Третья развилка: закрытая или открытая политика

Закрытая политика сложившегося пакта будет выражаться в подспудной межклановой борьбе с недопущением публичной конкуренции и ротации власти на основе честных выборов. В такой ситуации кланы образуют коалиции, затем сильнейшая из них выигрывает, что выражается в занятии верховного поста фигурой лидера, символизирующей победу соответствующей группировки. Далее возможно соскальзывание как к слабому авторитаризму (при сохранении кланов) или к диктатуре (при их уничтожении и/или ассимиляции. В случае выбора открытой политики центры силы решают мерить свое влияние через общественную поддержку, выборы и «честную игру». Верховные властные позиции предоставляются той группе, которая одержит победу в публичной политической борьбе и на выборах без заведомого преимущества какой-либо стороны. При этом предполагается, что победитель будет готов проиграть следующие выборы.

Неприятные последствия легкого «проскакивания» кризиса: При новом издании «восстановления стабильности» системный кризис будет назревать, деградация институтов и человеческого капитала углубляться, отставание, теперь уже не от США, Японии и Европы, а от Китая, Турции, Мексики и Бразилии будет нарастать. При этих трендах коллапс отсрочен, но неизбежен (например, около 2015 г.), причем уже в худших условиях. В нашей модели худшие условия обусловливают бoльшую вероятность открытого насилия во второй развилке с последующей жестокой диктатурой победителей.

Преодолевать кризис через горизонтальные договоры: = а в сторону усиления гражданских институтов (независимых профсоюзов, правовой защиты, ответственности властей и т.д.), расширения участия в управлении и, главное, обеспечения реальной ответственности власти перед обществом. В таких случаях есть два основных пути: «закручивать гайки» (устанавливать новые запреты, плодить контрольные органы, применять жесткие санкции и т.д.) или договариваться с утверждением гарантий для участников. Первый путь возвращает в наезженную историческую «колею» российского авторитаризма, причем, в нынешних условиях (в отличие от условий при Петре I, при Екатерине II или при Сталине) не способен обеспечить ответственность элит, преодолеть системный кризис, вести эффективную мобилизацию и, тем более, модернизацию (о российских циклах см. Второй путь открывает новые исторические развилки, в том числе новые возможности, прежде всего, в обеспечении ответственности правящих элит, чиновничества за счет взаимного и общественного контроля, в преодолении системного кризиса благодаря горизонтальным договорам и достижению консенсуса между разными социальными группами и слоями. Увы, этот путь крайне труден, непривычен и в течение долгого времени будет чреват соскальзыванием в ту же «колею».

Обеспечение ответственности как путь преодоления кризиса: В контексте глобального экономического кризиса требуется обеспечить ответственность, прежде всего, тех финансовых групп и организаций, которые слишком эмансипировались от остальной экономики, не говоря уже об интересах и потребностях населения.

Рано или поздно новые институты и практики обеспечения ответственности непременно появятся в передовых экономических державах и на международном уровне: уже сейчас есть явные признаки соответствующего объединения Мегатенденций I (вестернизации-глобализации) и III (многополюсного партнерства на демократических и гуманистических началах).

На словах нынешнее кремлевское руководство поддерживает такого рода направления действий, но на деле, в реальной внутренней экономической и социальной политике пока делает ставку только на дирижизм и полную закрытость решений от общественного обсуждения и контроля. Объективно, такая политика принадлежит изоляционистской Мегатенденции II. Инерция такого движения угрожает вновь отбросить нашу страну от магистрального пути цивилизационного развития.

Если же в результате оптимального прохождения вышеуказанных кризисных развилок удастся выстроить действующие институты и практики обеспечения ответственности политического руководства, то Россия сможет не на словах, а на деле включиться в движение по этому пути, участвовать в значимом шаге социальной эволюции.

Историческая инерция российской политики велика, авторитарная колея глубока, надвигающийся внутренний системный кризис очень опасен, даже если удастся «проскочить» мировой экономический спад и избежать политической «смуты» в ближайшем будущем. Но при всем этом, политическое будущее России остается открытым, оно во многом зависит от того, каким мы его мыслим, как определяем «повестку дня» и насколько способны к совместным последовательным действиям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: