Тема 3. Основные направления развития психологической мысли

Модуль 1.Теретические аспекты педагогики и психологии как науки

Тема 1. Психология и педагогика как учебная дисциплина

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Сущность предмета, объекта и основных категорий психологии и педагогики как научной и учебной дисциплины.

2. Структуры педагогической и психологической наук, характеристика их основных отраслей.

3. Основные задачи психологии и педагогики.

4. Методы педагогического и психологического исследования.

Список литературы:

1. Кравченко А.И. Психология и педагогика. Учебник. М., 2007.

2. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. Учебное пособие для студентов. М., 2005.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., «Логос», 2007.

4. Андреева Г.М. Социальная психология. М.,

5. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Учебно-метод. Пособие. Минск, 1999.

6. Садовникова Е.А., Бойко Е.М., Психология и педагогика. Учебное пособие. М., 2006.

Тема 2. История формирования и развития педагогической мысли

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Системы воспитания и образования в странах Древнего мира. Системы образования в странах Древнего Востока (Вавилон, Ассирия, Китай, Индия) и в Античном мире.

2. Образование и педагогическая мысль в странах Западной Европы XVI – XX вв.

3. Становление и развитие системы воспитания и обучения в России XVIII – XX вв.

Список литературы:

1. Антология педагогической мысли России XVII-XVIII вв. Сост. П.А.Лебедев. М., 1990.

2. Антология педагогической мысли России XIX начала XX в./ АПН СССР. М., 1990.

3. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. М., 2000

4. Джуринский А.Н. Педагогика: история педагогических идей. М., 2000.

5. Егоров С.Ф. История педагогики в России. М., 1999.

6. Латышина Д.И. История педагогики: Учебное пособие. М., 1998.

7. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. (Сборник). М.. 1991.

8. Российская педагогическая энциклопедия в 2-х тт. М., БСЭ, 1993, 1999.

Тема 3. Основные направления развития психологической мысли

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Возникновение психологии как науки: история вопроса.

2. Характеристика основных направлений зарубежной психологии XX столетия.

3. Бихевиоризм как одно из общепсихологических течений, положивших начало в развитии психологической науки.

4. Психоанализ и его вклад в развитие психологии.

5. Интеракционизм как самостоятельное направление в развитии психологии, объединяющее следующие теории: символический интеракционизм, социальную драматургию, теорию референтных групп и некоторые другие.

6. Гештальтпсихология и её влияние на становление и развитие теории групповой динамики и теории поля К. Левина.

7. Когнитивная психология: основные теоретические положения о психологической природе познавательных процессов конкретного субъекта. Характеристика основных когнитивных теорий: теории равновесия или структурного баланса; теории конгруэнтности; теории коммуникативных актов; теории когнитивного диссонанса.

8. Характеристика основных теоретических положений гуманистической психологии А.Маслоу, В.Франкла, К.Роджерса.

9. Изучение российской психологической мысли, её основных направлений и научных школ:

-экспериментальной психологии и рефлексологии В.М.Бехтрева;

-деятельностной концепции формирования и развития психики человека Выгодского Л.С. – Леонтьева А.Н.;

-персонифицированная концепция личности С. Л. Рубинштейна;

-концепция формирования и развития сознания Д.Н.Узнадзе;

-интегративная концепция личности Б.Г.Ананьева.

Список литературы:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.,

2. Выгодский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1959.

3. Выгодский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.

4. Выгодский Л.С. Психология развития человека. М., Эсксмо, 2005.

5. Зинченко В.П. Психологический словарь. М., Педагогика-Пресс, 1999.

6. Леонтьев А.Н. Психологическое общение. 2-ое изд., испр. и доп. М., 1986.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975

8. Левин К. Динамическая психология: избранные труды. М., Смысл, 2001.

9. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб., Речь, 2000.

10. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1995.

11. Рубинштейн С.Л. Проблемы психологии. М., Педагогика, 1976.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: