Правила постановки учебной проблемы

«Основу технологии модульного обучения составляет принцип проблемного обучения», или другими словами, основой модульной образовательной технологии является метод укрупненных проблем.

Метод укрупненных проблем в преподавании экономики заключается в том, что «на основе анализа содержания и характера труда конкретной группы профессий (в нашем случае экономических) выделяются узловые проблемы, решение которых требует высокой теоретико-мотодологической подготовки, применения соответствующего математического аппарата».

Кроме структурирования материала, модульная организация преподавания экономики обладает еще и следующими важными особенностями.

В одном из своих трудов А. Энштейн писал: «Подлинной ценностью является, в сущности, только интуиция. Для меня не подлежит сомнению, что наше мышление протекает, в основном минуя символы (слова), и к тому же бессознательно». По мнению академика Д.А. Поспелова, «человеческое познание пользуется как бы двумя механизмами мышления: символическим (или алгебраическим) и геометрическим. Однако как в разработке интеллектуальных систем, так и в системе образования наблюдается «левополушарный крен», т.е. преобладания символического механизма мышления. Именно сочетание двух способов представления информации (в виде последовательности символов и в виде картин-образов), умение работать с ними и соотносить два способа представления друг с другом обеспечивают сам феномен человеческого мышления».

Но система модульной организации учебного процесса (и преподавания экономики в частности) предполагает графическое представление изучаемого материала в виде структурной блок-схемы, ибо зрение дает 90% всей информации. Наличие узловых проблем облегчает построение таких блок-схем, а графический образ, в свою очередь, «является инструментом прямого воздействия на интуицию человека».

Таким образом, в системе проблемно- модульной технологии преподавания экономики находит отражение тот факт, что «в главном научное и учебное познание едины».

Процесс постановки учебных проблем требует знания не только логико-психологических и лингвистических, но и дидактических правил постановки проблем.

Учитель, зная уровень подготовленности своих учащихся и исходя из специфики обучения, может ставить перед ними уже встречавшиеся ранее проблемы. При этом он учитывает следующее:

а) алгоритм решения ранее поставленных и решенных проблем можно использовать при решении новых трудных проблемных задач;

б) решение встречавшихся ранее, но не решенных из-за отсутствия достаточных знаний проблем укрепляет интерес учащихся к предмету, убеждает их в том, что преодолимы любые неучебные проблемы – для этого надо только иметь больше знаний;

в) постановка ранее решавшейся классом проблемы в иной формулировке обеспечивает возможность творческой работы при повторении пройденного материала;

г) ранее решенные коллективом проблемы можно использовать для вторичной постановки перед слабыми учащимися для самостоятельного решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: