Особыми путями шло развитие средневекового искусства в Англии, Нидерландах, Испании, Прибалтике. Главная особенность – плоскость стен фактически уничтожена, витражи просвечивали и нарушали плоскость.
Англия. Плоскость стены украшали декором из перпендикулярных форм – «перпендикулярная готика».
Испания. Сильное воздействие мавританского искусства: изобилие декора, покрывающее стены, колонны, своды. Пример: изображение царя Давида в тимпане собора монастыря Сантьяга де Кампостелла (жадное чувство массы камня, его весомости вступает в противоречие с орнаментальностью складок, таким образом создается острая контрастность абстрактного и чувственного начал, приводящая к преувеличенной экспрессии образа.
Прибалтика: спокойные, прозаичные формы, сродни немецким городкам (Ганза и т.п.).
Пример: город Кливленд, Тангермюнде, Таллинн.
Франция – страна классической готики. Наиболее характерен – северо-восток, Нормандия - проще, юг – тяга к единому пространству, влияние античности. Скульптура приобретает самостоятельность, независимость от архитектуры, монументальность.
Английский философ Иоанн Дунс Скот, профессор Оксфордского и Парижского университетов, противник Фомы Аквинского, последователь Августина, знаток античной философии, Аристотеля, защищал «практические цели» и считал существенным индивидуальность и активность мышления. Его учение обрело сторонников среди францисканцев и предвосхитило эпоху Возрождения.