Функции процесса обучения

Процесс обучения выполняет ряд функций: образовательную, развивающую, воспитательную, побудительную и организационную. Они выступают комплексно, но, для того чтобы правильно организовать практическую деятель­ность, спланировать задачи обучения, их следует рассмотреть отдельно.

Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен прежде всего на формирование знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности.

Знание — это понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов, сведений, понятий, правил, законов, теорий, формул, характеристик и т.д.

В процессе обучения научные знания должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Реализация этой функции обеспечивает полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. При этом учащиеся получают сведения по основам наук и ви­дам деятельности, они усваивают способы сознательного оперирования полученными знаниями, использования их для решения жизненных задач.

Образовательная функция также предполагает, что обу­чение направлено не только на получение учащимися зна­ний, но и на формирование у них умений и навыков.

Умение — это способность выполнять некие операции (действия), опираясь на правила. Или: умение — это владе­ние способами применения знаний на практике.

Навык — это автоматизированный компонент сознатель­ной деятельности. Другими словами, это умение, доведен­ное до автоматизма, высокой степени совершенства.

Умения образуются в результате упражнений. Для выра­ботки навыков необходимы многократные повторения.


Умения и навыки бывают общеучебные и специальные Последние включают в себя специфические для соответ-1 ствующего учебного предмета и отрасли науки практические умения и навыки. Например, по физике и химии это проведение лабораторных опытов, показ демонстраций; по географии — работа с картой, масштабные измерения,] ориентирование с помощью компаса и других приборов; по биологии — работа с гербариями, муляжами, коллекциями, препаратами, микроскопом; по математике — рабе с логарифмической линейкой, вычислительными машинами, различного типа моделями и др.

Кроме специальных в процессе обучения учащиеся овладевают общеучебными умениями и навыками, которые име­ют отношение ко всем предметам. Например, навыками чтения и письма, рациональной организации самостоятельной познавательной деятельности, умениями работы с учебниками, справочниками, библиографическим аппаратом и т.д.

Как уже упоминалось, процесс обучения одновременно с образовательной реализует и воспитательную функцию. Воспитательная функция обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Она состоит в том, что в процессе обучения у учащихся складываются взгляды, научное мировоззрение, понимание законов природы, общества и мышления, нравственные и эстетические представления, способность следовать нормам по­ведения в обществе, соблюдать принятые в нем законы, процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы деятельности, социального поведения, ценности и ценностные ориентации.

Воспитательными возможностями располагает прежде всего содержание учебного материала. Все учебные предметы имеют тот или иной воспитательный потенциал. Гу­манитарные и социально-экономические дисциплины рас­полагают большими возможностями для формирования личностных качеств обучаемых. Содержание дисциплин естественнонаучного цикла способствует формированию мировоззрения, единой картины мира в сознании обучающих­ся, выработке на этой основе взглядов на жизнь и деятель­ность.

Воспитательное воздействие в процессе обучения оказы­вает также характер общения учителя и ученика, учащихся


между собой, психологический климат в коллективе. Суще­ствуют различные стили общения между участниками пе­дагогического процесса: авторитарный, демократический, либеральный. Современная педагогика считает, что опти­мальным является демократический, соединяющий в себе гуманное, уважительное отношение преподавателя к обу­чающимся, предоставление им известной самостоятельнос­ти, привлечение их к организации процесса обучения.

Обучение воспитывает всегда, но не автоматически и иногда не в нужном направлении, поэтому реализация вос­питательной функции обучения требует при организации учебного процесса, отборе его содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания.

Одновременно с образовательной и воспитательной функциями процесс обучения реализует и развивающую функцию. В процессе обучения кроме усвоения знаний, умений и навыков учащимися происходит их развитие. Причем оно осуществляется во всех направлениях: разви­тии речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер лич­ности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области. «Обучение ведет за собой развитие» — утверждает один из важных законов психологии, сформу­лированный Л.С. Выготским. Ему способствует как содер­жание образования, используемые методы и формы обучения, так и активная, разнообразная, сознательная деятельность обучаемых.

Хотя правильно поставленное обучение всегда развивает, однако эта функция успешнее реализуется при наличии специальной направленности. В теории и практике разрабо­таны особые технологии обучения, преследующие именно Цели развития личности. Значительный вклад в создание си­стемы развивающего обучения внесли отечественные уче­ные П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.

П.Я. Гальперин и Н.Ф. Талызина разработали теорию по­этапного формирования умственных действий. Л.В. Занков обосновал совокупность принципов развития мышления в процессе обучения: увеличение удельного веса теоретиче­ского материала, обучение в быстром темпе и на высоком Уровне трудности, обеспечение осознания учащимися своих


учебных действий. А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов разработали основы проблемного обучения. И.Я. Лернер М.Н. Скаткин предложили систему развивающих методе обучения, В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин — концепций содержательного обобщения в обучении, Г.И. Щукина способы активизации познавательной деятельности обучающихся. Д. Кабалевский, И. Волков разработали методическую систему, способствующую развитию эмоциональной сферы, богатства чувств, переживаний от восприятия природы и искусства, окружающих людей.

В настоящее время существует множество технологий успешно реализующих развивающую функцию обучения (см. тему 11).

Кроме образовательной, воспитательной и развивающей некоторые ученые выделяют еще побудительную и организующую функции обучения. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы он побуждал к дальнейшим учебно-познавательным действиям учащихся, организовывал их познание нового.

Бесспорным является то, что все функции процесса обучения взаимосвязаны и реализуются во всех его дидактических компонентах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: