Рассмотрим, какие законы и закономерности действуют в процессе обучения.
В обучении находят проявление общие законы диалектики и специфические педагогические законы.
К общим законам диалектики относятся: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных накоплений в качественные изменения, закон отрицания отрицания.
В процессе обучения действует закон единства и борьбы противоположностей. Противоречия возникают в силу того, что современные требования, являющиеся следствием новых социальных условий, изменившихся возможностей личности, сложившейся образовательной ситуации, приходят в несоответствие с традиционными, устоявшимися представлениями и взглядами на процесс обучения. Это в свою очередь требует изменения содержания, технологии процесса обучения.
Закон перехода количественных накоплений в качественные изменения также проявляется в процессе обучения. Все Качественные характеристики личности (убеждения, мотивы, установки, потребности, ценностные ориентации, инди-
видуальный стиль деятельности, умения и навыки) представляют собой результат количественных накоплений.
Переход количества в качество соответствует механизм закона отрицания отрицания. Личностные и психические новообразования вбирают в себя все ранее накопленное человеком. Появившиеся в более поздний период качества «отрицают» ранее сложившиеся. Действие механизма отрицания проявляется в процессе формирования учебных навыков, когда на основе многократных повторений отдельные действия преобразуются в сложный навык (письма, счета, чтения).
Кроме общих законов диалектики в обучении проявляются также специфические педагогические законы. Учеными выделен и обоснован ряд таких законов. Например И. Г. Песталоцци сформулировал следующий закон обучения: от смутного созерцания к ясным представлениям и них к ясным понятиям.
Немецкий педагог Э. Мейман обосновал несколько специфических законов:
^ развитие индивидуума с самого начала определяете в преобладающей степени природными задатками;
^ ранее всего развиваются те функции, которые являются наиболее важными для жизни и удовлетворения элементарных потребностей ребенка;
^ душевное и физическое развитие детей происходят неравномерно.
Теоретиками и практиками выделено большое количество дидактических закономерностей. Так, в учебнике И.П. Подласого приводится более 70 различных закономерностей обучения.
С целью упорядочивания различных закономерностей обучения их классифицируют.
Различают общие и частные (конкретные) закономерности.
Общие закономерности свойственны любому образов тельному процессу, они охватывают всю систему обучения. К общим относятся следующие закономерности:
• цели обучения. Цель обучения зависит от уровня и темпов развития общества, его потребностей и возможностей
1 Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник: В 2 кн. Кн. 1. 1999.
уровня развития и возможностей педагогической науки и практики;
• содержания обучения. Содержание обучения зависит от общественных потребностей и целей обучения, темпов социального и научно-технического прогресса, возрастных возможностей учащихся, уровня развития теории и практики обучения, материально-технических и экономических возможностей учебных заведений;
• качества обучения. Качество обучения зависит от продуктивности предыдущего этапа обучения и достигнутых на нем результатов, характера и объема изучаемого материала, организационно-педагогического воздействия обучающих, обучаемости учащихся, времени обучения;
• методов обучения. Эффективность дидактических методов зависит от знаний и навыков в применении методов, цели обучения, его содержания, возраста учащихся, их учебных возможностей (обучаемости), материально-технического обеспечения, организации учебного процесса;
• управления обучением. Продуктивность обучения зависит от интенсивности обратных связей в системе обучения, обоснованности корректирующих воздействий;
• стимулирования обучения. Продуктивность обучения зависит от внутренних стимулов (мотивов) обучения; внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.
Действие частных закономерностей распространяется на отдельные стороны системы обучения. К частным относятся закономерности процесса обучения:
• собственно дидактические (результаты обучения зависят от применяемых методов, средств обучения, профессионализма преподавателя и т.д.);
• гносеологические (результаты обучения зависят от познавательной активности учащихся, умения и потребности учиться и т.д.);
• психологические (результаты обучения зависят от Учебных возможностей учащихся, уровня и стойкости внимания, особенностей мышления и т.д.);
• социологические (развитие индивида зависит от развития всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, от уровня интеллектуальной среды, от стиля общения учителя с учащимися и т.д.);
• организационные (эффективность процесса обучения зависит от организации, от того, насколько он развивает у учащихся потребность учиться, формирует познавательные интересы, приносит удовлетворение, стимулирует познавательную активность и т.д.).
Закономерности обучения находят свое конкретное выражение в принципах и вытекающих из них правилах обучения.