Кластеры

Прием заключается в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определенном порядке в виде «грозди» (графический прием систематизации материала). Кластеры могут стать как ведущим приемом на стадиях вызова и рефлексии, так и стратегией урока в целом.

На стадии вызова до знакомства с основным источником мы систематизируем информацию в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Например, при изучении темы «Латинская Америка во 2-й пол. 20 вв.» учащиеся предполагают, по каким смысловым блокам мы будем изучать эти страны (внутренняя политика, экономика, внешняя политика, особенности развития региона). Т.о., учащиеся выходят на собственное целеполагание, на выбор направлений изучения темы. Усилить стадию вызова можно, попросив обсудить в группах и сделать предположения о развитии региона по данным направлениям (информация записывается). Чтобы разрешить все возникшие противоречия, предлагается поработать с текстом. На стадии рефлексии вносятся исправления в кластер, устанавливаются причинно-следственные связи между отдельными смысловыми блоками. Важным моментом может стать презентация новых кластеров группами. Этот прием позволяет сделать процесс мышления зримым, наглядно демонстрирует, как обогатилось наше знание об изучаемом предмете.

5. Таблица «толстых» и «тонких» вопросов.

Вопросы – основная движущая сила мышления. Традиционное преподавание строится на готовых ответах. Но мысль остается живой, если ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Уровень вопросов определяет и уровень нашего мышления. На стадии вызова таблица отражает вопросы, на которые ученики хотели бы получить ответы в конце урока. На стадии осмысления это способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, на стадии рефлексии – демонстрация понимания пройденного.

«Тонкие» вопросы «Толстые вопросы»
Кто? Что? Когда? Может? Будет? Могли? Верно ли? Было ли? Как звать? Дайте три объяснения, почему… Объясните, почему… В чем различие?.. Что будет, если…

Тема «Возникновение средневековых городов»: на стадии вызова предлагается каждому ученику сформулировать три вопроса каждого типа к теме. Например, «когда в Европе стали возникать города?», «Сколько городов было в средневековой Европе?», «Кто строил средневековые города?» или «Чем отличается средневековый город от античного?», «Кто жил в средневековом городе?», «Почему стали возникать средневековые города?».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: