Цель работы: 1. Закрепить знания об устройстве и функционировании световых указателей поворота, изучить схемы электрических цепей;
2. Сформировать практические навыки по управлению световыми указателями поворота, поиску неисправностей в электрических цепях указателей поворота.
Краткие теоретические сведения
Для предупреждения других участников дорожного движения об изменении направления движения автомобиля, о его торможении и остановке служит система сигнализации автомобиля, в которую входят передние световые указатели поворота, которые могут быть частью блок фар, задние световые указатели поворота, являющиеся частью задних фонарей, боковые повторители сигналов поворота, электронное реле-прерыватель и выключатели. У отражателей световых указателей поворота оранжевый цвет, у стоп-сигналов — красный. Правые и - левые указатели поворота включаются рычагом, расположенным под рулевым колесом. При этом все правые и левые сигнальные и контрольные лампочки горят мигающим светом за счет электронного реле-прерывателя, включенного в электрическую цепь.
|
|
После выхода автомобиля из поворота, рычаг включения световых указателей поворота, под рулевым колесом автоматически возвращается в исходное положение. Когда контрольная лампочка в комбинации приборов мигает с удвоенной частотой, т.е. более 0 или 120 раз в минуту, значит, реле-прерыватель не исправно или не горит одна из сигнальных ламп.
Порядок выполнения работы
1. Включите питание стенда автоматическим выключателем на передней панели.
2. Выключателем наружного освещения, имеющим 3-и положения, подрулевым переключателем световых указателей поворотов и ближнего, дальнего света фар, кнопкой включения «стоп-сигналов», кнопкой включения фонарей заднего хода и ключом в замке зажигания, изучите алгоритм работы световых указателей поворотов.
3. Нажмите клавишу SB8 в блоке ввода неисправностей.
4. Манипулируя подрулевым переключателем световых указателей поворотов и ближнего, дальнего света фар, и ключом в замке зажигания, обнаружьте возникшую неисправность.
5. С помощью тестера измерьте ток потребления лампы указателя поворота и напряжение на ее клеммах относительно друг друга, а также относительно отрицательной клеммы АКБ.
6. Рассчитайте электрическую мощность потребляемую лампой указателя по формуле
W=U*I
где U - напряжение на клеммах лампы, I - ток потребляемый лампой.
7. Повторите измерения для лампы исправного указателя поворота и произведите расчет потребляемой ею электрической мощности.
8. Сравните расчетные мощности со значением мощностей указанных на цоколях ламп.
|
|
9. «Прозвоните» провода, соединяющие лампы с отрицательным полюсом АКБ для исправного и неисправного указателя поворота и сравните значения их электрических сопротивлений.
10. Нажмите клавишу «СБРОС» в блоке ввода неисправностей и повторите проведенные измерения в цепях неисправного указателя.
11. Сделайте выводы на основании полученных результатов и дайте ответы на вопросы.
Оборудование и наглядные пособия
1.Стенд НТЦ-43 «Система освещения и световой сигнализации автомобиля», Автомобиль ВАЗ-2110
2.Плакаты
«Схемы электрических устройств управления светосигнальными лампами с помощью теплового реле»,
3.Литература
В.К. Вахламов, М.Г. Шатров, А.А. Юрчевский «Автомобили». -М.: «Академия», 2003.
А.Г. Пузанков «Автомобили. Устройство автотранспортных средств». – М.: «Академия», 2008.
А.Г. Пузанков «Автомобили. Конструкция, теория и расчет». – М.: «Академия», 2008.
К.Б. Пятков «Электрооборудование ВАЗ 2108, ВАЗ 2109 и их модификации. Устройство и ремонт». – М.: «Третий Рим», 2003.
Контрольные вопросы
1. Какую роль играют световые указатели поворота в системе освещения и сигнализации автомобиля?
2. Охарактеризуйте возникшую неисправность в электрических цепях световых указателей поворота.
3. Какие меры необходимо принять при разработке конструкции автомобиля для уменьшения вероятности возникновения подобной неисправности?
4. К каким последствиям для водителя и автомобиля может привести возникновение неисправности такого вида?