом и владельцем скота, спор о границе земельного участка, клевета и физическое оскорбление, похищение имущества, насилие, прелюбодеяние, обязанности жены и мужа, раздел наследства, азартные игры и споры на деньги.

ТЕКСТ 8

Необходимо решать судебные дела и тяжбы, основываясь на вечном законе дхармы и священных писаний.

ТЕКСТ 9

Если царь лично не рассматривает судебные дела, он должен назначить на это место ученого брахмана, честного и добродетельного.

ТЕКСТ 10

Уполномоченный ученый брахман в окружении трех судей в собрании суда должен рассмотреть судебные тяжбы.

ТЕКСТ 11

Суд, где сидят три брахмана, знающие Веды, и ученый брахман, назначенный царем, называют «судом Брахмы».

ТЕКСТ 12

Но суд, где судьи под влиянием адхармы (безбожия и зла) не пресекают преступление, пренебрегая истиной, будет поражен безбожием и злом.

ТЕКСТ 13

В собрании суда человек должен говорить только правду и ничего, кроме правды, — тот, кто в суде говорит ложь, является грешником.

ТЕКСТ 14

В том суде, где адхарма занимает место дхармы, а ложь занимает место истины, судьи встречают быструю гибель.

ТЕКСТ 15

Тот, кто защищает дхарму, всегда находится под защитой самой дхармы, но тот, кто нарушает дхарму, уничтожается самой дхармой. Поэтому человек должен всегда следовать по пути дхармы, истины.

ТЕКСТ 16

Тот, кто препятствует священной дхарме, является низшим среди людей, достойным презрения. Таково мнение мудрецов.

ТЕКСТ 17

Дхарма, как единственный друг, сопровождает человека даже после смерти, все остальное уничтожается вместе с телом.

ТЕКСТ 18

Четвертую часть от совершения безбожной деятельности (адхармы) принимает на себя виновник, лживый свидетель, судьи и царь.

ТЕКСТ 19

Но так как царь и судьи неповинны в грехе, последствия греха не касаются их, однако все последствия греха обрушиваются на человека, совершившего преступление.

ТЕКСТ 20

Царь должен назначать на должность судьи исключительно брахманов, людей, обладающих квалификацией, но он никогда не должен назначать на должность судьи шудру.

ТЕКСТ 21

Страна, в которой шудра управляет высшими законами, дхармой, и вершит суд, гибнет, как корова погибает в болоте.

ТЕКСТ 22

Страна, лишенная дваждырожденных, в которой живут одни шудры и безбожники, приходит к полному разрушению от голода и болезней.

ТЕКСТ 23

Итак, царь, надлежаще одетый и серьезный, заняв место в суде, оказав почтение судьям-брахманам, может приступить к рассмотрению дел.

ТЕКСТ 24

Хорошо зная проявления дхармы и адхармы, добра и зла, царю необходимо рассматривать судебные дела, следуя порядку варн.

ТЕКСТ 25-26

По внешним признакам: звукам голоса, цвету лица, движениям тела, глазам и жестам нужно определять внутреннее настроение людей, поскольку выражение лица и глаз, походка, жесты, движения тела и речь выдают сокровенные мысли человека.

ТЕКСТ 27

Имущество одиноких сирот и наследство должно находиться под защитой царя, пока они не достигнут совершеннолетия.

ТЕКСТ 28

Следует установить помощь бездетным женщинам, лишившимся семьи, женам и вдовам, верным мужьям, и больным людям.

ТЕКСТ 29

Добродетельный царь должен наказывать воров, которые обманным путем лишают своих родственников имущества.

ТЕКСТ 30

В другом случае, если обладатель имущества пропал без вести, суд должен вынести решение, что в течение трех лет хозяин может получить его, однако, если пропавший без вести не обнаружен, имущество переходит в казну государства.

ТЕКСТ 31

Тот, кто на суде объявит, что ему принадлежит то или иное имущество или богатство, согласно закону, чтобы иметь на него право, должен сообщить количество, внешний вид и т. д. найденного имущества или богатства.

ТЕКСТ 32

Не знающий точно место, время, форму, цвет и количество утерянного имущества, должен заплатить штраф, равный стоимости утерянных ценностей.

ТЕКСТ 33

Царь имеет право взять шестую или двенадцатую часть потерянного имущества у обладателя этим имуществом, если оно найдено и возвращено ему.

ТЕКСТ 34

Найденное имущество следует строго держать под присмотром, а пойманных воров — приговорить к смертной казни посредством слона.

ТЕКСТ 35

Царь имеет право взять шестую или двенадцатую часть украденного и возвращенного богатства у его истинного владельца.

ТЕКСТ 36

Но если кто-то из жадности пытается завладеть найденным богатством, ложно объявляя себя его собственником, но при этом не способным правильно назвать количество, форму и цвет найденных ценностей, его облагают штрафом.

ТЕКСТ 37

Если ученый брахман найдет спрятанные сокровища, он имеет право взять их себе, поскольку истинный брахман считается обладателем всех богатств.

ТЕКСТ 38

Но если царь или его слуги найдут какие-либо сокровища, скрытые в земле, то половину этих богатств необходимо преподнести в дар чистым брахманам, а другую половину сложить в царскую сокровищницу.

ТЕКСТ 39

Поскольку царь защищает все государство и является его владыкой, он имеет право забирать половину найденных древних сокровищ и драгоценных металлов.

ТЕКСТ 40

Имущество, похищенное грабителями, должно быть возвращено по приказу царя всем владельцам, независимо от того, к какой варне они принадлежат. Но если царь присваивает их имущество себе, он принимает на себя грех грабителей.

ТЕКСТ 41

Царь должен хорошо знать обычаи общества, семейные традиции, обязанности членов каждой варны и свою собственную дхарму.

ТЕКСТ 42

К тому, кто добросовестно исполняет свои обязанности, даже если он находится вдали от общества, люди относятся почтительно.

ТЕКСТ 43

Царь и его министры никогда не должны из-за жадности создавать ложные судебные иски и вершить беззаконие.

ТЕКСТ 44

Как охотник ищет след животного по каплям крови, так и царь должен вершить правосудие, следуя по пути истины и закона.

ТЕКСТ 45

Руководствуясь законом правосудия и опираясь на истину, царь должен всегда выносить справедливые решения в присутствии свидетелей, согласно времени, месту и обстоятельствам.

ТЕКСТ 46

Поведение добродетельных и справедливых дваждырожденных можно установить, как закон, если их поведение не противоречит устоям государства и семейным обычаям.

ТЕКСТ 47

Если кредитор приносит в суд жалобу на должника, который не возвращает взятые деньги, суд должен вынести решение, чтобы должник вернул взятую сумму.

ТЕКСТ 48

Какими методами кредитор может получить свои деньги, теми же методами царь должен принудить должника вернуть долг.

ТЕКСТ 49

Возвращения долга можно добиться пятью методами: с помощью дхармы, судебным преследованием, хитростью, принуждением и силой.

ТЕКСТ 50

Того, кредитора, который собственными силами возвращает одолженные деньги, царь не должен преследовать после того, как возвратит свои деньги.

ТЕКСТ 51

Должника, отрицающего, что он брал в долг, но уличенного во лжи, необходимо принудить вернуть деньги кредитору и заплатить штраф за нанесенный моральный ущерб.

ТЕКСТ 52

Если должник отказывается вернуть долг, утверждая свою невиновность, полагается призвать свидетелей и привести доказательства.

ТЕКСТ 53-56

Но если кредитор или человек, подавший жалобу на обвиняемого, дает неверные или ложные показания, отказывается от раннее данных утверждений и доказательств, разговаривает со свидетелями в уединенном месте, не желает отвечать на заданный вопрос или уклоняется от ответа, не помнит ранее сделанных утверждений и доказательств, он не получит денег, на которые претендует.

ТЕКСТ 57

Если он объявляет, что имеет свидетелей, но не указывает свидетелей, — судья, согласно этим причинам, должен лишить его права на иск.

ТЕКСТ 58

Если подающий жалобу отказывается говорить или дает ложные показания, его следует подвергнуть телесному наказанию и потребовать штраф согласно закону.

ТЕКСТ 59

Тот, кто лживо отвергает обвинения в свой адрес, и тот, кто ложно обвиняет невиновного, должны по приказу царя заплатить двойной штраф по сравнению с суммой иска.

ТЕКСТ 60

Если обвиняемый отрицает данные на него показания, он должен в присутствии трех свидетелей и одного брахмана, назначенного царем, доказать свою невиновность.

ТЕКСТ 61

Теперь я расскажу о свидетелях, которые должны быть представлены обвинителями при судебных разбирательствах, и как они должны давать верные показания.

ТЕКСТ 62

Свидетелями, дающими показания, должны быть домохозяева, имеющие детей, и принадлежащие к сословию кшатриев, вайшьев или шудр.

ТЕКСТ 63

Свидетели в судебных делах должны быть достойны доверия, знающие дхарму и лишенные жадности. Но свидетелей, обладающих противоположными качествами, необходимо избегать.

ТЕКСТ 64

Свидетели не должны быть родственниками, соучастниками, врагами, имеющими дурную репутацию, пораженными болезнями или изобличенными в подобных судебных сделках, и также они не должны быть заинтересованы в иске.

ТЕКСТ 65

В качестве свидетеля не могут быть представлены царь, ремесленник, актер, брахман, знаток Вед, или изучающий Веды и человек, отрекшийся от мира.

ТЕКСТ 66-67

Также в качестве свидетеля нельзя иметь раба, слугу, низкорожденного, порочного человека, старца, ребенка, человека, лишенного какого-либо органа чувств, бедствующего, пьяного, безумного, голодающего, изнуренного усталостью, сексуально озабоченного, гневливого человека и вора.

ТЕКСТ 68

Свидетельские показания относительно женщин должны давать женщины, относительно дваждырожденных — Дваждырожденные, относительно шудр — честные шудры, относительно низкорожденных — низкорожденные.

ТЕКСТ 69

Но очевидец событий, кем бы он ни был, может давать свидетельские показания в любом месте: будь то в помещении или в лесу, а также в условиях, опасных для жизни.

ТЕКСТ 70

При отсутствии надлежащих свидетелей, показания может дать женщина, ребенок, старик, ученик, родственник, раб или слуга.

ТЕКСТ 71

Но показания детей, стариков и больных следует считать ненадежными, также как людей со слабым рассудком.

ТЕКСТ 72

Во всех случаях насилия, воровства, супружеской измены, оскорблений физических и посредством бранных слов, не требуется слишком тщательно проверять (допрашивать) свидетелей.

ТЕКСТ 73

При разногласии в показаниях свидетелей царю следует предпочесть мнение большинства, при равенстве предпочтение следует отдать более добродетельным людям, а при разногласии между разными людьми предпочтение следует отдать брахманам.

ТЕКСТ 74

Показания свидетеля, видевшего собственными глазами происшедшее, или слышавшего, считаются более важными; при этом свидетель, говорящий правду, не лишается плодов дхармы и артхи.

ТЕКСТ 75

Свидетель, видевший происшедшее, но дающий ложные показания в собрании царского суда, после смерти низвергается в ад.

ТЕКСТ 76

Но если кто-то, видевший происшедшее, не будучи свидетелем, присутствует в суде, он должен дать правдивые показания, когда его спросят о происшедшем событии.

ТЕКСТ 77

Один-единственный мужчина, лишенный корысти, может быть компетентным свидетелем, но женщины, даже если они добродетельны, считаются ненадежными, вследствие непостоянства женского ума.

ТЕКСТ 78

Все, что говорят естественно и непринужденно свидетели на суде, должно быть принято, а все, что они говорят неестественно (под впечатлением страха или мщения), в соответствии с дхармой непригодно.

ТЕКСТ 79-80

В собрании суда судья должен обратиться к свидетелям в присутствии обвинителя и обвиняемого, со следующими словами: «Говорите правду и ничего, кроме правды. Что вы знаете о случившемся между обвинителем и обвиняемым?»

ТЕКСТ 81

Свидетель, дающий правдивые показания, после смерти достигает высших миров и обретает славу, ибо правдивая речь высоко оценивается Господом Брахмой.

ТЕКСТ 82

Свидетеля, дающего ложные показания, после смерти свяжут веревки Варуны, бога воды, и в течение ста рождений он должен будет находиться под водой в беспомощном состоянии. Поэтому не следует лжесвидетельствовать в собрании суда.

ТЕКСТ 83

Правда очищает свидетеля, правда защищает дхарму и возвышает человека, поэтому свидетели всех сословий должны говорить только правду.

ТЕКСТ 84

Душа является свидетелем всех своих поступков и сама пожинает плоды своих действий. Но высшим свидетелем является Сверхдуша, наблюдающая поступки каждого, поэтому не следует пренебрегать своей вечной душой (то есть самим собой).

ТЕКСТ 85

Злоумышленник думает, что никто не видит его злых деяний, но он не знает, что за ним наблюдают полубоги и Сверхдуша, живущая в сердце.

ТЕКСТ 86

Небо, земля, ветер, вода, луна, солнце, повелитель смерти Яма, сердце, дхарма, день, ночь, утро и вечер — знают и наблюдают деятельность всех живых существ.

ТЕКСТ 87

Итак, утром в собрании суда судья, чистый умом и телом, в присутствии ученых брахманов должен попросить дать показания дваждырожденных (свидетелей), обращенных лицом к северу или к востоку.

ТЕКСТ 88

К брахману следует обращаться со следующими словами: «Говори»; к кшатрию — «Говори правду»; к вайшье — «Говори правду, ибо лжесвидетельство столь же преступно, как кража коров, золота и зерна»; к шудре — «Говори только правду, ибо лжесвидетель сурово наказывается законом».

ТЕКСТ 89

Лжесвидетель после смерти отправляется в те места, куда попадают убийцы брахманов, женщин и детей, предатели друга и неблагодарные, низкие люди.

ТЕКСТ 90

Плоды всех благочестивых поступков человека, говорящего неправду, идут к псам и шакалам.

ТЕКСТ 91

Если человек думает: «Я один», он должен знать, что в его сердце постоянно находится Высший Свидетель, наблюдающий его дурные и благие поступки.

ТЕКСТ 92

Если у человека нет прегрешений перед богом смерти Ямараджем, сыном Вивасвана, наблюдающим за всеми поступками каждого, он может не омываться в Ганге для очищения от грехов и не посещать землю Куру.

ТЕКСТ 93-94

Тот, кто лжесвидетельствует в судебном собрании, в будущем будет страдать от голода и жажды, обнаженный и лишенный волос он будет собирать милостыню в домах своих врагов, а после смерти низвергнется в ад, в кромешную тьму.

ТЕКСТ 95

Человек, который, придя в суд, говорит неправду по делу, очевидцем которого он не был, подобен слепому, который ест рыбу с костями.

ТЕКСТ 96

По мнению полубогов, нет в этом мире лучше человека, который, давая показания, не испытывает беспокойств, поскольку совесть его чиста, а слова правдивы.

ТЕКСТ 97

А сейчас я перечислю, сколько родственников губит тот, кто дает ложные показания в различных случаях.

ТЕКСТ 98

Пятерых он губит, когда говорит неправду относительно животных, десятерых губит, когда лжет относительно коров, сотню губит своим лжесвидетельством относительно лошадей, тысячу губит, когда говорит неправду относительно людей.

ТЕКСТ 99

Говорящий неправду относительно золота губит родившихся и не родившихся родственников, а лжесвидетельствуя относительно земли, он губит себя.

ТЕКСТ 100

Лжесвидетельства относительно водных источников, любовных отношений с женщинами и драгоценных камней приравниваются к лжесвидетельству относительно земли.

ТЕКСТ 101

Поэтому, зная, какие несчастья приносят лжесвидетельства, выступающий в роли свидетеля должен всегда говорить правду.

ТЕКСТ 102

Если в суде в качестве свидетелей выступают брахманы, которые пасут скот, занимаются ремеслом, торговлей, актерством и работают на других как слуги, — их нужно считать шудрами.

ТЕКСТ 103

Свидетель, который из сострадания и благих намерений говорит иначе, чем знает, не лишается благочестивых плодов; такая речь считается божественным оправданием.

ТЕКСТ 104

Если правдивые показания могут стать причиной смерти невинных шудры, вайшьи, кшатрия или брахмана, в таком случае ложь лучше правды.

ТЕКСТ 105

Чтобы искупить греховные последствия этой лжи, необходимо совершить поклонение богине красноречия Сарасвати, предложив вареный рис.

ТЕКСТ 106

Или можно искупить этот грех, возливая топленое масло в священный огонь, повторяя ведические мантры, посвященные богу воды Варуне.

ТЕКСТ 107

Свидетель, который, находясь в здоровом состоянии, отказывается давать показания относительно денежного долга в собрании суда, должен уплатить долг кредитору и десятую часть от этого долга царю.

ТЕКСТ 108

Свидетель, у которого, после показания в суде, умирает родственник, сгорает дом или случается болезнь, должен уплатить надлежащий штраф.

ТЕКСТ 109

При отсутствии свидетелей судья должен потребовать обвиняющего и обвиняемого дать правдивые показания, поклявшись в достоверности своих слов.

ТЕКСТ 110

Полубоги и великие мудрецы, чтобы выяснить правду, давали клятвы, даже мудрец Васиштха клялся царю, сыну Пиджаваны.

ТЕКСТ 111

Мудрый человек никогда не должен давать клятву, если его слова нечестны, ибо лживые слова, подтвержденные клятвой, навлекают гибель на дающего подобную клятву.

ТЕКСТ 112

Однако нет преступления в том, если человек скрывает правду, подтверждая клятвой: в отношении женщин, семейных дел, корма коров, топлива, жертвоприношений и ради оказания помощи брахману.

ТЕКСТ 113

При показании в суде брахман должен поклясться своей правдивостью, кшатрий — своим оружием и колесницей, вайшья — коровами, зерном и золотом, а шудра — готовностью к наказанию.

ТЕКСТ 114

Или обвиняемый во время клятвы должен прикоснуться к огню, погрузиться в воду или прикоснуться к голове своей жены и сыновей.

ТЕКСТ 115

Если огонь не обжигает обвиняемого, вода не заставляет его подняться вверх, а с женой и детьми не случается никаких несчастий, — его слова, подтвержденные клятвой, следует считать правдивыми.

ТЕКСТ 116

Однажды, когда Ватса был обвинен своим младшим братом, огонь, один из наблюдателей мира, не сжег даже волоска на теле Ватсы благодаря его правдивости.

ТЕКСТ 117

В каком бы споре ни было дано ложное показание, следует отменить решение, а завершенное дело следует считать незавершенным.

ТЕКСТ 118

Показание, данное из жадности, по глупости, из страха, гнева, невежества и беспечности, считается ложным.

ТЕКСТ 119

Теперь я перечислю в должном порядке все виды наказания для того, кто дает ложные показания по одной из этих причин.

ТЕКСТ 120-121

Тот, кто лжесвидетельствовал, движимый жадностью, глупостью, страхом, из чувства дружбы, любви, гнева, беспечности или невежества, должен получить наказание в виде штрафа.

ТЕКСТ 122

Эти наказания за лжесвидетельство установлены мудрецами для утверждения закона правосудия и обуздания склонности к обману и беззакония.

ТЕКСТ 123

Лжесвидетелей, принадлежащих к сословию кшатриев, вайшьев и шудр, царь должен оштрафовать и изгнать из государства, а лжесвидетеля из рода брахманов необходимо просто изгнать.

ТЕКСТ 124

Ману, сын Брахмы, указал десять мест для наказания представителей трех варн, но брахман должен быть изгнан из страны без наказания.

ТЕКСТ 125

Детородный орган, живот, язык, руки, ноги, глаз, нос, оба уха, имущество и тело, — являются десятью местами для наказания.

ТЕКСТ 126

Рассмотрев обстоятельства, при которых было совершено преступление, причину, место и время, необходимо наложить наказание на виновного.

ТЕКСТ 127

Несправедливое наказание лишает чести, славы и достижения высших миров, поэтому следует всегда вершить правосудие.

ТЕКСТ 128

Царь, наказывающий невиновных и не подвергающий наказанию преступников, становится повинен в грехе и отправляется в ад после смерти.

ТЕКСТ 129

Вначале необходимо сделать предупреждение, затем — выговор, затем следует штраф, и только после этого — телесное наказание.

ТЕКСТ 130

Однако если одна из этих мер не имеет действие, следует применить все четыре вида наказания вместе.

ТЕКСТ 131

А теперь я изложу наименования единиц веса меди, серебра и золота, которые используются при торговых сделках.

ТЕКСТ 132

Крошечную пылинку, которая видна в солнечном луче, проходящем через оконную решетку, называют трасарену.

ТЕКСТ 133-136

Восемь трасарену считаются равными по весу одному яйцу вши, три яйца вши равны по весу одному зерну черной горчицы, те в свою очередь равны одному зерну белой горчицы, шесть зерен белой горчицы — среднему зерну ячменя, три зерна ячменя — кришнале, пять кришнал — маша, шестнадцать маш — суварне, четыре суварны — пале, десять пал — одной дхаране. Серебряная машака должна считаться за две вместе взятые кришналы, те последние шестнадцать — за серебряную дхарану, или пурану, каршапаной же должна считаться медная пана, равная по весу карте.

ТЕКСТ 137

Необходимо знать, что десять дхаран равны серебряной шатаме, четыре суварны равны по весу нишке.

ТЕКСТ 138

Двести пятьдесят пан являются первым штрафом, пятьсот пан — средним штрафом, тысяча пан — высшим.

ТЕКСТ 139

Если суд вынес решение, что долг следует вернуть, должник обязан уплатить в виде штрафа пять пан из ста, если он отрицает свою виновность, он обязан уплатить в два раза больше. Таково постановление Ману.

ТЕКСТ 140

Кредитор может увеличивать свои богатства за счет процента, установленного Васиштхой, он может брать восьмидесятую часть со ста в месяц.

ТЕКСТ 141

Или следуя правилам добродетели, он может брать две паны со ста в месяц, поступая так, он не навлечет на себя греха.

ТЕКСТ 142

В месяц, соответственно порядку варн, полагается брать два, три, четыре или пять процентов со ста.

ТЕКСТ 143

Но если залог приносит прибыль, кредитор не должен получать процент за ссуду; необходимо знать, что залог нельзя отдавать или продавать, даже при хранении в течение длительного времени.

ТЕКСТ 144

Залог нельзя использовать против воли должника; использующий залог, теряет процент или обязан уплатить должнику стоимость залога; иначе он будет считаться похитителем залога.

ТЕКСТ 145

Залог или вклад должны быть возвращены с течением времени, даже если долго хранились у принявшего залог.

ТЕКСТ 146

Имущество или собственность, например, корова, верблюд, лошадь и т. д., отданная под залог, можно использовать с согласия должника, но оно не должно быть утеряно.

ТЕКСТ 147

Если собственник допускает, чтобы его имуществом наслаждались и использовали в течение десяти лет, он не должен требовать вернуть его обратно спустя такой период времени.

ТЕКСТ 148

Если собственник имущества не имеет психических расстройств или если он уже не ребенок, он не должен претендовать на свое имущество, которое с его позволения использовалось долгое время.

ТЕКСТ 149

Однако залог, граница земли, имущество детей, вклад, женщины, собственность царя и собственность брахмана, познавшего Веды, не могут быть утрачены, даже если даются в пользование.

ТЕКСТ 150

Глупый залогодержатель, который без разрешения обладателя собственностью или имуществом использует залог для увеличения прибыли, должен отдать половину прибыли обладателю имущества.

ТЕКСТ 151

Процент от денежной ссуды не должен превышать удвоенной суммы долга, а для зерна, плодов, шерсти и вьючных животных процент не должен превышать сумму долга в пять раз.

ТЕКСТ 152

Добавочный процент считается недействительным, если на него нет санкции закона, кредитор имеет право только на пять процентов со ста.

ТЕКСТ 153

Процент нельзя брать более чем на год, он должен быть разрешен законом, его не следует усложнять и делать периодическим.

ТЕКСТ 154

Тот, кто желает заключить новый договор, но не в состоянии уплатить долг в установленный срок, может уплатить долговой процент и возобновить сделку.

ТЕКСТ 155

Если должник возобновляет договор, не уплатив долг, ему необходимо заплатить столько денег, сколько составляет возросший процент.

ТЕКСТ 156

Носильщик, согласившийся за денежное вознаграждение перевезти тот или иной груз в установленное место и в установленный срок, но нарушивший условия относительно места и срока, не получает оплаты.

ТЕКСТ 157

Если люди, опытные в морских путешествиях, устанавливают определенные цены на товар согласно месту, времени и обстоятельствам, в этих случаях цены необходимо считать законными.

ТЕКСТ 158

Тот, кто поручился за явку в суд должника и не исполнил обязательство, должен оплатить долг собственными деньгами.

ТЕКСТ 159

Сын, чей отец имеет долг по причине азартных игр, пьянства, легкомысленного дарения недостойным личностям и т. д., не обязан платить за отца деньги.

ТЕКСТ 160

Однако если должник умер, деньги, которые он брал в долг, должны вернуть его потомки или наследники.

ТЕКСТ 161-162

На каком основании кредитор может потребовать после смерти поручителя у наследника долг? Если поручитель получал деньги с того, за кого поручался, достаточные для уплаты, наследник поручителя, получивший их, должен уплатить долг.

ТЕКСТ 163

Договор, заключенный нетрезвым человеком, безумным, страдающим от болезни, ребенком, стариком, а также не имеющим полномочий, — считается недействительным.

ТЕКСТ 164

Соглашение или договор, даже подкрепленные документами, не считаются действительными, если они заключены не по правилам законодательства.

ТЕКСТ 165

Залог, продажу, дар или принятие дара, в основе которых лежит обман и мошенничество, — необходимо отменить.

ТЕКСТ 166

Если должник, который занимал деньги для поддержания своей семьи, умер, тогда семья должна вернуть долг, даже если члены этой семьи живут раздельно.

ТЕКСТ 167

Если слуга заключает договор для блага семьи своего господина, тот не должен отказываться от договора, даже если находится за пределами страны.

ТЕКСТ 168

Договор, соглашение или какое-либо дело, подписанные, заключенные или совершенные по принуждению, — считаются недействительными. Таково утверждение Ману, прародителя человечества.

ТЕКСТ 169

Свидетель, поручитель и судья страдают ради других, а брахман, царь, кредитор и торговец благоденствуют.

ТЕКСТ 170

Царь даже в крайней нужде не должен покушаться на чужую собственность, а во времена процветания не должен отказываться даже от незначительного пожертвования в казну государства.

ТЕКСТ 171

Покушение на чужую собственность и отказ оттого, что полагается брать, считаются слабостью царя, который из-за подобного рода действий находит свою быструю гибель.

ТЕКСТ 172

Но тот царь, который защищает подданных, приумножает богатство своего царства и не допускает смешения варн, процветает, как в этой жизни, так и следующей.

ТЕКСТ 173

Поэтому царь должен быть беспристрастным, подобно Ямараджу, богу смерти, он должен наказывать преступников и защищать невинных, укрощая гнев и обуздывая чувства.

ТЕКСТ 174

Однако злонамеренный царь, который, не следуя закону правосудия, несправедливо наказывает своих подданных, становится жертвой своих врагов.

ТЕКСТ 175

Но к добродетельному царю справедливому и беспристрастному, исполняющему свою дхарму подданные стремятся, как реки к океану.

ТЕКСТ 176

Если должник подает жалобу царю на кредитора, чтобы кредитор возвратил его деньги, царь должен принудить должника уплатить четвертую часть долга в качестве штрафа и сумму долга кредитору.

ТЕКСТ 177

Должник может отплатить долг кредитору работой, если он — представитель низшего сословия, но если он принадлежит к высшему сословию, он может отдавать долг постепенно.

ТЕКСТ 178

Согласно этому правилу, царь должен справедливо решать дела спорящих между собой граждан в присутствии свидетелей.

ТЕКСТ 179

Кредитор или человек, доверяющий деньги другим, должен быть разумным и давать деньги в пользование только правдивым, добродетельным людям, родовитым, достойного поведения, знающим дхарму и имеющим множество родственников.

ТЕКСТ 180

Необходимо знать, что в каком виде и количестве были даны деньги или имущество в виде ссуды, в таком виде и количестве они должны быть возвращены.

ТЕКСТ 181

Тот, кто не возвращает по просьбе вкладчика его деньги, которые он вложил, должен держать ответ перед судьей в отсутствие вкладчика.

ТЕКСТ 182

За неимением свидетелей в подобном судебном деле, судья для выяснения истины должен посредством тайных агентов соответствующего возраста и наружности дать в долг деньги обвиняемому, а затем через какое-то время потребовать деньги обратно.

ТЕКСТ 183

Если обвиняемый, не подозревающий, что за ним было установлено наблюдение, честно возвращает вклад обратно в том же количестве, в каком получил, с него снимается обвинение.

ТЕКСТ 184

Но если он не возвращает деньги в должный срок и в должном количестве, судье необходимо принудить его возвратить оба вклада. Таково правило дхармы.

ТЕКСТ 185

Вклад, который был открыт, не должен получать родственник вкладчика, ибо если родственник умрет, вклад может пропасть.

ТЕКСТ 186

Но того, кто возвращает вклад родственнику умершего вкладчика, не должны преследовать ни закон, ни царь.

ТЕКСТ 187

В сомнительных случаях необходимо стремиться возвратить вклад без хитростей, дружелюбно уладить дело соглашением.

ТЕКСТ 188

Это правило касается урегулирования всех дел с открытыми вкладами; при запечатанном вкладе, принявшего вклад не следует порицать, если он ничего не взял из него.

ТЕКСТ 189

Если вклад похищен, утонул или сгорел, человек, принявший вклад может ничего не возвращать, при условии если он ничего не брал из этого вклада.

ТЕКСТ 190

Того, кто присваивает вклад, и того, кто требует его, но не имеет права на этот вклад, необходимо проверить, а также подвергнуть суровому испытанию, упомянутому в Ведах.

ТЕКСТ 191

Того, кто не возвращает вклад, и того, кто требует его, не имея на него прав, необходимо наказать как воров и оштрафовать на сумму, равную вкладу.

ТЕКСТ 192

Царь должен принудить заплатить штраф тех, кто присваивает как открытый вклад, так и запечатанный.

ТЕКСТ 193

Тот, кто обманом присваивает чужое имущество, должен быть публично сурово наказан вместе с соучастниками.

ТЕКСТ 194

Вклад, данный в присутствии свидетелей, должен быть возвращен таким, каким его засвидетельствовали присутствующие; обманщик подлежит наказанию в виде штрафа.

ТЕКСТ 195

Если что-либо дано или получено без свидетелей, без свидетелей должно быть возвращено.

ТЕКСТ 196

Царь должен принимать решение относительно имущества, которое было дано под залог или в пользование, не причиняя ущерба принявшему заклад.

ТЕКСТ 197

Того, кто продает чужое имущество без согласия владельца, следует считать вором, и потому он не имеет права давать показания в суде в качестве свидетеля.

ТЕКСТ 198

Если он — родственник владельца имуществом, его следует оштрафовать на шестьсот пан, но если он не является родственником, он должен быть наказан как вор.

ТЕКСТ 199

Согласно закону, дар или продажа, произведенные человеком, не имеющего прав на продажу или дарение имущества, — считаются недействительными.

ТЕКСТ 200

Где собственность очевидна, но не видно владельца, там право на собственность должна быть доказана самим владельцем.

ТЕКСТ 201

Тот, кто покупает какую-либо ценность или имущество в присутствии свидетелей, получает это имущество честно, по закону.

ТЕКСТ 202

Если торговец, продавший чужое имущество, скрылся, покупатель имущества может быть оправдан публичной продажей (свидетелями) и отпущен царем без наказания, а проданное имущество должно быть возвращено владельцу.

ТЕКСТ 203

Законом запрещается продавать товар плохого качества, смешанный с другим товаром, не имеющийся в наличии или скрытый.

ТЕКСТ 204

Если жениху перед свадьбой показали его будущую невесту, а во время свадьбы по ошибке представили другую незамужнюю девушку, он может жениться на них обеих за одно приданое. Таково указание Ману.

ТЕКСТ 205

Тот, кто выдает девушку замуж, предварительно оповестив жениха о ее недостатках (например, безумстве, кожных болезнях или потери девственности), не подлежит наказанию.

ТЕКСТ 206

Если жрец, проводящий жертвоприношение, оставляет свое служение по болезни и т. д., ему необходимо выдать вознаграждение пропорционально служению, которое он выполнил.

ТЕКСТ 207

Если он оставляет свое служение, когда жертвенные дары уже розданы, он должен получить свою долю, а вместо себя поставить Другого жреца.

ТЕКСТ 208

Но если для жреца установлено особое вознаграждение (дакшина) за отдельные части обряда, следует ли тому, кто исполняет каждую часть обряда, получать всю дакшину?

ТЕКСТ 209

Жрец, который предлагает подношения, должен получить лошадь, жрец, который воспевает мантры, — повозку для сомы, жрец, возжигающий жертвенный огонь, — колесницу, а жрец, который наблюдает за ходом жертвоприношения, — быстрого коня.

ТЕКСТ 210

Главные среди всех жрецов имеют право получить половину, за ними следуют те, кто получают треть и четверть даров.

ТЕКСТ 211

В соответствии с этим правилом необходимо производить распределение прибыли между людьми в этом мире, совместно исполняющим определенный вид деятельности.

ТЕКСТ 212

Если некий человек дал деньги другому на благотворительные цели, а тот использовал их не по назначению, взявший деньги должен возвратить их обратно.

ТЕКСТ 213

Однако если получатель из-за жадности или надменности отказывается возвратить деньги, царь должен принудить его возвратить их и принудить уплатить штраф за воровство.

ТЕКСТ 214

Итак, я рассказал вам о правилах доверия имущества и вкладах, а теперь я расскажу о неуплате жалованья.

ТЕКСТ 215

Наемный работник или слуга, который, не будучи больным, под влиянием гордости не исполняет работу согласно договору, должен быть оштрафован на восемь кришнал и лишен жалованья.

ТЕКСТ 216

Но если он болен, и затем, выздоровев, исполняет работу согласно договору, он может получить жалованье даже по прошествий долгого времени.

ТЕКСТ 217

Больной он или здоровый, он не получит жалованье, если не выполнит установленную работу или не закончит ее.

ТЕКСТ 218

А теперь я изложу правила относительно нарушителей договора.

ТЕКСТ 219-220

Человека, который, заключив скрепленное клятвой соглашение с общиной, селением или округом, нарушает его из жадности, царь должен принудить уплатить шесть золотых медальонов, четыре золотых и сто серебряных монет и изгнать из страны.

ТЕКСТ 221

Справедливый царь должен применять подобные наказания по отношению к тем, кто нарушает соглашения с селениями и родовыми общинами.

ТЕКСТ 222-223

Тот, кто, купив или продав какую-либо вещь, впоследствии сожалеет о совершенном акте, может вернуть эту вещь в течение десяти дней. Но по прошествии десяти дней запрещается возвращать или брать проданную вещь обратно, — нарушивших это правило царь должен оштрафовать на шестьсот пан.

ТЕКСТ 224

Того, кто выдает замуж девушку, имеющую недостатки, не упоминая о них, должен быть оштрафован царем на девяносто шесть пан.

ТЕКСТ 225

Но тот, кто из зависти или злобы скажет про девушку, что она не девственница, и не докажет ее вины, должен уплатить штраф в Размере сто пан.

ТЕКСТ 226

Мантры для бракосочетания установлены только для девственниц, но не для девушек, потерявших свою девственность, поскольку они стоят вне религиозных законов.

ТЕКСТ 227

Мантры для бракосочетания определяют свидетельство замужества женщины, а действенность их признается после обряда саптапади.

ТЕКСТ 228

Если у кого-либо остается сожаление по поводу какой-либо совершенной сделки (покупки или продажи), царь должен оказать достойную поддержку согласно вышеизложенному правилу.

ТЕКСТ 229

А теперь я изложу правила касательно спора, возникшего между владельцем скота и скотоводом (пастухом).

ТЕКСТ 230

Днем ответственность за сохранность скота лежит на пастухе, ночью — на хозяине, если скот находится в его доме; если нет, то ответственность полностью лежит на пастухе.

ТЕКСТ 231

Пастух, получающий жалованье в виде молока, может с разрешения хозяина доить одну лучшую корову из десяти для собственного пропитания. Таково будет жалованье пастуха при отсутствий другого заработка.

ТЕКСТ 232

Если вследствие недостаточной заботы со стороны пастуха животное умирает, пропадает, заболевает тяжелой болезнью, умирает в яме при падении или становится жертвой диких собак и волков, пастух несет полную ответственность и должен возместить убыток.

ТЕКСТ 233

Однако пастух не должен возмещать за украденное ворами животное, если он поднимал тревогу и если он сообщил хозяину время и место кражи.

ТЕКСТ 234

Если животное умирает естественной смертью, пастух должен предоставить хозяину шкуру животного, уши, хвост, мочевой пузырь, сухожилия, желчь и другие части тела для подтверждения естественной смерти.

ТЕКСТ 235

Если в присутствии пастуха волки задирают коз и овец, а пастух при этом не предпринимает никаких мер для защиты скота, он становится повинным в их смерти.

ТЕКСТ 236

Но если волк внезапно набросится и умертвит одно из домашних животных, пасущихся стадом в лесу, в этом случае вины пастуха нет.

ТЕКСТ 237

Со всех сторон деревни, селения или города необходимо иметь пространство общей земли в сто дхану, или достаточное для выпаса скота.

ТЕКСТ 238

Если скотина затопчет неогороженную пшеницу или другую злаковую культуру, царь в этом случае не должен наказывать пастухов.

ТЕКСТ 239

Владелец поля должен огородить свою землю, чтобы даже верблюд не мог посмотреть на нее, а собака или свинья не могли пролезть через ограду или под ней.

ТЕКСТ 240

Если скот, сопровождаемый пастухом, наносит какой-либо вред на огороженном поле, расположенном около дороги или вблизи селения, пастух должен уплатить штраф; но если скот пасется без пастуха, владелец земли должен сам отогнать скотину.

ТЕКСТ 241

Если скот пасется на возделанной земле и наносит вред урожаю, пастух должен быть оштрафован, а убыток за испорченный урожай необходимо возместить владельцу земли.

ТЕКСТ 242

За вред, нанесенный недавно отелившейся коровой, быком или скотом, — предназначенных для жертвоприношения полубогам, не важно был с ними пастух или нет, нет необходимости платить штраф. Таково заключение Ману.

ТЕКСТ 243

В случае ущерба, нанесенного урожаю из-за небрежности владельца поля, землевладелец должен заплатить штраф царю в виде десятикратной доли зерна и половину штрафа при небрежности работников, если владелец не был об этом осведомлен.

ТЕКСТ 244

Справедливый царь должен придерживаться этих правил при различных нарушениях, вызванных владельцем скота и пастухом.

ТЕКСТ 245

Если возникли разногласия между двумя деревнями о границе земли, границу следует определять в месяц джйештха (май-июнь)? когда пограничные знаки станут полностью проявлены.

ТЕКСТ 246-247

На границе между деревнями необходимо сажать деревья ньягродха, ашватха, кимшука, шалмали, сала, пальмы, деревья, дающие молочный сок; кустарники, различные породы бамбука, лианы, тростник, кусты кубджака. А также нужно делать насыпь в виде холмиков, чтобы границы между селениями были всегда видны.

ТЕКСТ 248

Пруды, колодцы, водоемы и каналы должны быть устроены на общих границах, также как и храмы.

ТЕКСТ 249-251

Из-за постоянной вражды между людьми, причиной которой являются незнание границ территории, необходимо сделать и другие тайные пограничные знаки, используя для этого камни, кости, шерсть коровы, солому, пепел, черепки, коровий навоз, кирпичи, уголь, гравий, песок и другие предметы подобного рода, которые долгое время остаются на поверхности земли.

ТЕКСТ 252

Принимая в расчет вышеупомянутые правила, царь должен определять границу при споре двух сторон.

ТЕКСТ 253

Если даже при наличии пограничных знаков возникают сомнения, решения спора относительно границы необходимо возложить на свидетелей.

ТЕКСТ 254-255

Свидетели в споре должны дать показания о пограничных знаках в присутствии жителей обоих селений, и при единогласном решении о границе необходимо официально утвердить границу и записать всех свидетелей поименно.

ТЕКСТ 256

Все свидетели должны, положив землю на голову и надев цветочные гирлянды и красные одежды, поклявшись своими добрыми Делами, определить подлинную границу.

ТЕКСТ 257

Честно определяя границу, они очищаются, свидетельствуя истину, но если они неверно определят границу селения, им надлежит уплатить штраф в размере двести пан.

ТЕКСТ 258

При отсутствии свидетелей четверо добродетельных и честных жителей соседних селений должны вынести решение о границе в присутствии царя.

ТЕКСТ 259-260

При отсутствии свидетелей, проживающих в соседнем селении, следует взять в свидетели следующих людей: живущих в лесу, охотников, птицеловов, пастухов, рыболовов, землекопов, ловцов змей, жнецов и других живущих в лесу.

ТЕКСТ 261

Границы между двумя селениями должны быть установлены в соответствии с пограничными знаками в присутствии царя.

ТЕКСТ 262

При решении относительно пограничных знаков для границ полей, колодцев, озер, садов и домов — необходимо узнать мнение соседей.

ТЕКСТ 263

Если соседи дают ложную информацию о границах (пограничных знаках) между селениями, каждый из них должен уплатить царю штраф.

ТЕКСТ 264

Тот, кто посредством угроз присваивает дом, пруд, сад или участок земли, должен быть оштрафован на пятьсот пан; если он присвоил землю по неведению, ему следует уплатить штраф в размере двухсот пан.

ТЕКСТ 265

Если граница не проявлена, добродетельный царь должен сам определить границу для блага спорящих сторон.

ТЕКСТ 266

Итак, я изложил закон и правила о границах между селениями, теперь я расскажу о мерах, которые должны быть приняты при оскорблениях словом.

ТЕКСТ 267

Кшатрий, оскорбивший словом брахмана, подлежит наказанию в виде штрафа в размере сто пан, вайшья — в двести пятьдесят пан, а шудра, оскорбивший брахмана, подлежит телесному наказанию.

ТЕКСТ 268

Брахман, оскорбивший кшатрия, должен быть оштрафован на пятьдесят пан, вайшья — на двадцать пять пан, шудра — на двенадцать пан.

ТЕКСТ 269

При проступке дваждырожденных по отношению к представителям той же варны — двенадцать пан, при крайне оскорбительной речи штраф становится двойным.

ТЕКСТ 270

Если шудра станет поносить дваждырожденного ужасной бранью с презрением и оскорблениями, он заслуживает наказания в виде лишения языка.

ТЕКСТ 271

Оскорбителю дваждырожденных, дурно отзывающемуся об их имени и происхождении, необходимо вонзить в тело железный раскаленный стержень длиною в двенадцать пальцев.

ТЕКСТ 272

В уста и уши оскорбителя, надменно поучающего брахманов их обязанностям и дхарме, царь должен приказать влить кипящее масло.

ТЕКСТ 273

Тот, кто из гордости ложно объявляет себя ученым, родившимся в великой стране, принадлежащим к высокому роду и очистившимся благодаря священным обрядам, — должен быть наказан в виде штрафа на двести пан.

ТЕКСТ 274

Человек, оскорбительно называющий другого кривым, хромым или иным критиканским термином, даже если это соответствует действительности, — должен уплатить штраф, по меньшей мере в шестнадцать пан.

ТЕКСТ 275

Оскорбляющий мать, отца, брата, жену, сына, гуру и не уступающий гуру дорогу — должен быть оштрафован на сто пан.

ТЕКСТ 276

Если брахман и кшатрий оскорбляют друг друга, царю следует наложить на брахмана низший штраф, на кшатрия — средний.

ТЕКСТ 277

К вайшьям и шудрам применяется аналогичное наказание, без лишения языка за оскорбление.

ТЕКСТ 278

Теперь я расскажу о правилах наказания относительно оскорблений действиями.

ТЕКСТ 279

Та часть тела, которой представитель низшей касты нанесет физическое оскорбление представителю высшей касты, должна быть ампутирована. Таково утверждение Ману.

ТЕКСТ 280

Подняв руку или палку, оскорбитель должен лишиться руки; ударивший в гневе ногой, должен лишиться ноги.

ТЕКСТ 281

Если низкий человек с дурными качествами попытается поставить себя на один уровень с возвышенным брахманом и занять его место, он должен быть изгнан из страны с клеймом на бедре или с глубокой раной на ягодице.

ТЕКСТ 282

Если низкий человек плюнет на представителя высшего сословия (брахмана), царь должен приказать вырвать ему обе губы; если он обольет мочой брахмана, его необходимо лишить детородного органа; если он оскорбительно выпустит газы на брахмана, его необходимо лишить ануса.

ТЕКСТ 283

Тому, кто хватает брахмана за волосы, ноги, бороду, шею или промежность, царь должен приказать отрезать обе руки.

ТЕКСТ 284

Оцарапавший кожу и вызвавший появление крови должен быть оштрафован на сто пан, повредивший плоть — на шесть нишка, а сломавший кость должен быть изгнан из страны.

ТЕКСТ 285

Повредивший дерево должен уплатить штраф в соответствии с Ценностью и пользой, которую приносит это дерево.

ТЕКСТ 286

За нанесение удара с целью причинить вред людям или животным злоумышленник должен быть оштрафован в соответствии с размером повреждения.

ТЕКСТ 287

Тот, кто нанесет ранение с кровотечением должен уплатить пострадавшему сумму, необходимую для лечения или весь двойной штраф.

ТЕКСТ 288

Тот, кто намеренно или ненамеренно испортит чье-либо имущество, должен возместить ущерб и уплатить царю штраф, равный ущербу.

ТЕКСТ 289

При повреждении изделий из кожи, дерева и глины на виновного налагается штраф, пятикратный их стоимости; это также относится к порче цветов, кореньев и плодов.

ТЕКСТ 290

Существует десять случаев, относящихся к вознице, средству передвижения и его владельцу, в которых штраф не взимается, а в остальных случаях полагается штраф.

ТЕКСТ 291-292

Штраф не взимается, когда рвется узда, ломается ярмо, опрокидывается повозка на сторону или назад, ломается ось или колесо, рвутся ремни сбруи, а также подпруга и вожжи, если возница предупреждал об опасности. Таково утверждение Ману.

ТЕКСТ 293

Но если повозка опрокинется из-за неумения возницы, то при повреждении хозяин должен быть оштрафован на двести пан.

ТЕКСТ 294

Если возница умелый, но небрежный, он должен быть оштрафован, но если он неумелый, должны быть оштрафованы находящиеся в повозке — каждый на сто пан.

ТЕКСТ 295-298

Однако если возница столкнется на дороге со скотом или другой повозкой, тем самым став причиной смерти какого-либо живого существа, на него налагается следующий штраф: при гибели человека его вина приравнивается к вине вора, при гибели крупных животных — коров, слонов, верблюдов, лошадей и т. д. — приравнивается к половине вины вора; за нанесения вреда мелким домашним животным — штраф в двести пан; за красивых диких животных и птиц — штраф пятьдесят пан; за ослов, коз, овец — штраф пятьсот пан; а при гибели собаки или свиньи — сто пан.

ТЕКСТ 299-300

Жену, сына, слугу, ученика и родного брата, совершивших проступок, можно наказывать веревкой или бамбуковой палкой, но только по задней части, но ни в коем случае по благородным частям тела. Бьющий по благородным частям тела совершает грех, который приравнивается к греху вора.

ТЕКСТ 301

Итак, я полностью рассказал о физических оскорблениях, теперь я опишу разные случаи воровства и наказания.

ТЕКСТ 302

Царь, строго наказывающий воров и грабителей, становится прославленным, а государство — процветающим.

ТЕКСТ 303

Царь, защищающий своих подданных и обеспечивающий их безопасность, всегда пользуется всеобщей любовью и уважением.

ТЕКСТ 304

Царь, защищающий своих подданных, получает шестую часть всех их благочестивых поступков; царь, не защищающий своих подданных, получает шестую часть их грехов.

ТЕКСТ 305

Защищая подданных, царь получает шестую часть духовных заслуг, которые каждый из них обретает от изучения Вед, совершения жертвоприношений, раздачи милостыни и поклонения полубогам и духовному учителю.

ТЕКСТ 306

Царь, защищающий живых существ и справедливо наказывающий преступников, обретает то же благо, что и от ежедневного совершения жертвоприношений с сотнями тысяч даров и подношений.

ТЕКСТ 307-308

Царь, который не защищает своих подданных, но взимает с них налоги, принимает на себя все грехи подданных, а после смерти отправляется в ад.

ТЕКСТ 309

Вероломный царь, с дурным поведением, жадный, не верящий в Бога и не защищающий подданных, становится обитателем ада.

ТЕКСТ 310

Для пресечения беззакония, царь должен наказывать преступников тремя способами: заточением в тюрьму, заковыванием в цепи и различными видами телесных наказаний.

ТЕКСТ 311

Наказывая злодеев и защищая добродетельных людей, царь постоянно очищается, как очищаются брахманы, совершая жертвоприношения.

ТЕКСТ 312

Царь, желающий себе блага, должен с терпимостью относиться к пожилым людям, больным и детям.

ТЕКСТ 313

Тот, кто прощает своих оскорбителей, будет прославлен на небесах, а тот, кто, гордясь своим могуществом и богатством, не прощает оскорбления, отправляется в ад.

ТЕКСТ 314-315

Вор должен бежать к царю с распущенными волосами и покаяться в своем воровстве, прося наказать его палицей, палкой из дерева кхадира, копьем, заостренным с обоих концов, или железным дротиком.

ТЕКСТ 316

Будет ли раскаявшийся вор прощен или наказан, он освобождается от последствий греха, но царь, не наказав его, принимает на себя греховные последствия от воровства.

ТЕКСТ 317

Как вкушающий пищу, приготовленную убийцей, принимает на себя грех убийцы, как беспечный муж принимает греховные последствия своей распутной жены, как гуру принимает на себя греховные последствия своего грешного ученика, так и царь принимает на себя грех воровства, не наказав вора.

ТЕКСТ 318

Если царь справедливо наказывает людей, преступивших закон, они, очистившись от греха, становятся достойными отправиться в высшие миры, также как и добродетельные люди.

ТЕКСТ 319

Тот, кто похитит веревку или сосуд из колодца, тот, кто испортит постройку, где путники получают воду, должен уплатить штраф и вернуть похищенное.

ТЕКСТ 320

Тот, кто похитит более десяти кувшинов зерна, должен подвергнуться телесному наказанию, в остальных случаях должен быть уплачен штраф в одиннадцать раз больше стоимости украденного имущества, которое необходимо возвратить владельцу.

ТЕКСТ 321

Того, кто крадет какие-либо ценности, равные по весу золоту и серебру, или красивые одежды, также необходимо подвергнуть телесному наказанию.

ТЕКСТ 322

Тому, кто крадет более пятидесяти ценных вещей, полагается отсечь руки, в остальных случаях на похитителя налагается штраф в одиннадцатикратном размере от первоначальной стоимости похищенного.

ТЕКСТ 323

При похищении людей благородного происхождения, особенно женщин, а также редких драгоценных камней, похититель заслуживает смертной казни.

ТЕКСТ 324

Похитителей крупного скота, оружия и лекарства, царь должен наказать, рассмотрев время, место и обстоятельства похищения.

ТЕКСТ 325

Похититель коровы, принадлежащей брахману, и похититель животных, немедленно должен быть лишен половины ноги.

ТЕКСТ 326-329

За кражу пряжи, хлопкового волокна, бродильных веществ, навоза, патоки, простокваши, молока, сыворотки, воды, травы, утвари, сделанной из бамбука и тростника; различных видов соли, глиняных сосудов, глины и пепла, рыбы, птиц, растительного масла, коровьего масла, мяса, меда и прочих продуктов животного происхождения, спиртных напитков, вареного риса и всех видов вареной пищи — налагается штраф двойной от стоимости похищенного добра.

ТЕКСТ 330

За похищение цветов, различного рода зерна, лиан и деревьев налагается штраф в пять кришнал.

ТЕКСТ 331

За очищенное зерно, зелень, коренья и плоды налагается штраф в сто пан, если нет знакомства между владельцем и вором; если вор и владелец знакомы, штраф налагается в пятьдесят пан.

ТЕКСТ 332

Похищение, которое совершалось в присутствии владельца и сопровождалось насилием, считается ограблением; похищение, совершенное в его отсутствие, считается кражей.

ТЕКСТ 333

Того, кто похитит какую-либо вещь, приготовленную для использования, также как и священный огонь, царь должен наказать, наложив на него штраф.

ТЕКСТ 334

Чтобы предотвратить повторное преступление, царь должен лишить вора той части тела, которую он использует для кражи.

ТЕКСТ 335

Если тец, учитель, друг, мать, жена, сын или священник не исполняют свою дхарму, предписанные обязанности, — царь, несмотря ни на что, должен справедливо наказать их.

ТЕКСТ 336

Если обычный человек совершит преступление, за которое он обязан выплатить штраф в размере одной каршапаны, царь, совершивший то же самое преступление, должен выплатить штраф в тысячекратном размере.

ТЕКСТ 337-338

Шудра, совершивший кражу, должен быть наказан в восемь раз больше, чем обычный человек, вайшья — в шестнадцать, кшатрий — в тридцать два, брахман — в шестьдесят четыре раза, в сто или в сто двадцать восемь раз. Наказание присуждается в соответствии с сознанием человека.

ТЕКСТ 339

Сбор корней, плодов с деревьев, травы для корма коров и дров для огня, по мнению Ману, не считается воровством.

ТЕКСТ 340

Брахман, стремящийся получить за совершение жертвоприношения или обучение имущество из рук того, кто украл это имущество, также считается вором.

ТЕКСТ 341

Если брахман, лишенный средств к существованию, берет с чужого поля два стебля сахарного тростника или два корнеплода, он не должен платить штраф.

ТЕКСТ 342

Тот, кто присваивает чужое домашнее животное, гуляющее без привязи, кто уводит привязанную скотину, кто забирает лошадь, повозку или забирает с собой раба, — становится виновным в воровстве.

ТЕКСТ 343

Царь, строго наказывающий воров и грабителей, становится прославленным в этом мире, а после смерти обретает высшее блаженство.

ТЕКСТ 344

Царь, желающий достичь положения Индры, царя небес, не должен оставлять ни одного преступника безнаказанным.

ТЕКСТ 345

Человек, совершивший насилие, считается худшим преступником, чем клеветник, вор или злоумышленник, наносящий ущерб чужому имуществу.

ТЕКСТ 346

Царь, прощающий преступника, совершившего насилие, вызывает к себе презрение подданных и навлекает на себя скорую гибель.

ТЕКСТ 347

Ни при каких условиях, ни по дружбе, ни ради выгоды, царь не должен выпускать на волю злодеев и насильников, наводящих ужас на живых существ.

ТЕКСТ 348

Брахманы могут брать в руки оружие в случае опасности для жизни или когда кто-то препятствует исполнению их дхармы.

ТЕКСТ 349

Тот, кто убивает, защищая собственную жизнь, охраняя божественные подношения с жертвоприношения, спасая жизнь женщины или брахмана, — по закону правосудия не совершает греха.

ТЕКСТ 350

Убийцу (агрессора), нападающего на гуру, ребенка, старика, женщину или брахмана, необходимо убить без колебания.

ТЕКСТ 351

Убийство убийцы (агрессора), будь оно открытым или тайным, никогда не считается грехом, ибо бешенство (безумие) становится причиной собственного разрушения.

ТЕКСТ 352-353

Негодяев, домогающихся чужих жен, царь должен подвергнув жестокому наказанию, изгнать из страны, ибо прелюбодеяние становится причиной нежелательного населения, которое порождает безбожие, уничтожающее все живое.

ТЕКСТ 354

Мужчина, ранее обвиненный в грехе прелюбодеяния и тайно беседующий с чужой женой, подлежит наказанию в виде штрафа.

ТЕКСТ 355

Но тот, кто ранее не был уличен в прелюбодеянии, ведет беседу в общественном месте с чужой женой ради решения необходимых вопросов, — не совершает греха.

ТЕКСТ 356

Однако тот, кто общается с чужой женой в уединенном месте, в лесу, роще или на берегу реки, считается виновным в прелюбодеянии.

ТЕКСТ 357

Шутки с чужой женой, прикосновение к ее украшениям и одеждам, а также сидение с ней на одном ложе и служение ей, — являются признаками прелюбодеяния.

ТЕКСТ 358

Если мужчина с вожделением прикасается к женщине не в общественном месте или позволяет ей также прикасаться к себе, все это считается прелюбодеянием.

ТЕКСТ 359

Если человек, не принадлежащий к сословию брахманов, совершает прелюбодеяние, он достоин смертной казни. Жены всех варн должны всегда находиться под надежной защитой.

ТЕКСТ 360

Нищенствующие странники, астрологи, священнослужители, дающие ведическое посвящение при жертвоприношении, и ремесденники могут беседовать с чужими женами, если им это не запрещено.

ТЕКСТ 361

Не следует заводить разговор с чужими женами тому, кто не получил на это разрешение; тот, кто беседует с чужими женами, не получив на это разрешения, должен быть оштрафован на одну золотую монету.

ТЕКСТ 362

Это правило не относится к женам профессиональных актеров и тем, кто живет за счет своих жен, которые, занимаясь отвратительной греховной деятельностью, отдают себя в объятия других ради получения денег.

ТЕКСТ 363

Тот, кто беседует в уединенном месте с подобными женщинами, служанками, зависящими от одного хозяина, или со скитающимися нищими женщинами, должен быть оштрафован.

ТЕКСТ 364

Тот, кто обесчестит девушку против ее воли, должен немедленно понести телесное наказание; но обесчестивший девушку с ее согласия, не подлежит телесному наказанию при условии, если он одной с ней варны.

ТЕКСТ 365

Девушку, вступившую в интимную связь с мужчиной высшей касты, нет необходимости облагать штрафом, но имевшую связь с мужчиной низшей касты, необходимо наказать, заставив жить заточенной дома.

ТЕКСТ 366

Мужчина низшей касты, вступивший в связь с девушкой высшей касты, должен понести телесное наказание; но вступившему в связь с равной, полагается уплатить брачное вознаграждение при согласии ее отца.

ТЕКСТ 367

Но если какой-то низкий человек нагло обесчестит девушку, по закону справедливости он должен лишиться двух пальцев и заплатить штраф в шестьсот пан.

ТЕКСТ 368

Мужчина, обесчестивший девушку одной с ней касты, не лишается пальцев, но в наказание должен уплатить штраф в двести пан, чтобы не повторять подобное вновь.

ТЕКСТ 369

Девушка, обесчестившая другую девушку, облагается штрафом в двести пан, уплатой двойного брачного вознаграждения и телесным наказанием — десять ударов розгами.

ТЕКСТ 370

Женщину, которая растлит девочку или девушку, необходимо немедленно лишить двух пальцев, обрить голову и провезти на осле по центральной площади.

ТЕКСТ 371

Женщину, изменяющую мужу, несмотря на свое знатное происхождение и благородных родственников, царь должен приказать затравить собаками на многолюдном месте.

ТЕКСТ 372

Мужчину, прелюбодействующего и нарушающего супружескую верность, царь должен приказать сжечь на раскаленном железном ложе на виду у толпы, которая должна подбрасывать дрова пока его тело не превратиться в пепел.

ТЕКСТ 373

Человека, однажды уличенного в нарушении супружеской верности, а затем нарушившего супружескую верность во второй раз в течение года, необходимо наказать двойным штрафом; столько же за сожительство с женщиной другой касты и женщиной из семьи собакоедов.

ТЕКСТ 374

Шудру, вступившего в связь с женщиной высшей касты, находящейся под присмотром мужа, необходимо лишить детородного органа и всего имущества; но шудру, вступившего в связь с женщиной высшей касты, находящейся без присмотра, необходимо лишить всего, даже жизни.

ТЕКСТ 375

Вайшья должен быть оштрафован на все имущество, которым владеет, после тюремного заточения на год. Кшатрий должен быть оштрафован на тысячу пан, обрит наголо и облит мочой.

ТЕКСТ 376

Но если вайшья или кшатрий имеют связь с женщиной из семьи брахмана, не находящейся под присмотром, вайшья должен быть оштрафован на пятьсот пан, а кшатрий — на тысячу.

ТЕКСТ 377

Но если тот и другой вступили в связь с женщиной из семьи брахмана, находящейся под присмотром мужа, каждый из них достоин наказания, как и шудра, или даже сожжения на огне из сухой травы.

ТЕКСТ 378

Брахман, вступивший в связь с женщиной из касты брахманов против ее воли, должен уплатить штраф в тысячу пан, а вступивший с ней в связь по ее согласию должен уплатить пятьсот пан.

ТЕКСТ 379

Для брахмана в таких случаях полагается обритие головы вместо смертной казни, для других же варн может применяться смертная казнь.

ТЕКСТ 380

Брахмана, даже погрязшего во всех грехах, ни в коем случае нельзя лишать жизни, его можно изгнать из страны со всем имуществом, не причиняя физического насилия и телесных повреждений.

ТЕКСТ 381

На Земле нет более тяжкого преступления, чем убийство брахмана, поэтому царь не должен даже помышлять о смерти любого брахмана.

ТЕКСТ 382

Если вайшья вступает в интимную связь с кшатрийкой, находящейся под защитой, или кшатрий вступает в интимную связь с женщиной-вайшьей, находящейся под защитой, и тот и другой должны быть наказаны, как и в случае связи с женщиной из сословия брахманов.

ТЕКСТ 383

Если брахман вступает в связь с женщинами обеих варн, находящимися под защитой, он должен уплатить штраф в тысячу пан; также кшатрию и вайшье, вступившим в связь с женщиной из рода шудр, необходимо уплатить штраф в тысячу пан.

ТЕКСТ 384

Штраф, налагаемый на вайшью за связь с неохраняемой кшатрийкой, — пятьсот пан, но кшатрий может выбирать: или обритие головы с мочой, или такой же штраф.

ТЕКСТ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: